Педагогические ситуации, способствующие формированию регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Богданова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
№56 г. Курска»

Педагогические ситуации, способствующие формированию регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности. Для успешного протекания учебной деятельности необходимо: мотивы, планирование, прогнозирование, конкретные действия и операции, контроль и оценка результатов. Всеми этими типами учебной деятельности смогут овладеть учащиеся, если мы будем уделять этому свое чуткое внимание. Целеполагание – это постановка учебной задачи на основе сопоставления того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, причем, личностно значимой для каждого ученика. Постановка учебной задачи является одним из самых трудных моментов в работе педагога.
Вот страничка букваря, где только рисунки и условные значки.
Как научить ребенка ставить цель?
Воспользуемся практической задачей: сравните эту страницу с предшествующими страницами. Чем они будут отличаться?Дети легко находят отличие: в уголке появился квадратик, а везде был кружок. Почему? Что это значит? Надо узнать. Таким образом, дети уже с первого класса учатся ставить перед собой задачу, цель, приучаются обращать внимание на новизну материала.
Во многих учебных комплектах сегодня обозначены заголовками темы уроков, то есть, дана их словесная формулировка. Прочитать тему- это одно дело, а но как начать работу с этого заголовка.
Вот примеры.
Русский язык 2 класс, тема в учебнике записана так: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, обозначающих предметы». На доске появляются таблички:
ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ.
- Что вам уже известно? Дети отвечают, что они знают слова – предметы. Это «мостик» для перехода к работе по иллюстрации, где изображены предметы. Математика 3 класс. Тема: «Разряд единиц, тысяч». Учитель предлагает закрыть пальчиком слово «тысяч»
- Что получилось? «Разряд единиц, да это же мы знаем» - одобрительно произносят дети.
Откройте слово. «Это нам надо узнать» - понимают ученики.
Нет четко сформулированной темы, можно поработать с текстом – интригой и найти подсказку для формулировки темы урока, целей.
Вот пример.
Урок литературного чтения 3 класс. Интрига:
- «Больше всего я люблю читать сказки про животных» - сказал Миша.
- «Очень хорошо» - одобрил Михаил Потапович.
Если читать сказки разных народов, то можно сделать интересные открытия.
Обучающиеся сразу формулируют цель своего чтения:
- Будем читать сказки о животных, сказки разных народов и еще узнаем интересные открытия.
В конце урока учащиеся делают выводы, что сказки бывают самые древние и их можно определить по определенным особенностям.
Для успешного протекания учебной деятельности необходимо ставит цели. Но не менее важны мотивы, побуждающие к деятельности. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он сможет понять и сформулировать задачу. Если ребенок мотивирован, то у него возникает интерес к этой деятельности. Чему бы не учить и каким способом не учить, мы, прежде всего, обращаемся к органам чувств ребенка, являющимися его «окнами в мир». В интеллекте нет ничего, что бы не прошло через органы чувств. А что если урок начать с того, что на демонстрационном столике появляется пачка соли?
- А что мы будем сегодня изучать?
У нас урок окружающего мира. Но вот кто-то уже скомандовал: «Давайте посмотрим в учебнике, зачем нам нужна пачка соли. Открывают учебник и выясняют, что будут изучать тему «Килограмм и грамм». Захотелось подержать в руках эту пачку, обратили внимание на то, что на ней написано.
Слушает ли ребенок или читает, наблюдает ли за действиями учителя на уроке, в это время, прежде всего, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем – запоминание, установление ассоциаций, осмысление и творческая переработка.
Формулу успешного обучения можно записать так:
М + 4П + С
Где М – мотивация;
1П – получаем (либо поиск) информации?
2П – понимаем информацию;
3П – помним;
4П – применяем информацию;
С – систематизируем знания.
Мотивация – побудительная сила, движущая ученика к цели обучения, и неслучайно она стоит в формуле на первом месте.
«Конечно, обдумай «что», но еще больше «как», - отмечал Гёте.
Планирование – определение последовательности действий по достижению конечного результата. Надо отметить, что четкое планирование учителем урока создает возможность правильно спланировать и деятельность учащихся по освоению того или иного материала. Предметное содержание учебного материала в учебниках, которые отвечают всем требованиям ФГОС, дает возможность составлять план последовательных действий учителю и обучающимся и даже родителям.
Вот пример того, как мы составляем «Дорожную карту» по изучению чатей речи в третьем классе. Сначала учащиеся вспоминают все, что изучали по данной теме в первом и втором классе: слова- предметы, отвечают на вопросы: кто? и что?, начальная форма. Потом по содержанию учебника определяют, что будут изучать об имени существительном в третьем классе. По мере изучения материала учащиеся дописывают свой план. А если посмотреть на него, то это и есть последовательность морфологического разбора имени существительного. К четвертому классу, когда дети будут изучать тему «Морфологический разбор имени существительного», будет отработана и последовательность, и необходимые знания.
Если хочешь научить ребенка, не давай ему знания в «чистом» виде. Научи его добывать их самостоятельно.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня его достижения, это тоже характеристика регулятивных УУД. На уроке всегда есть возможность для создания самостоятельно поиска, предварительных догадок и гипотез, проведение экспериментов и опытов, подтверждающих предположение. Для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, и не менее важен, конечно, контроль и оценка результатов. В первом классе мы учим определять «прирост» в знаниях. Для этого используем линеечки, оценочные листы, ростомер.
Приемам действия контроля необходимо специально учить. Развитие приема «предвидеть результаты своих действий», отдавая отчет правильности их выполнения, сопоставлять с образцом, позволяет исправлять ошибки и предотвращать их. Многие формулировки заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля учащихся, выглядят в учебнике следующим образом: «Чья тебе точка зрения ближе?», «Вернись к тексту, прав ли Миша?», С кем ты соглашаешься?».
Ученик научится и получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания посредством системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения заданий по образцу, алгоритму, правилу, с помощью таблицы, инструментов, рисунков. Все эти механизмы заложены в учебниках. Но без творческого опыта учителю не обойтись. Ученик понимает, что решив уравнение, мы выполняем проверку, своего рода контроль решения, выбор действия.
Контроль над освоение учебного материала эффективен тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащегося. Работая над ошибками, мы учим алгоритмам проверки слов с безударными гласными парными согласными, непроизносимыми согласными. А как быть со словами непроверяемыми? Для лучшего запоминания правописания словарных слов учащиеся используют прием «ассоциаций».
- Что помогает тебе запомнить словарное слово?
- Иней, он белый, компот в слове два круглых яблочка и т.д.
На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует его, моделирует его существенные свойства. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия с тем, чтобы в конце урока смог сказать:»Сомневался» или «Теперь умею», а возможно и «Могу научить другого».