«Игровые методы работы в логопедической службе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зубово-Полянская гимназия»
«Игровые методы работы в логопедической службе»
Подготовила и провела:
Учитель – логопед
Шмагина И.Ф.
Младший школьный возраст – это возраст почемучек, это возраст зоркой и острой памяти. В чем их отличие?
Скорее всего, в том, что они всегда стремятся к действию, к движению. Сидеть неподвижно на месте для них очень трудно. Да, и заниматься продуктивно дети могут не более 10 -15 минут.
С приходом в школу дети переключиться на учение. Не всем это дается одинаково легко. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них когда взрослый говорит: «А сейчас мы с вами немного поиграем, ребята, в одну очень интересную игру!»
Как сказал К.Д. Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает».
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо с первых шагов обучения пробудить интерес к учебным занятиям, увлечь ребят, мобилизовать их деятельность. Поэтому в процессе обучения важно создать благоприятные условия для полного осознания учащимися учебного материала.
Одним из эффективных приемов побуждения живого интереса является дидактическая игра. Сначала ребенок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре, и у ребенка возникает интерес к предмету.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию ребенка.
Игры и упражнения должны быть включены на каждом уроке и вводить их надо с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения.
Игра должна строиться так, чтобы в ходе ее дети что-то наблюдали, сопоставляли, выделяли существенное, т.е. игра должна включать и некоторые трудности, чтобы ребенок напрягал усилия воли для достижения результата.
Используется ли игра в логопедической работе?
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Ведь дети – логопаты, в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников.
Я играю на логопедических занятиях не ради игры, а для того, чтобы пробудить у детей огонек пытливости и любознательности.
Планируя занятия, на которых будут использоваться дидактические игры, логопед должен помнить, что главное- это удержать внимание на предлагаемом материале, формировать активность, самостоятельность.
Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Игры можно использовать на любом этапе урока. Особенно они важны при закреплении и углублении знаний, умений и навыков.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней и быстрей? Не зевай, без ошибок повторяй! и т.д.
Частым гостем на логопедических занятиях у нас бывает Веселый клоун. Клоун помогает в работе над дифференциацией звуков. Сказочные герои: Мальвина, Буратино, Незнайка, Карлсон помогают найти звук в словах. Во время такой работы дети вслушиваются в слова и звуки, определяют место звука в слове, различают на слух твердые и мягкие согласные. Дидактические игры «Птичка», «Ромашка» очень нравятся детям и помогают им лучше выполнить задание.
Интересно у нас проходят игры: «Путешествие в лес», «Собери Незнайку в школу». Ребята проявляют большую активность, т.к. хотят помочь герою выпутаться из сложной ситуации, научить говорить тот или иной звук, научить различать звуки. В другой раз сказочный герой присылает письмо и просит ребят ответить на его вопросы или отгадать загадки.
Есть много разных игр на развитие звукобуквенного анализа у детей. Хочу привести в качестве примера некоторые из них:
Мама купила разные продукты и оставила их на столе. Пока ее небыло, на стол забрался кот и откусил по кусочку от каждого продукта. Вот что осталось на столе:
Ма. ло, колба.а, мя. о, . ало
Эта игра помогает закрепить тему «Продукты» и звук и букву с.
За определенное время(10 мин) учащимся предлагается составить как можно больше слов из данных букв. При этом объясняю, что буквы в слове могут повторяться, но другие добавлять нельзя. За каждое правило составленное слово даю жетон, в конце игры подсчитываем жетоны и награждаем победителей.
а,о. е, д, л, т, м
дед, лето, лото, мел, мало идр.
Ученики по очереди бросают кубик, на гранях которого разное количество точек (3,4,5), подбирают и записывают слова с такими же количеством звуков. Записывают только те слова, в которых звуков столько же, сколько букв.
Учитель предлагает найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее:
сок, мох, дом, рак,
мак, пар, шут, сад,
Все эти игры развивают внимание, мышление, речь, фонематический слух.
Игры «Поймай шар», «Лабиринт», «Листопад» помогают детям запомнить буквы, составить слова на заданный звук.
Ученик перешел во второй класс. Казалось бы, хватит играть, пора
подойти серьезно к учебе. Но я так не думаю. Многие серьезные и трудные моменты на логопедических занятиях быстрее и лучше запомнят и поймут дети, если немного поиграть.
В результате систематического использования игр у детей развивается память, внимание, мышление, речь, фонематический слух.
На уроке вспоминаем алфавит.
Ребятам скучно просто перечислять буквы по порядку. А стоит только спросить:
- Вы хотите полетать на самолете?
- Если да, напишите буквы русского алфавита и тогда самолет возьмет вас в полет.
Дети любят игру «Буква-озорница».Такие задания помогают детям в определении звуковой структуры слова, развивает логическое мышление, фонематический слух:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.
