Конспект урока Решение задач на движение. Движение в одну сторону.
Тема: Решение задач на движение. Движение в одну сторону.
Цель: осознание детьми факта, что движение может происходить в в разных направлениях;
Сконструировать понятие «скорость удаления» при движении в одном направлении.
продолжить формирование навыка решения задач на движение,
развитие умений анализировать, сравнивать отношения между величинами,
делать выводы находить практическое применение полученных знаний.
Задачи урока:
рассмотреть новый тип задач на движение,
сформировать понимание скорости удаления при движении в одном направлении, понимания того, что происходит с объектами при данном движении,
продолжить вырабатывать навык правильного применения математических терминов,
развивать письменную речь,
делать правильное пояснение к решению задач.
формировать умение ставить перед собой цель, намечать пути достижения цели, контролировать свои действия
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами отправимся А вот куда!? Для того , чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо расшифровать слово. Работать будете в паре.
2
800
80
30
70
72
100
16
п
т
у
е
с
в
ш
и
92: 46=2 п 150:5=30 е 280:4=70 с 64:4=16 и
130-50=80 у 84+16= 100 ш 4*200=800 т 15*2=30 е
7200:9= 800 т 210:7=30 е 18*4=72 в
-Итак, куда мы отправимся? ( в путешествие)
-Путешествие у нас будет математическое, по знакомым вам местам.
-На чем можно путешествовать? А на каком виде транспорта путешествовали мы?
- С какой средней скоростью мы двигались?
50км/ч 5км/ч 10км/ч
-Почему вы не выбрали других данных? Какие объекты могут двигаться с такой скоростью?
На месте мы будем через пару часов. Чтобы не заскучать, давайте составим и решим несколько задач.
III. Ситуация успеха.
Решение записывать будете формулой и числовым выражением без пояснения и ответа. (2 человека у доски)
№1. С какой скоростью мы двигались?
Через какое время мы приехали в Челябинск?
Поставьте вопрос к задаче и решите.
№2 А если мы путешествовали на велосипеде, то нам бы потребовалось 10ч. С какой скоростью нам пришлось бы двигаться?
№3 А за какое время преодолеет это расстояние вертолет?
Проверка.
- Посмотрите, всё ли правильно сделали ребята?
-Что нужно было найти в в 1 задаче? Как находится расстояние?
_ Что нужно было найти в во2 задаче? Как находится скорость?
- Ребята, вы тоже не решили эту задачу? Почему? ( не хватает данных)
Молодцы. Заметили, что не все задачи можно решить. Поэтому я вам предлагаю найти в задачнике скорость вертолета и решить задачу дома.
Физминутка для глаз.
YI.Постановка учебно-практической задачи
Как вы думаете, умеете ли вы решать простые задачи на движение? А теперь задание посложнее. По краткой записи составьте задачу. Не забудьте, что путешествовать можно и на других видах транспорта. (четверки)
СЛАЙД №1
Скорость
время
расстояние
(4о+10)км/ч
2ч
?
-Почему скорость записана числовым выражением? (двигались 2 транспортных средства) Какие транспортные средства могут двигаться с такой скоростью?
- Как называется общая скорость 2 транспортных средств? Можешь ли по таблице определить, о какой скорости говориться? Почему? Что вы можете сказать о направлении движения?
-Составляя задачу на движение, о чем мы должны помнить?
Таблица:
Пункт отправления
Момент отправления
Направление движения
Составьте задачу в четверках и выберете представителя, который эту задачу расскажет. Запишите решение числовым выражением.
- Итак, что вы должны сделать? (Составить, решить)
Проверка:
СЛАЙД №2
Сравните решение и ответы. Какие они? Почему?
(40+10)(2=100 или 402+102=100
Сколько способов решения задач получилось? Какой из них рациональный? Почему?
-Посмотрите на схемы (навстречу, в разные стороны). Чьё условие задачи подходит к схеме№1, № 2? Расскажите. Оцените работу, все ли условия соблюдались?
-У кого из вас задача по содержанию отличается от этой задачи? Чем?
-Почему при разном движении получились одинаковые решения? (одна таблица, расстояние между объектами меняется с одинаковой скоростью)
-Как находятся скорость удаления и сближения? Чем отличаются? (направлением движения)
Постановка учебно-практической задачи.
-Молодцы. Умеем ли мы решать задачи на встречное движение и движение в разные стороны? Какие мы еще не решали?
-Подумай и расскажи, как будет происходить движение наших объектов, если они едут в одну сторону, в одном направлении?
-С помощью схемы ответь на вопросы:
-Как будет изменяться расстояние между объектами?
