АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских, но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. В сельской школе есть свои специфические проблемы введения ФГОС общего образования. Это и удаленность от районного и окружного центров, неразвитая экономика сел, отсутствие местного производства, уменьшение численности учащихся и другие. Общие тенденции, характеризующие каждую школу нашего сельского района: сокращение числа учащихся и переход отдельных школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, в филиалы «больших» школ, принятие школой на себя дополнительных функций – социальной и моральной защиты детей, усиление влияния школы на сохранение и развитие села. Оказывают влияние на детей низкий уровень образования и культуры сельского населения, ограниченность возможностей для культурного роста.
Практика работы по ФГОС НОО показала, что в сельской школе есть специфические проблемы организации образовательного процесса:
-необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов.
Эту проблему сейчас постепенно начинают решать. Оказывается помощь специалистов опорных школ. В 2013- 2014 учебном году с учащимися 1 и 5 классов МБОУ Ольшанская ОШ уже беседовал психолог из окружной школы.
- ограниченность социальных контактов школьников, что затрудняет
успешность их социализации,
- ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым
информационным источникам. Необходимо эффективное использование
интернет - ресурсов, электронных носителей.
- сложность посещения культурных и образовательных центров региона и дрВ школах нашего Смоленского района трудно удовлетворить образовательные потребности детей и родителей при отсутствии культурно- образовательных центров на селе, специалистов дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения,
- организация учебного процесса в разновозрастной группе, где ведется обучение детей из разных классов и по разным образовательным учебным программам, а в данный момент и по разным стандартам. Я считаю, что нужно расформировать малокомплектную начальную школу, независимо от того, сколько учащихся в каждом классе. На каждый класс должен быть свой учитель. Это положительно скажется прежде всего на качестве образования, за повышение которого мы так усердно боремся. Очень трудно работать в таких условиях учителю. Планирование и подготовка к урокам осуществляется сразу на 2 класса, причем нужно продумать все до мелочей, чтобы ни одна минутка не прошла даром, так как на каждый класс учитель отводит лишь половину урока. В связи с тем, что учителю приходится работать с двумя классами одновременно, то пол-урока детям приходится работать самостоятельно. Но детям младшего школьного возраста очень сложно удержать внимание, выполнять задания, не отвлекаясь на работу другого класса. Так как в малокомплектной начальной школе большая доля самостоятельной работы, вследствие чего у учащихся возникает дефицит общения, который можно было бы восполнить, используя коллективные формы работы.
- Одна из самых главных трудностей, с которой сталкиваются учителя, работающие в таких классах - это планирование уроков, так как методическая литература, которая показала бы как максимально эффективно провести урок в малокомплектной школе, отсутствует. Именно отсутствие четких методических рекомендаций по построению уроков в условиях малокомплектной школы является основной проблемой. Приходится пробовать, искать, отбирать наиболее приемлемые методы и приемыработы.
- Трудно организовать разностороннюю внеурочную деятельность детей, если в школе обучаются 20-60 учащихся, при этом школа удалена от района и окружного центра.
Решение этой проблемы возможно при создании передвижных педагогических коллективов на базе района или округа, выезжающих поочередно в школы для организации внеурочной деятельности детей.
Следующая проблема - это наполняемость классов. В сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе.
И конечно – же проблема материально-технического оснащения образовательного учреждения. Зачастую в сельских школах вместо современных компьютеров и ноутбуков в классе стоит списанная оргтехника. Если все же имеется рабочий компьютер, выход в Интернет чаще отсутствует. Комнаты отдыха, которые должны быть организованы в соответствии с требованиями ФГОС либо вообще отсутствуют, либо организованы в библиотеках, читальных залах школы. В большинстве школ в классе есть организованный учителем ( совместно с родителями) игровой уголок. Подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не посещавший детский сад, лишенный квалифицированной подготовки к школе, приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах
Можно лишь сказать, что материальная база сельских школ требует большой финансовой поддержки.
Решение данных проблем поможет полноценной реализации ФГОС в условиях сельской школы, обеспечивающих развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Механизмы и пути решения проблем это:
1. Разработка и проведение специальных мероприятий, обеспечивающих включение общественности, родителей в процесс обсуждения целей, требований, результатов введения ФГОС на базе школы и вне школы («круглых столов» и пр.)
Литература:
Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8
Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
Дашковская О. Готова ли начальная школа к новым стандартам? // Первое сентября. - 2010. - №04. с. 6-7
Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт // Лаборатория начального образования: URL: http://omczo.org/publ/393-1-0-2242
Реализация ФГОС НОО в условиях малокомплектной сельской школы // Портал Система образования Омской области: URL: http://vmo.omskedu.ru/modules/newbb