Русская красавица
Своей козою нравится.
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Изучаем тему « Родственные слова» На этом этапе без помощи «Чудо- дерева» не обойтись. Ребята запоминают новые слова и учатся образовывать новые родственные слова. При изучении темы «Безударные гласные» на помощь приходят игры «Много-один», «Один-много» с перекидыванием мяча (сады – сад, леса – лес, деревья – дерево, стена - стены).
Игра развивает быстроту мышления, закрепляет учебный материал, активизирует пассивных учеников.
При изучении темы «безударная гласная» часто использую игровой момент. Игра «Помоги Пятачку» помогает закрепить трудную тему. Я говорю детям, что домик Пятачка заалело водой. Пятачек вышил так из положения: Он положил записку в бутылку, но во внутрь бутылки просочилась вода. Попробуйте прочитать эту записку и восстановить смытые буквы.
Дети все вместе вставляют буквы и подбирают проверочные слова.
При изучении темы «Предложения» на самых первых занятиях моя задача состоит в том, чтобы дать детям практическое представление о связи с лов в предложении. На этом этапе работы незаменимым помощником становится игра «Кто придумает конец тот и будет молодец».
Я читаю детям стихотворение, не называя последнего слова. Дети подбираю рифму.
Я хотел устроить бал
И гостей к себе . (Позвал).
Я взял муку и взял творог
Испек рассыпчатый .. (Пирог).
При изучении темы «Предлоги» моя цель дать детям понятие о значении предлогов, научить детей слышать предлоги, учить детей писать раздельно предлоги со словами. На этом этапе помогает игры – лото «Транспорт», «Животные», «Игрушки». Я раздаю детям картинки и задаю вопрос:
- На чем ты поедешь?
- Где живет собака?
Дети отвечают на вопросы, называют предлог, который использовали в предложении. Даже такая простая и всем знакомая сказка как «Репка» помогает при изучении этой темы. Не просто пересказывая сказку, а используя игрушки кукольного театра, маски дети рассказывают сказку и тем самым еще раз повторяют предлоги.
Так на помощь логопеду приходят игры – драматизации. Игры - драматизации являются играми – представлениями, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, жест, поза, походка, способствуют воссозданию конкретного образа.
Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику, последовательность событий, причинную их обусловленность. При этом он знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь. В игре – драматизации ребенок познает разнообразные жизненные явления, развивает свою речь, память, воображение, формирует внимание, то есть игра способствует умственному развитию детей. При пересказе сказки с элементами драматизации «Петушок и бобовое зернышко» дети учатся образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, закрепляются знания о домашних животных и птицах. При пересказе сказки «Где мой домик?» дети закрепляют знания о диких животных и их детенышах, употребляют в своей речи притяжательные прилагательные, упражняются в произнесении приставочных глаголов.
В результате речь становится более меткой, живой, красочной. Игры драматизации еще больше помогают ребятам усваивать образный язык сказок, приучают и в повседневной жизни использовать различные сравнения, эпитеты, гиперболы, метафоры.
Для автоматизации звуков в словах, для накопления словаря, развития фразовой речи логопед использует в своей работе сюжетно – ролевыми играми. Такими как, «Магазин», «Аптека», «Больница», «Автобус». Используя сюжетно – ролевые игры на фронтальных, групповых или индивидуальных занятиях у детей значительно расширяется кругозор, запас знаний, появляется интерес к слову. Эти игры помогают робким и застенчивым детям входить в общую игру, предлагаю для них посильную роль.
В литературе опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр. Использование игр на логопедических занятиях позволяет сделать учебный процесс более интересным, разнообразным, позволяет глубже изучить материал. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Дидактические игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры позволяют сделать логопедические занятия нетрадиционными. А в чем же ценность таких занятий? Серьезный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлеченно, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Все это положительно влияет на результативность обучения.
Список литературы:
Алтухова Н.Г. «Научись слышать звуки». – С.-Петербург «Лань», 1999 г.
Гизатулина Д.Х. «Русский язык в играх». – С-Петербург «Акцент», 1996 г.
Бессчастная Е.И. «Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках», - Начальная школа, №8, 1994 г.
Блувштейн З.В. «Дидактические игры в логопедической работе». - Дошкольное воспитание, №3, стр. 25, 1984 г.
Митрофанова А.Н. «Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка». – Саранск, 1992 г.
Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – Москва «Владос», 1994 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба и игра». – Ярославль «Академия развития», 1998 г.
Тарасова Л.Е. «Правописание безударных гласных в корне». – Начальная школа, №2, 1988 г.
Филичиева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с ФФН». – Москва «Гном-Пресс», 1999 г.
Функнер Л.Н. «Воспитание шестилеток по средством игры», - Начальная школа, №10 1989 г.
15