Рабочая программа по изо Школа России. 2 класс
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Настоящая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального образования на основании целостного интегрированного курса программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 2 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского //Сборник программ для 1 – 9 классов. - М.: Просвещение 2012, которая является допущенной МО РФ и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы для 2 класса и рассчитана на 2015/2016 учебный год.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
изобразительной
декоративной
конструктивной
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Художественная деятельность детей на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Основные требования к уровню подготовки обучающихся II класса
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
На изучение предмета отводится
34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Содержание курса
Изобразительное искусство
2 КЛАСС (34 ч)
Искусство и ты
Тема «Искусство и ты» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Чем и как работают художники (8 ч)
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основных цвета создают многоцветье мира.
Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Белая и чёрная краски
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
Выразительные возможности аппликации
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) (по памяти и впечатлению).
Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Выразительность материалов для работы в объеме
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Выразительные возможности бумаги
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.
Неожиданные материалы (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.Реальность и фантазии (7ч)
Изображение и реальность
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Изображение и фантазия
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры.
Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазия
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
О чем говорит искусство (11 ч)
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Изображение природы в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.Изображение характера животных
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Изображение характера человека (женский образ)
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие — злых.
Изображение характера человека (мужской образ)
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
Образ человека в скульптуре
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Человека и его украшения
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
О чём говорят украшения
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Образ здания. Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы)
Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.
ми.
Как говорит искусство (8 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
Что такое ритм линий?
Изображение весенних ручьев.
Характер линий
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Ритм пятен
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.
Пропорции выражают характер
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.
Перечень программно-методического обеспечения:
Коротеева Е.И., Неменский Б.М. Изобразительное искусство «Искусство и ты» 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Е.И.Коротеева; под редакцией Б.М. Неменского – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012 г.
Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская». 2 класс - М.: Просвещение, 2012 г.
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 кл./Б. М. Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под редакцией Б.М.Неменского – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.
С. Б. Дроздова. Изобразительное искусство.2 класс: поурочные планы по учебникам Е.И,Коротеевой, Н.А.Горяевой под редакцией Б. М. Неменского. Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011г.
Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
№
п/пТема урока
.
Планируемые результаты (предметные)
Планируемые результаты
(личностные и метапредметные)
Деятельность
учащихся
Дата проведения
Познавательные
УУД Регулятивные
УУД КоммуникативныеУУД Личностные
УУД План Факт
Чем и как работает художник (8 ч) Три основных цвета – жёлтый,
красный, синий.
«Цветочная поляна»
Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать первичными навыками живописи
02.09 Белая и черная краски
«Радуга на грозовом небе»
Уметь: получать новые цвета путем смешивания Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона;
смешивать цветные краски с белой и черной для получения нужного колорита; создавать пейзажи, различные по настроению. 09.09 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
«Осенний лес»
Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Расширять знания о мно-образии худо-жественных материалов; понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).
16.09 Выразительные возможности аппликации
« Осенний листопад»
Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; создавать изделие по заданию. 23.09
30.09 Выразительные возможности
графических материалов
« Графика зимнего леса»
Знать: графические художественные материалы.
Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы граф-ми материала-ми (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. 07.10 Выразительность материалов для работы в объеме
« Звери в лесу»
Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина; овладевать приемами работы с пластилином; создавать объемное изображение 14.10 Выразительные возможности бумаги
« Игровая площадка»
Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Овладевать приемами работы с бумагой (объемные формы); конструировать из бумаги объемные объекты;
21.10 Неожиданные материалы (обобщение темы)
Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Создавать образ
ночного города с помощью разнообразных материалов;
обобщать пройденный материал;
обсуждать творческие работы;
оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников
04.11 Реальность и фантазия (7 ч) Изображение и реальность
«Наши друзья: птицы»
Уметь: передавать в изображении характер животного Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных. 11.11 Изображение и фантазия.
«Сказочная птица»
Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Размышлять и вести беседу об изображении как реального, так и фантастического мира;
придумывать и изображать фантастические образы животных;
приобретать опыт работы с гуашью. 18.11 Украшение и реальность
«Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы» Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материалов изображения украшений в природе; приобретать опыт работы с тушью, мелом. 25.11 Украшение и фантазия.
«Кокошники».
Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания орнамента; создавать украшения; осваивать приемы работы графическими материалами; 02.12 Постройка и реальность.
