Нетрадиционные техники рисования (из опыта работы).


Сергеева Татьяна Владимировна
воспитатель
МКДОУ детский сад комбинированного вида №6 «СКАЗКА»
Новосибирская область, город Барабинск
Нетрадиционные техники рисования (из опыта работы).
Всем известно, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития художественно-продуктивных видов детской деятельности.
В настоящее время отмечается тревожная ситуация снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Учитывая интерес детей к образовательной области «Художественное творчество», мы решили применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования с применением на занятиях и в свободной деятельности детей разнообразных пальчиковых игр и упражнений.
Целью нашей деятельности стало — развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к письму через нетрадиционные способы рисования.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
1. Сформировать у дошкольников представление о нетрадиционных техниках рисования.
2. Повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников.
3. Сформировать у детей умение владеть нетрадиционными техниками рисования, использовать их многообразие в работе и применять при решении любой изобразительной задачи.
Для углубленного изучения нашей темы и систематического обучения детей нетрадиционным техникам рисования нами был разработан проект «Юный художник». Проект позволил на практике сочетать несколько видов нетрадиционных художественных техник рисования и подготовить руку дошкольника к письму. Занятия носили интегрированный характер, что позволило нам, не нарушая образовательного процесса включать нетрадиционное рисование и развитие мелкой моторики руки во все виды детской деятельности. Например, на музыкальном занятии дети прослушивали композицию П.И. Чайковского, а затем рисовали «Зимний пейзаж». На занятии по развитию речи дошкольники уточняли представление о кролике (внешний вид, повадки и другое), а затем рисовали «Длинное ухо — комочек пуха».
Научиться писать — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела. Поэтому с детьми старшего возраста пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики — усложняются. Пальчиковая гимнастика проводилась с учебными предметами (линейка, карандаш, ручка). Дошкольники точно по линиям, по точкам обводили контур нарисованного предмета.
Мы отметили, как радуются дети и при создании коллективной композиции. Особое удовлетворение доставляет детям общий результат, который, в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Поэтому, каждый обучающий возрастной этап детей заканчивался коллективной работой ребят. Продумывая темы коллективных композиций, мы исходили из интересов и возможностей детей. Например, коллективные работы: первый этап обучения — «Закружила осень»; второй этап обучения — «Волшебные картинки»; третий этап обучения — «Мои любимые игрушки»; четвертый этап обучения — «Букет для моей мамы».
Чтобы подготовить руку к письму, необходима тренировка, с помощью которой создается функциональная база работы соответствующих анализаторов. При выполнении пальчиковых игр и упражнений, обращали внимание детей на то, что движения нужно обдумывать и точно выполнять. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые упражнения, тем глубже знакомство ребенка с миром, тем совершенственней будет двигательная координация кистей и пальцев рук ребенка.
Это всё даёт наилучшую возможность овладеть письмом, рисованием — умением правильно пользоваться материалами, которыми можно нетрадиционно рисовать (держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с поролоном, с печаткой изготовленной из картофеля), без напряжения готовить руку к письму.
В своей работе учитывали индивидуальные особенности детей, возможности развития их творческих способностей, анализировали полученные результаты, планировали индивидуальную работу.
Организовали в группе развивающую среду по развитию творческих способностей детей. Был создан уголок «Страна маленьких художников». В уголке находились: шерстяные цветные нитки, парафиновые свечи, ткань разных оттенков др. Нами были изготовлены необходимые материалы (деревянные палочки, вырезан нужной формы и размера поролон, сшиты тряпичные салфетки, засушены листья и т.д.).
У детей была возможность не только развивать мелкую моторику, овладеть и совершенствовать нетрадиционные техники рисования, но и выражать в рисунке свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
На протяжении всей своей деятельности поддерживали тесный контакт с родителями. Зная, как волнует родителей то, чем занимается ребенок в детском саду, на занятиях, каковы его успехи, систематически организовывали выставки детских работ: «Художники с пеленок», «Дети любят, очень любят рисовать!» и др., куда включали фотографии практической работы детей. При этом выставляли произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо овладел навыками и умениями нетрадиционной техники рисования. Одной из форм выставки, на которой мы размещали все работы детей, стало изготовление декораций для музыкального зала к различным праздникам и досугам. Например, на праздник «8 Марта», дошкольники с использованием нетрадиционных техник рисовали разнообразные цветы, затем оформляли своими «шедеврами» музыкальный зал. На физкультурный досуг «Спортивная семья» дети рисовали портреты родителей и своими работами украшали центральную стену физкультурного зала.
Родители оказывали активную помощь в оформлении выставок детей, театрализованных представлений в группе и в детском саду. Участвовали в мастер-классах: «Добро пожаловать в страну чудес!», «Я — художник» и др. Посещали в детском саду «День открытых дверей», собрания, где сообщалось родителям о важности и актуальности развития мелкой моторики. Родители знакомились с консультациями: «Как развить у ребёнка мелкую моторику руки?», «Многообразие нетрадиционных техник», «Рисуем шерстяными нитками» и др. Также были проведены мастер-классы для родителей по нетрадиционным техникам рисования. Включённость родителей в процесс обучения и развития ребёнка позволила эффективно строить единое образовательное пространство.
Практика показала, что в результате совместной деятельности нам удалось создать дружескую атмосферу сотрудничества по формированию навыка письма через нетрадиционные художественные техники рисования.