Родительское собрание-тренинг Домашнее задание без стрессов



ТРЕНИНГ «ДОМАШНЕЕ ЗАНЯТИЕ БЕЗ СТРЕССОВ»
ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Ознакомить участников тренинга с понятием «домашние занятия» и его правилами.
Раскрыть значимость домашних занятий в обучении, воспитании и развитии ребёнка.
Практические советы родителям по организации домашних занятий без стресссов
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Правила домашних занятий и их значение в обучении, развитии и воспитании ребёнка.
Практикум по определению типа восприятия у ребёнка «Узнай своего ребёнка».
Ролевые игры «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
Вступление (2-3 мин.)
Ожидание (2-3 мин.)
Знакомство (10 мин.)
Принятие правил тренинга (2-3 мин.)
Практическое упражнение «Снежинка» (4-5 мин.)
Информация по теме (7-8 мин.)
Психологический практикум «Узнай своего ребёнка».(20 мин.)
Мозговой штурм «Значение домашних занятий». (10 мин.)
Ролевая игра «Занимаемся без стрессов». (20 мин.)10.Итог. (5-7 мин.)
ОБОРУДОВАНИЕ
Маркеры, фломастеры, стикеры, бейджики., скотч, клей, бумага писчая А-4, листы бумаги 20x20 (20 шт.), плакаты, памятки для родителей.
Ход тренинга
ЗНАКОМСТВО
Наше знакомство начинаем словами: «Любимым общим делом в нашей семье, которое помогает воспитывать и развивать ребёнка является…». (выступления родителей).
ПРАВИЛО
Мы уже говорили о том, что без правил не обходится ни одно занятие. И в нашем тренинге мы будем придерживаться следующих правил
Активность
Откровенность
Честность
Персонификация
Толерантность
Гендерность
Не критиковать
ВСТУПЛЕНИЕ
Малыш пошёл в школу. И, казалось бы, папам и мамам теперь можно вздохнуть с облегчением. Ведь его там всему научат: и дадут необходимые знания о мире, и ознакомят с основами наук, и, наконец, научат мыслить.
Однако не стоит спешить. Что касается знаний, то тут спору нет - этому научат. Правда, иногда возникает вопрос относительно их качества. А вот относительно «научат мыслить» ~ то это факт не бесспорный.
К сожалению, современная школа пока не дошла до такого уровня, когда в расписании школьных уроков стояли бы предметы, направленные на развитие интеллекта ребёнка.
И поэтому, мамам и папам, бабушкам и дедушка, которые хотят помочь своему ребёнку (внуку) развить свои способности и вырасти умным и творчески мыслящим человеком нужно уделять особое внимание домашним занятиям.
Сегодня темой нашей встречи будут «Домашние занятия без стрессов»
Мы познакомимся с понятием «домашние занятия», рассмотрим их значимость для ребёнка, выработаем правила домашних занятий, рассмотрим и разыграем жизненные ситуации, которые возникают во время домашних занятий, научимся определять тип восприятия вашего ребёнка.
ОЖИДАНИЕ
(Плакат Рисунок контура песочных часов) Каждый из вас заранее уже определился, что бы хотел услышать сегодня. И теперь, исходя из темы и задач тренинга, определите свои ожидания, т. е. на какие вопросы конкретно вы хотели бы услышать ответы. (Родители на «кружочках песчинках жёлтого цвета» записывают свои вопросы и, зачитывая, наклеивают их на плакат)
ИНФОРМАЦИ Я. МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние занятия. И специалисты доказали необходимость таких занятий, т. к. они воспитывают, развивают и обучают. Назовите 10 пунктов, которые это доказывают. (Родители называют, ведущий записывает на листе ватмана в 3 столбика).
ВОСПИТЫВАЮТРАЗВИВАЮТОБУЧАЮТ
СамостоятельностьТворчествоУсвоение материала
ОтветственностьЛогикуОсмысление изученного
АккуратностьМышлениеЗакрепление изученного
ТрудолюбиеПамятьУточнение и расширение
УсидчивостьРечьзнанийСамоконтроль
Настойчивость Внимание
ДобросовестностьВосприятие
НравственностьМоторику
ИнициативностьУстранение пробелов в знании
Чувство долга
Занятия важно организовать так, чтобы ребёнку было интересно и хотелось учиться. Ребёнок, которого учат принудительно, обычно неохотно пользуется своими умениями. У таких детей нет желания учиться и им труднее, чем их одноклассникам. Потому что они боятся ошибиться, они скованны, робки в своих умственных движениях.
Не умение читать и писать, а желание учиться, любознательность, отсутствие комплексов, отсутствие страха перед учебными трудностями, творческими действиями и возможными ошибками — вот главные условия учебных успехов. Они помогают развиться интеллектуально, сохранить свою индивидуальность, приумножить творческие способности, расти общительными и жизнерадостными.
Очень важно расковать, раскрепостить детей, чтобы они ощущали свои занятия непринуждёнными, добровольными, доставляющими радость. Без этого не возникнет творчества, самостоятельности. Но не менее важно (и ещё труднее) уследить, чтобы раскрепощённость не переросла в «неуправляемое детское буйство». В состоянии «буйства» (как и в состоянии закрепощённости, скованности) дети не способны к плодотворным, созидательным действиям.
Не оставляйте ребёнка один на один с новой задачей. Старайтесь понять, в чём его трудности и помогайте ему, но не навязывайтесь, не подавляйте его инициативу. Там, где он может справиться сам, позвольте ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. Не забудьте порадоваться за него и не скрывайте своей радости и гордости. Занятия требуют терпения, внимания к ребёнку, умения проникать в его восприятие мира, в его логику, знание предмета. Терпения и внимания к ребёнку идущего от любви и уважения к малышу, от родительской культуры и интеллектуальной активности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ работа «Снежинка».
У каждого родителя квадратный лист бумаги. Попросить родителей выполнять 5-6 раз одно и то же задание: сложить листок пополам и оторвать правый верхний угол. Потом развернуть листок и сравнить с тем, что получилось у рядом сидящих. У каждого получился свой узор.
Вывод. Дети, слушая задания, воспринимают каждый по-своему.
Нынешнее поколение взрослых сейчас чувствует, что современные дети не такие, какими были их родители в детстве. У детей другие интересы и, не похожее на наше, другое восприятие мира. Они раньше, чем мы в своё время, начинают разговаривать, читать, а самое главное - мыслить. Потому что таков закон развития общества. Ещё Г. Лейбниц говорил, что дети «стоят на плечах титанов» т. е. впитали с генами весь опыт предыдущих поколений. Главная родительская задача - научиться уважать детей, восхищаться их возможностями.
Мы знаем, что все люди имеют 5 органов восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, но не все одинаково ими пользуются. Природой предусмотрено, что по типу восприятия информации люди делятся на три группы: зрители (визуалы), слушатели (аудиалы), деятели (кинестетики).
У ребёнка, который лучше воспринимает информацию, видя перед собой картинки (наблюдая, читая, рассматривая) зрительный тип восприятия - он визуал.
Ребёнок, который лучше воспринимает информацию на слух - аудитор.
А если ребёнку нужно потрогать, покрутить, прикоснуться у него кинестетический тип восприятия.
Спросите у ребёнка о чём-нибудь из недавнего прошлого. Визуал посмотрит вам в глаза, аудиал - скосит глаза в сторону уха, кинестетик начнёт вертеться, ища предмет, который он может показать, прикоснуться к нему.
В природе типы восприятия распределяются примерно в таких соотношениях: - визуалы и кинестетики - по 45%
Это распределение условно, но общую картину характеризуют. Сколько ошибок в воспитании детей, и в дружбе, и в семейной жизни люди смогли бы избежать, знай они эти особенности человеческого восприятия.
Многие женщины упрекают в отсутствии уважения и даже любви своих мужчин, жалуясь на их невнимательность, мол сколько раз я говорила, а он... А он не воспринимает информацию на слух, он, возможно, визуал или кинестетик. Визуалу следует табличку с остроумной надписью на дверь или телевизор повесить. Кинестетику с нежным поцелуем дать мусорное ведро в руки, и он с радостью всё сделает. Ощутив уважение к себе, мужчина проявит все лучшие чувства к вам, единственной и неповторимой. Вообще-то, душевный такт вполне мог бы заменить многие знания по психологии.
Немаловажно также определить и свой тип восприятия. Ведь родитель и ребёнок могут оказаться разными людьми, В отдельности ни один из типов восприятия не существует, просто один главный, ярко выраженный, более развитый от природы, а остальные работают как вспомогательные.
Визуал (зритель) - прекрасно учится читая, рассматривая схемы, видео- и телефильмы, компьютерные программы. У таких детей отличная зрительная память, будто у них в голове спрятана копировальная машина. Этот умственный ксерокс очень пригодится им в школе, институте, когда со стола экзаменатора визуал берёт билет, то часто идет отвечать на него, не обдумывая вопрос, не готовясь, т. к. перед его внутренним взором мгновенно возникает целыми страницами тексты из конспектов, учебников, а также схемы и рисунки. Визуаи лучше справится с работой, если перед ним лежит список того, что нужно сделать или письменная инструкция. Всё это видно с младенческого возраста. Такие дети спокойные, способны долго рассматривать, любят наблюдать за всем, радуются ярким предметам, рано начинают различать цвета.
