Нетрадиционные техники рисования на занятиях внеурочной деятельности


Нетрадиционные техники рисования
на занятиях внеурочной деятельности
«Разноцветные ладошки»
Подготовила:
Барышева Ирина Васильевна
учитель начальных классов
Гридасовской СОШ
2016 г
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».                                               В.А.Сухомлинский
И в десять лет, и в семь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски …
Всё нарисуем! Были б краски.
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В. Берестов.
Как научить ребенка рисовать?
Сегодня можно с уверенностью сказать, что каждый нормальный ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают те дети, условия воспитания которых позволяет развить эти способности. 
Рисование – это радость, это возрастная потребность ребёнка, это самое первое доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют, ощущают. Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание.
Рисование для ребёнка не просто забава, а радостный творческий труд. Если ребёнок не испытывает желания рисовать, то с ним не всё в порядке. С ним нужно заниматься, развить и укрепить в нём качества творца, художника. И моя задача – разбудить, сохранить и развить в ребёнке умение радоваться, творить свой мир. Ведь самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания ; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он овладевает изобразительными навыками и умениями. Аристотель отмечал:«занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка»
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного и школьного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. 
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования 
Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку.
Нетрадиционные техники рисования
Отпечатки «листики»Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Отпечатки картошкой, морковкой, яблокомВкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности. Добавить детали ватной палочкой или кистью.

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге
Лист бумаги смачивается чистой водой( тампоном, поролоном или широкой кистью), а потом кисточкой или пальцами нанести изображение, пользуясь различными красками в зависимости от того, что вы хотите изобразить.

Набрызг или разбрызгивание краски. Это техника простая и многим знакомая. Ее суть - разбрызгивание капель с помощью зубной щетки или щеточкой для чистки одежды, стеки (деревянной или пластмассовой палочки в виде скальпеля, ножа). На щетку набирается краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, если на ней расположен трафарет, то они не забрызгаются - образуя белые силуэты.

Тонирование листа для последующего на нём рисования можно превратить в увлекательную игру с детьми. Взять маленькие губки для мытья посуды, нанести на неё краску, заполнить весь лист. Фон готов и какой необычный!

Рисование ватными дисками. Диск сворачивается вчетверо, закрепляем его сверху прищепкой. Обмакиваем диск в краску и «печатаем»свой рисунок или уже готовый.

Рисование катушками. На круглую часть деревянной катушки наносится краска и делается отпечаток на своём или готовом рисунке. Краску следует наносить «сильнее» и «слабее» в определённых местах, в зависимости от желания сделать рисунок выразительнее.

Вот я перечислила несколько методов, техник рисования, на самом деле их много. И множество рождается, когда работаешь непосредственно с детьми. Дети—великие мастера – выдумщики и фантазёры, они многому могут научить нас.
Так что же дают детям нетрадиционные изобразительные технологии? Возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.