СЛАЙД №3
-С какой скоростью удаляется каждый объект от пункта, из которого они выехали?
-С какой скоростью объекты удаляются друг от друга? Чему равна скорость удаления? Каким действием нашли? Запишите формулой в парах.
-Какое расстояние будет между ними через 1ч? 2ч?
-Сравните скорости удаления в разных задачах. При каком движении скорость удаления находится сложением? Вычитанием?
Итог:
-Вот и закончилось наше математическое путешествие. Сейчас нам нужно подвести итог нашего урока. Наш урок показал, что мы умеем делать хорошо Перечислите.
Что нового мы узнали?
Как находится скорость удаления при движении в одном направлении?
Чем она отличается от предыдущей? (направлением движения)
Задачи непростые, все ли случаи движения в одном направлении мы разобрали? Какое движение может быть по времени?
Как вы думаете, что надо отработать на следующем уроке?
Оцените свою работу сегодня на уроке. Что можно оценить?
Кто напомнит домашнее задание.
Что нужно найти в задачнике?
Самоанализ урока
Тема: Решение задач на движение. Движение в одну сторону.
Цель: осознание детьми факта, что движение может происходить в в разных направлениях;
Сконструировать понятие «скорость удаления» при движении в одном направлении.
продолжить формирование навыка решения задач на движение,
развитие умений анализировать, сравнивать отношения между величинами,
делать выводы находить практическое применение полученных знаний.
Задачи урока:
рассмотреть новый тип задач на движение,
сформировать понимание скорости удаления при движении в одном направлении, понимания того, что происходит с объектами при данном движении,
продолжить вырабатывать навык правильного применения математических терминов,
развивать письменную речь,
делать правильное пояснение к решению задач.
формировать умение ставить перед собой цель, намечать пути достижения цели, контролировать свои действия
Эта тема рассматривалась в рамках учебной задачи «Прямая пропорциональная зависимость величин. Задачи на движение» Комплексность данной учебной задачи была обеспечена построением процесса учебной деятельности на уроке. В соответствии с теорией учебной деятельности на уроке были развернуты ее следующие структурные элементы:
1. Актуализация известного способа действия (ситуация успеха).
Цель: демонстрация владения уже известным способом действия решения задач на движение, создание положительного эмоционального настроя, уверенности в собственных силах.
Достижение цели осуществлялось через введение игровой формы урока – путешествия, организованного на опыте детей; решение простых задач на нахождение скорости, времени, расстояния; использование задания ловушки, способствующего формированию действию рефлексивного контроля.
2.Поиск и выделение общих и различных свойств изучаемого явленияи конструирование понятия.
Цель: осознание не возможности применения известного способа действия в новых условиях и конструирование понятия скорости удаления при движении объектов в одном направлении.
Достижение цели осуществлялось при помощи действия моделирования (сначала детям по модели (таблице) было предложено составить и решить задачу. Соотнести ее с другой моделью (схемой), а затем через сопоставление этих двух моделей была осознана возможность движения в одном направлении, различие данных видов движения на основе изменения расстояния между движущимися объектами в единицу времени и конструирование понятия «скорость удаления», а также фиксация в знаковой форме нового понятия.
3.Постановка цели на серию последующих уроков.
Данный этап урока нацеливал учащихся на тренировку в применении нового понятия при решении задач на движение.
Таким образом, тип урока можно обозначить как урок конструирования нового понятия
Основной формой работы на данном уроке являлась организация коллективно-распределенной деятельности учащихся. При введении учебно-коллективно-распределенной деятельности учащихся. При введении учебно-практической задачи я старалась опираться на фактически имеющиеся знания и умения. Дети самостоятельно применяли наличный способ действия при решении задач на известные им виды движения, самостоятельно отрефлексировали недостаточность данных при решении задач про вертолет. Введение теоретического понятия было подготовлено учебным диалогом между учащимися (при работе в группах) и между учителем и учащимися.
Основным методом обучения. Использованным на данном уроке, был метод организации исследовательской деятельности (на основе сравнения различных видов движения и выявление их схожести и различия было сконструировано понятие «скорости удаления»).
Контроль над знаниями учащихся был организован в форме взаимопроверки на первом этапе урока (при решении простых задач) и фронтального контроля (при проверке результатов групповой работы).
На мой взгляд, цели были достигнуты:
-дети осознали возможность совершения движения в разных направлениях;
-сконструировали понятие «скорость удаления»;
-поставили цель на отработку применения известного способа действия в новых условиях через решение частных практических задач.
Пункт отправления
Момент отправления
Направление движения