Опыт работы по подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Саблинского
Работа над формированием и развитием у учащихся
понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся
к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Подготовила учитель истории и обществознания Головко Н.Н.
«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский).
Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. Деятельность ученика приобретает активный, познающий характер, а сам ученик становится центральной фигурой процесса обучения.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.
В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Не случайно Л. Выготский подчеркивал, что сознание базируется на понятийном мышлении: «образование понятий раскрывает перед подростком мир общественного сознания и приводит с неизбежностью к интенсивному развитию и оформлениюпсихологии и идеологии». Специалисты же считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей».
Быстрый рост понятийного аппарата практически любой науки связан с расширением границ человеческого знания, отсюда и востребованность для общества людей с пониманием происходящих событий, а также умением самостоятельно решать различного рода проблемы, приобретать новые знания.
Работа с понятийным аппаратом, проводимая в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию общей культуры учащихся.
Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание, являющееся определенного понятия).
Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах.
При формировании понятийного аппарата у школьников учитель должен задействовать все виды памяти зрительную (видеть); слуховую (но не просто слушать, а воспринимать речь учителя); осязательную (прикасаться), двигательную (записывать). Особенное значение приобретает эмоциональная память (переживания), я считаю это очень важным, особенно при рассмотрении проблемной задачи. Бессмысленно заучивая понятия, школьник теряет интерес к предмету и вообще к обучению.
Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются:
анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства);
синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа);
сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам);
обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).
Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Такое мышление лежит в основе интеллектуальных навыков, необходимых при обучении.
Обществоведческие дисциплины наполнены сложной терминологией, без знания которой, невозможно сдать ЕГЭ с высокими показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно манипулировать терминологией. Важно отметить, что практически 90% успеха сдачи ЕГЭ заложены в знании и правильном применении понятийного аппарата. Здесь же дети должны учиться пользоваться терминами, составлять предложения с ними и приводить примеры (термин «социальная мобильность» - «Существует вертикальная и горизонтальная социальная мобильность» - «Выходец из семьи зажиточного крестьянина-помора М.В. Ломоносов стал Статским советником, профессором химии (с 1745), и действительным членом Санкт-Петербургской Императорской и почётным членом Королевской Шведской академий наук. – пример вертикальной социальной мобильности»).
Работать с терминологией необходимо еще и потому, что тестовые задания на знание понятий год от года усложняются. Например: кроме заданий выбери правильный ответ, все больше заданий найти соответствие, обобщить группу понятий, найти общее. Надо знать и анализировать большое количество признаков, уметь прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
Работу по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом. Для этого существует масса приёмов и методов: начиная от ведения терминологической работы, поурочной работы с карточками, заданиями на сопоставление понятий и определений, словарными диктантами, работой у доски на знание понятий, заканчивая терминологическим лото, играми и пр. Я приведу приемы, которые на мой взгляд наиболее эффективны.
1. Создание словаря. ( термин, понятие и его определение, значение.)
2. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА и ЕГЭ.
Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование у школьников умения понимать и связно излагать учебный материал.
а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает вставить пропущенные слова.
б) Тест – дописать предложение. Государство – это
в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 3-4 варианта ответа, один из которых правильный.
г) Тест – установить соответствие.
д) Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, определить, что между ними общего. Например: федерация, конфедерация, содружество; общее – это формы национально-государственного устройства и т.д.
3. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету.
а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается также правильность написания.
б) Игра-домино. Составляются карточки, учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.
в) Аукцион знаний. Учитель или учащийся называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение.
г) Лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.
д) Создание кластеров. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. В ЕГЭ встречаются задания: дополни схему, вставь пропущенное понятие. Составление кластеров способствует успешному выполнению подобных заданий.
е) Создание синквейна. Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Экономика: (Заголовок)
Плановая, рыночная.(Два прилагательных)
Прогнозирует, исследует, развивается. (3 глагола)
Экономика развивается циклически. (Фраза, несущая определенный смысл)
Хозяйство. (Резюме)
4. Использование графического диктанта по проверке понятий, когда ученики отвечают «да» либо «нет». Учитель читает определение, а учащиеся отвечают «да - нет», т.е. верное или ложное определение.
5. Еще одна форма работы с понятиям, вызывающая интерес у старшеклассников, это подбор примеров, аргументов, цитат к понятиям.
6. Провести анализ понятий.
а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.
б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.
7. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре.
Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но этой возможности пока нет. Для работы с интерактивной доской программа SMART Notebook представляет много возможностей.
Приведенные примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.
Усвоение понятий сложный и более или менее длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями, на которые опирается овладение понятием и которые оказываются неодинаковыми на протяжении всего пути усвоения понятия. Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы:
а) практические действия, которые могут выполняться не только с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия,
б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух,
в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя».
Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.
Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.
Вариант работы с материалами КИМов.
Берем задание вида 27. В нем представлен текст, в котором пропущен ряд слов. Из предложенного списка терминов необходимо выбрать подходящие по смыслу слова и вставить на место пропусков.
1. Составить словарь
Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение; англ. federation; фр. federation) в многонациональных государствах форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство.
Правительство это обычно коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной.
Президент глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления.
Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler говорить) высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Статус (лат. status – состояние, положение) абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта.
Политика (греч. politike - искусство управления государством) - область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.
Власть это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Республика- (лат. res publica, «общественное дело» ) форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок.
2. Составить кроссворд
А) Подобрать слово, которое сможет каким-либо образом обобщить все понятия –
ДЕМОКРАТИЯ
Б) Из общего ряда выпадающие термины – статус, власть
В) Подобрать еще два термина по данному разделу обществознания.
Партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя и руководящая борьбой для достижения определенных целей.
Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, обладающий высшей юридической силой.
1.
1.
П
Р
Е
З
И
Д
Е
Н
Т
2.
Р
Е
С
П
У
Б
Л
И
К
А
3.
П
А
Р
Л
А
М
Е
Н
Т
4.
П
О
Л
И
Т
И
К
А
5.
К
О
Н
С
Т
И
Т
У
Ц
И
Я
6.
Ф
Е
Д
Е
Р
А
Ц
И
Я
7.
В
Л
А
С
Т
Ь
8.
С
Т
А
Т
У
С
9.
П
Р
А
В
И
Т
Е
Л
Ь
С
Т
В
О
10.
П
А
Р
Т
И
Я
3. Поободрать высказывания философов, известных политических деятелей и т.д. о
ВЛАСТИ
Законодательная власть сердце государства, власть исполнительная его мозг. Жан-Жак Руссо
Чем меньше полномочий у царской власти, тем она долговечнее. Аристотель
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. Лев Николаевич Толстой.
Предложить написать эссе по одному из высказываний.
Составить кластер
власть
исполнительная судебная законодательная
правительство суды парламент
Президент РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной их трех ветвей власти, а обеспечивает согласование их деятельности.
Со словом «конституция» составить синквейн
Конституция
основополагающая, высшая (сила)
определяет, обладает, имеет
Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.
Закон.
7. Закончить фразу
Партия – это . ( политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя и руководящая борьбой для достижения определенных целей.)
Конституция -это. ( основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, обладающий высшей юридической силой.)
8. Задание на обобщение группы
Например:
Федерация, конфедерация, содружество – это формы национально-государственного устройства.
Форма государственного правления – республика и монархия.
Политический режим – демократический, авторитарный, тоталитарный.
15