Занятие по профессиональному определению для младших школьников Шаг в профессию
Профориентационное мероприятие «Шаг к профессии»
Автор: педагог-психолог Мамукова А.Г.
Пояснительная записка
В настоящее время в каждой школе уже накоплен достаточно большой опыт применения различных техник профориентационной работы в среднем и старшем звене. Отметим, что из года в год в мире меняются экономика и социальная ситуация в обществе, возникают новые технологии труда, при этом каждому ученику школы важно сделать правильный выбор будущей профессии с учетом возможных изменений в профессиональной деятельности. Поэтому необходима организация целенаправленной профориентационной работы на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
На практике работы в школе мы видим, что для учащихся начальных классов профориентационная деятельность носит эпизодический характер. Если для учащихся средней и старшей школы уже разработаны различные методические разработки профориентационной направленности, то для учащихся начальных классов явно таких разработок недостаточно.
На этапе обучения в начальной школе ведущей деятельностью для ребенка становится познавательная. В этот момент важно расширить его представления о различных профессиях. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще сложно понять, но в каждой профессии есть отрасль, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, впечатлений самого работника. Именно поэтому очень важно создать разнообразную палитру о мире профессий, чтобы в дальнейшем каждый школьник смог правильно проанализировать свою профессиональную сферу и сделать нужный выбор осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку, тем меньше ошибок при выборе он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Организуя профориентационную работу в начальной школе важно учитывать, что в этот период у детей формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей из ближайшего окружения.
Учитель в начальных классах знакомит учащихся с профессиями родителей, а также с наиболее распространенными профессиями в процессе изучения предметом, посредством чтения художественной литературы, профориентационных игр, экскурсий. В силу возраста дети еще не понимают, что такое понятие «профессия». Поэтому на данном этапе стоит формировать у учащихся данное понятие - «профессия».
Если мы спросим у детей: «Что такое профессия?», то практически всегда мы услышим: «врач, учитель, водитель…» и т.д. При этом лучше всего перейти к следующему вопросу: «Какие знания нужны людям, которые ими становятся?» в итоге, с помощью таких вопросов, у учащихся складывается правильное понятие «профессия». Позже с учащимися можно объединить профессии по способу деятельности, физической подготовки и т.д.
Обучаясь в начальных классах помимо познавательной деятельности у учащихся еще некоторое время ведущей деятельностью остается- игровая. Это стоит учитывать при проведении профориентационных занятий.
Цель: формирование у учащихся младших классов представления о многообразии профессий.
Задачи:
-привить интерес к миру профессий
-развивать навыки взаимодействия в группах
-воспитывать уважительное отношение к труду, представителям разных профессий.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов. 7-9 лет
Место проведения: образовательное учреждение, класс
План реализации программы мероприятия
Название игры
1. Слово ведущего. Приветствие
2. «Загадка»
3. Игра «Самая-самая»
4. Игра «Находка»
5. Игра «Угадай профессию»
6. Игра «Собери пословицы»
7. Слово ведущего. Завершение
Оборудование: ИКТ, карточки с рисунками орудий профессий, ручки, листы А4, таблички для команд, значки для награждения команд.
Правила: наибольшее количество ответов- 3балла
среднее количество ответов- 2балла
низкое количество ответов- 1 балл
«0» количество ответов- 0 баллов
Ответы на задания учащиеся записывают на листок А4. После каждой игры подчитываются правильные ответы и начисляются баллы. Побеждает команда с максимальным количеством баллов.
Содержание проведения мероприятия
Ход мероприятия:
Учащихся заранее предлагается разделиться на три группы, также нескольким ученикам предлагается стать жюри мероприятия.
Ведущий: «Здравствуйте, ребята!
Мы начинаем наше мероприятие!
«Загадка». Чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитать его. ( слайд 1,2)
Повар, роса, оса, ферма, сегодня, сон, игра, яблоко
Ребята, когда вы закончите школу перед вами будет стоять выбор- какую профессию получить. Сейчас для вас главным является учеба. Но поразмыслить о будущей профессии мы можем сегодня.
В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. В мире очень много интересных профессий. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Свое знакомство с профессиями мы с вами проведем в форме игры.»Игра «Самая-самая» Ребята, я вам буду задавать вопросы с элементами юмора, а вы постараетесь ответить!
Назовите самые сладкие профессии, самые смешные профессии, самые детские профессии, самая общительные профессии.
(Ответы: сладкие: кондитер, повар…, смешные: клоун, пародист…, детские: воспитатель, учитель…, общительные: журналист, учитель, экскурсовод…)Игра «Находка»
Командам показываются карточки с орудиями определенных профессий.
- указка
-колесо
-таблетки
- мука
- ножницы
(Ответы: учитель, водитель, врач, повар, парикмахер)
Игра «Угадай профессию»
Учащимся предлагается из путаных слов составить правильные слова.
Слова:
ЧУЬЛИТЕ-……………….. (УЧИТЕЛЬ)
РЧАВ-………………….(ВРАЧ)
МАРЛЯ-………………..(МАЛЯР)
КУЛОН-……………….(КЛОУН)
КРИДЕРТО-…………….(ДИРЕКТОР)
Игра «Собери пословицы»
1.Кончил дело - гуляй смело.2.Терпение и труд всё перетрут3.От труда здоровеют, а от лени болеют.
4.Глаза страшатся, а руки делают.5.На работу с радостью, а с работы с гордостью.6.Не игла шьёт, а руки.7.Хозяин тот, кто трудится.
Завершение мероприятия.
Жюри подсчитывают количество баллов. Награждения команд.
Ведущий: «Ребята, вот мы и подвели итоги мероприятия. Сегодня мы с вами вспомнили и узнали много интересных профессий. В будущем я желаю вам выбрать ту профессию, которая будет вам по душе. Выбрать профессию за короткое время нельзя. Вам придется возвращаться к этому вопросу еще много раз. А сегодня я хочу пожелать вам хороших оценок и больших успехов во всех начинаниях!» Спасибо.
Ожидаемый результат
Профориентационное мероприятие «В мире профессий» позволит выработать у младших школьников понимание важности раннего знакомства с профессиями и уважительному отношению любому труду, потребность знаний о многообразии профессий. Предполагается средствами материала мероприятия формировать привлечь интерес к миру профессий, развить навыки взаимодействия в группе, воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду, формировать целостное знание, также формировать потребность в творческой деятельности и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы.