Статья Организация работы по профессиональному определению учащихся как средство успешной социальной адаптации


Организация работы по профессиональному определению уч-ся как средство успешной социальной адаптации.
Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Выбор профессии -это очень важный шаг в жизни выпускника школы, сложный и ответственный. В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере.
В связи с этим огромное значение приобретает проведение целенаправленной профориентационной работы среди школьников.
Профориентация в нашей школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Уроки технологии играют важную роль в осуществлении профориентационной работы в школе. Например, изучая на уроке конкретную технологическую операцию (конструирование, моделирование, раскрой) ученицы получают информацию о профессиях, к которым данная операция имеет отношение. Также используются сведения по истории профессий, перспективах их развития, о гениях-самоучках изобретателях, новаторах производства.  
На уроках, характеризуя связь профессий бытового обслуживания с другими профессиями, выясняется, что работа повара тесно связана с работой химика, анализирующего продукты, физиолога, изучающего влияние пищи на организм человека, врача-диетолога, художника-оформителя, инженера-конструктора, создающего машины для приготовления пищи и т.д.
Изучая курс домашней экономики, девочки знакомятся с такими понятиями как “рынок труда”, “рабочая сила”, “товар”, “цена рабочей силы”, “трудовые ресурсы”, “трудоспособное население”, “конкуренция на рынке труда”.
Профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.
И большую роль в этой работе играет курс ОПС
Основная цель курса - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах, подготовка старшеклассника к адаптации, самореализации и социализации личности в жизни общества.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
В результате изучения курса ОПС учащиеся должны знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;
Уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; составлять и анализировать профессиограммы и психограммы;
В ходе работы с учащимися я использую разные формы работы в рамках данного курса: лекции, беседы, упражнения, диагностические процедуры, тренинги, сюжетно-ролевые игры.
Диагностические процедуры, тренинги, тесты позволяют ребятам исследовать свои психофизиологические качества, интересы, склонности, способности, а также возможность определить свою профпригодность.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.
Кроме того к урокам ОПС ребята готовят рефераты, сообщения о профессиях, составляют презентации, проекты на тему «Мир профессий». Знакомству с профессиями помогают обсуждение и анализ фильмов, повествующих о той или иной профессии. В кабинете технологии организована выставка книг, знакомящая с различными профессиями.
Важную роль в формировании сознательного выбора будущей деятельности играют профпробы. Попробовать себя непосредственно в профессии хотел бы каждый ученик. Но предоставить ему такую возможность довольно проблематично. Однако приблизиться к этому реально.
С этой целью организовывались экскурсии на предприятия посёлка (почтовое отделение, на картонную фабрику, пожарную часть). В ходе экскурсий ребята ознакомились с организацией производственного процесса на этих предприятиях, узнали о содержании и условиях труда.
Кроме того организовывались встречи с представителями той или иной профессии. Надёжными партнерами в этом деле являлись родители ребят.
Важным компонентом внеурочных мероприятий по профессиональному самоопределению учащихся является сотрудничество с ВУЗами и средними учебными заведениями.
Встречаясь в школе с представителями ВУЗов, училищ, техникумов, посещая Дни открытых дверей в учебных заведениях, учащиеся знакомятся со своим потенциальным будущим. Ребятам предлагался большой выбор раздаточного материала по учебным заведениям г.Ульяновска и области.
Эти встречи помогают будущим выпускникам осознать всю важность решения профессионального выбора, настраивают их на учёбу, помогают более ярко представить особенности студенческой жизни.
На этом этапе многие ученики определяются с будущим местом учёбы. В результате проведённых мероприятий учащиеся выбирают те учебные заведения города и области, с которыми их знакомили в школе и на Днях открытых дверей в школе и в учебных заведениях.
Отрадно то, что результаты не заставляют себя ждать. По итогам 2015 года 20 выпускников из 22 поступили в Вузы, а в 2016 году – 23 выпускника из 25. Это говорит о том, что профориентационная работа была проведена эффективно, и, ребята, находясь ещё в стенах школы, смогли целенаправленно выбрать свой профессиональный путь.
Таким образом, практика преподавания учебного предмета показывает, что повышение воспитательной направленности профориентационной работы в обучении требует комплексного использования всех ее форм и методов.
Профессиональная ориентация - процесс сложный. Роль учителя технологии, конечно, велика в выборе профессии, но только общие усилия всего педагогического коллектива дадут возможность школьникам прийти к правильному профессиональному выбору.
.