«Обитатели подводного мира»
Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Рассматривать и анализировать природные конструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); участвовать в создании коллективной работы 09.12 Постройка и фантазия Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы. 16.12 Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда рабо-тают вместе (обобщение темы)
Конструирование елочных игрушек Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников
23.12 О чем говорит искусство (11ч) Изображение природы в различных состояниях
« С чего начинается Родина»
Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь наблюдать
природу в различных состояниях и изображать живописными материалами; развивать коло-ристические особенности работы с гуашью 13.01 Изображение характера животных
«Четвероно -гий герой» Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях; давать устную зарисовку, изображать животного с ярко выраженным характером; развивать навыки работы с гуашью. 20.01 Изображение характера человека: женский образ
«Женский образ русских сказок»
Иметь представление: о красоте внутренней и внешней.
Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительно-го отношения
к учению Создавать женский образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.
27.01 Изображение характера человека: мужской образ
« Сказочный мужской образ. Весёлый и грустный клоуны»
Иметь представление: о красоте внутренней и внешней.
Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь создать образ по представлению;
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов;
учиться изоб-ражать эмоцио-налтное сотоя-ние человека 03.02 Образ человека в скульптуре
«Сказочный образ героя»
Иметь представление:о способах передачи харак-тера в объемном изображении человека.
Уметь: рабо-тать с пласти-лином. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь создать образ по представлению;
развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. 10.02 Образ человека в скульптуре
«Сказочный образ героя»
Иметь представление:о способах передачи харак-тера в объемном изображении человека.
Уметь: работать с пластилином Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре;
создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. 17.02 Образ человека в скульптуре
«Сказочные персонажи, противоположные по характеру» Иметь представление о способах передачи харак-тера в объемном изображении человека.
Уметь: работать с пластилином Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь создавать противополож-ные по харак-теру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возможности использования в изображениях средств для создания доб-рого и злого образа. 24.02 Человек и его украшения
«Изображение заготовок женских украшений и мужского оружия»
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь:использо-вать цвет для передачи характера изображения Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции. 02.03 О чем говорят украшения
«Украшение двух, противоположных по намерению флотов».
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Сопереживать,принимать участие в созда-нии коллек-тивного панно; понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; 09.03 О чем говорят украшения
Здание для сказочного героя.
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции 16.03 В изображении, украшении и постройке человек выра-жает свои чувства, мысли, настроение, свое отноше-ние к миру (обобщение темы) Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь видеть художественный образ в архитектуре; приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружа-ющей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы. 06.04 Как говорит искусство (8 ч) Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
«Угасающий костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета» Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь видеть линии в окружающей действительности; иметь представление об эмоцио-нальной выра-зительности линий; выполнять рисунок воображением;уметь наблю-дать, рассмат-ривать, любоваться.
13.04 Тихие и звонкие цвета
«Изображение весенней земли».
Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов;
знать приёмы работы кистью. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональ-ную вырази-тельность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовли-яние цвета; изображать простые сюжеты . 20.04 Что такое ритм линий?
«Изображение весенних ручьев на фоне земли».
Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем.
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Уметь видеть линии в окру-жающей дей-ствительности; получать представление об эмоцио-нальной выра-зительности линий;
фантазиро-вать, изобра-жать весенние ручьи. 27.04 Характер линий
«Изображение ветвей с определенным характером и настроением»
Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Наблюдать, рассматри-вать,любо-ваться весенними ветками раз-личных деревьев; осознавать, как определён-ным материа-лом можно создать художествен-ный образ. 04.05 Ритм пятен
«Создание изображения ритмично летящих птиц».
Уметь: использовать технику обрывной аппликации.
Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Расширять знания о срад-ствах худо-жественной выразительнос-ти; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы).
11.05 Пропорции выражают характер
Образы животных с разными характерами пропорций
Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Расширять знания о срад-ствах худо-жественной выразительнос-ти; понимать, что такое пропорции;
создавать выазительные образы живот-ных или птиц с помощью изме-нений пропор-ций. 18.05 Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности
Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц.
Уметь: работать с разными материалами Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, вывод. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Потребность в общении с учителем.
Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Повторить и закрепить полученные знания и умения; понимать роль взоимодейст-вий различных средств худо-жественной выразительнос-ти для созда-ния образа 25.05