Аудиалы (слушатели). Именно на них рассчитаны наши школа и ВУЗ. Слушатель комфортно чувствует себя на лекциях, хорошо запоминает учебный материал, интонацию лектора. Для таких детей в обучении главным является голос. Читайте побольше ему вслух, пусть он слушает магнитофонные записи. Аудиал способен выполнить задание прослушав лекцию всего один лишь раз, он хорошо запоминает телефонные номера, имена людей, может сосредоточиться, слушая что-то и не участвуя в этом активно.
Кинестетики (самый интересный тип) - люди с неуёмной энергией. Эффективнее всего они обучаются в действии. Им нужно разрешить учиться методом проб, экспериментов, демонстраций. Их нужно обнимать, целовать, ласкать, похлопывать по спине, гладить по голове, хвалить, а самое главное - проявлять терпение и изобретать для них способы активного обучения. Если этого не делать, одарённые богаче других дети, часто бывают отстающими, неуспевающими, хулиганят, не слушаются, ищут неприемлемые выходы своей энергии.
Надо помнить, что отдельных типов в природе бывает не много. Некоторые ученики усваивают трудную информацию, используя два наиболее развитых типа восприятия, некоторые - три ( таких детей около 30%. Если у вашего ребёнка смешанный тип восприятия - - скомбинируйте учебные стратегии, характерные для каждого типа восприятия, и вы получите прекрасный результат.
Ведь дети часто индивидуальны, интересны, часто непредсказуемы. Любите своих детей, учитесь их понимать. Каждый ребёнок талантлив и умён от природы. Докажите это всем в своей семье.
ДЕТИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ -
АУДИАЛАМИ, КИНЕСТЕТИКАМИ, ВИЗУАЛАМИ.
БЕЗДАРНЫМИ НЕ БЫВАЮТ!
ПРАКТИКУМ
Сейчас мы попробуем определить свой тип восприятия и научимся определять тип восприятия своего ребёнка.
ЗАДАНИЕ 1. Ведущий молча показывает карточки с написанными буквами и цифрами (между показами просчитывать по 3 сек.). 21 8 12 45 7 ж ц в у ю Попросить участников записать то, что запомнили.
ЗАДАНИЕ 2. Ведущий чётко и медленно произносит цифры и буквы. 5 12 8 24 3 б ж я м с. Попросить участников записать то, что запомнили.
ЗАДАНИЕ 3. Разбиться на пары. Каждый участник получает карточку с цифрами и буквами. Это задание пишет обратной стороной ручки (карандаша) на спине товарища. Прошу записать то, что узнали и запомнили1 5 8 10 131 4 8 32 41
агипслрос т
ВЫВОД. В каком задании больше правильных ответов, такой тип восприятии больше развит у ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Вы узнали тип восприятия свой и вашего ребёнка. Можно приступать к занятиям. Но нужно выполнять ещё ряд рекомендаций, которые разработали педагоги и психологи.
Занимайтесь с ребёнком систематически. Самое оптимальное время для занятий с 15 до 17 часов.
Следите за продолжительностью занятий.
1класс - игры, беседы, раскрашивание, лепка, работа с бумагой, рассматривание любимых книг, наблюдения за природой во время прогулок.
класс - 40 мин.
класс - 70 мин.
класс - 90 мин.
Приучайте ребёнка выполнять работу до конца, аккуратно, красиво правильно.
Будьте терпеливы, не наказывайте малыша за ошибки, поощряйте его за успехи.
Включайте в занятия игровые элементы. Для 6-7летнего ребёнка это основной способ познания окружающего мира.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ (мы их не обговариваем, а вспоминаем из нашей недавней школьной жизни)
Освещение с левой стороны.
Высота стола на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.
Ноги стоят на полу или на перекладине.
Соблюдение тишины в комнате. Выключены телевизор, магнитофон...
Проведение физминуток, зарядки через 20 мин занятий. Смена деятельности.
Занятия начинать после отдыха.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
А сейчас поиграем. Попробуем рассмотреть и разобрать жизненные ситуации. (Работа в парах или группах. Знакомство с ситуацией. Распределение ролей).
Ситуация 1
Ребёнок быстро и неаккуратно выполнил задание. Мама просит переделать работу. Ребёнок капризничает, отказывается.
Ситуация 2
Мама давно зовёт ребёнка заниматься. Малыш делает вид, что не слышит. Мама рассержена. Ребёнок плачет.
Ситуация 3
Ребёнка давно зовут заниматься. Наконец малыш усаживается, потом вспоминает, что забыл попить, убрать игрушку .... Не может долго сосредоточиться,
(Идёт обсуждение увиденного. Выработка правильного поведения родителей. Составление памятки).