Круглый стол с родителями подготовительной группы Мир детских чувств
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №335" городского округа Самара
"Мир детских чувств"
Круглый стол с родителями подготовительной группы №4
Подготовила воспитатель
Джиошвили Галина Григорьевна
Самара, 2015
Все дети разные. Разные способности, увлечения, возможности, желания. У кого-то кризис 7 лет. Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Индивидуальность – это единое целое, неповторимое, уникальное, внутренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения.
Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.
Принято считать, что индивидуальный подход необходим в двух отношениях:
во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;
во-вторых, без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.[6]
Эмоциональные переживания сопровождают ребенка и в творчестве, и в игре, и в общении. От эмоционального благополучия зависит успешность любой деятельности. Комфортное общение - условие не только для познавательного, творческого, но и для социального развития. Тем более важно для ребенка общение с родителями.
Цель: помочь родителям лучше узнать своих детей в целях решения проблем общения с ребенком, некоторых проблем развития детей.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями кризиса 7 лет;
- обсудить с родителями пути решения проблемных ситуаций;
- познакомить родителей с результатами определения типа темперамента ребенка для выбора занятий согласно его склонностям;
- обсудить с родителями эмоциональные состояния детей в детском саду и дома;
- проконсультировать родителей по вопросу " Как пробудить у ребенка интерес к учебе".
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей по вопросам: "Какие проблемы в отношении ребенка волнуют Вас больше всего? Что в поведении ребенка Вас радует, огорчает, удивляет ?"
2. Диагностика типа темперамента детей.
3.Цветовой тест эмоциональных состояний на основе теста М. Люшера.
4. Представить в печатном виде результаты диагностики и консультацию "Как пробудить у ребенка интерес к учебе".
План проведения:
1. Сообщение воспитателя "Кризис 7 лет".
2. Обсуждение проблемных ситуаций и путей выхода из них. Советы воспитателя "Как справиться с кризисом 7 лет".
3. Обсуждение результатов диагностики типа темперамента и цветового теста эмоциональных состояний детей.
4. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1.Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Обработав ваши анкеты, мы определились с вопросами для рассмотрения на нашем " Круглом столе". И первый вопрос, который мы рассмотрим ,- кризис 7 лет.
О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Как писал Л.С. Выготский," Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень -уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности... ... ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.
...Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется..."[1]
Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением "детского" мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть "взрослым", вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения.[4]
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании, самоуважение. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию - позицию школьника.
Надо заметить, что согласно теории Выготского, возрастные кризисы - это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.[1]
Важные психические особенности детей 6-7 лет
Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.[4]
2. Воспитатель резюмирует анкеты родителей, сообщает об основных проблемах в воспитании детей, волнующих родителей. Предлагает родителям поделиться своим опытом в решении этих проблем. Дает советы психолога.
Как справиться с кризисом 7 лет
1 .Кризисы - это временные явления, они происходят , их нужно пережить. 2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. 3. Измените свое отношение к ребенку, внимательно относитесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять. 4. Постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможности проявления его действий. 5. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. 6. Привлекайте ребенка к обсуждению различных "взрослых" проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказываться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. 7. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения. 8. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. 9. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным. 10. Отвечайте на вопросы ребенка. Ведь 6-7 летний возраст - это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша. 11. Подавайте ребенку пример "взрослого" поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.[2]
3. Чтобы помочь родителям получше узнать своих детей, определиться с занятиями, которые предложить детям, была проведена диагностика типа темперамента каждого ребенка.
Темперамент - очень устойчивая характеристика, она дается человеку при рождении и лишь незначительно меняется в процессе его жизни и деятельности. Он придает своеобразие поведению ребенка и проявляется в устойчивости эмоциональных состояний, в привычной скорости движений.
Гиппократ выделял 4 вида темперамента - сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.
Вы видите перед собой результаты диагностики типа темперамента детей и цветового теста эмоциональных состояний своего ребенка. У кого есть вопросы по результатам тестирования? Конечно, полученные результаты следует соотнести с вашими наблюдениями за ребенком.
Эмоции и общение имеют огромное значение как для общего развития малыша, так и для развития его способностей. Поэтому важно понимать настроение ребенка, учитывать особенности его взаимоотношений с другими детьми, со взрослыми.
Вам предлагается интерпретация цветовых выборов и цветовых ассоциаций.
Синий цвет - этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль .У ребенка присутствует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.
Зеленый цвет - этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное отношение со стороны взрослого и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.
Красный цвет - этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.
Желтый цвет - означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.
Фиолетовый цвет - цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. в целом настроение положительное.
Коричневый цвет - цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.
Черный цвет - этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.
Серый цвет - цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.
Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета в ответах ваших детей говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый - о неблагополучии. При выборе ребенком коричневого, серого или черного цвета стоит поговорить с ним, почему он выбрал этот цвет, что его беспокоит. Выбор цвета у ребенка может быть связан с какими-то ассоциациями. Например, Лера М. на вопрос, какой цвет похож на ее настроение дома, ответила: "Коричневый, потому что я люблю играть со своей собакой, а она коричневого цвета".
А теперь предлагаю вам советы специалистов по выбору занятий, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.
Сангвиник . Это живой, любознательный, подвижный ребенок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия.
Правильное восприятие сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.
Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы - в подростковом, юношеском возрасте.
Флегматик. Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации - займитесь с ним художественным творчеством.
Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.
Командные игры - футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта - бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.
Холерик. Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенности дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.
При верном воспитании у ребенка-холерика формируется очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.
Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперниками. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет "зажигать" и на танцполе, в музыкальном коллективе - там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.
Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.
Меланхолик. У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.
В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируется мягкость, отзывчивость, душевность.
Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.
Их глубокие чувства и переживание могут раскрываться в художественном, литературном творчестве.[3]
4. Подведем итоги.
Темперамент - это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Пытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
Не бывает "плохих" темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры - это результат плохого воспитания.
Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.
По проблеме, высказанной некоторыми родителями, по поводу нежелания ребенка выполнять домашние задания предлагаем вам в печатном виде консультацию "Как пробудить в ребенке интерес к учебе". Желаем вам успехов в воспитании детей!
Приложения
Диагностика типа темперамента дошкольника
Предложите ребенку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо "да", либо "нет".
Сначала анализируются вопросы №1-6, затем - №7-12. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, или ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребенка, основываясь на своих наблюдениях.
1.Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома? 2.Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному? 3.Тебе больше нравиться играть на улице, чем дома? 4.Тебе нравиться ходить в садик? 5.Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми? 6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?
Посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем более ребенок открыт окружающему миру, новой информации, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребенок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).
Интерпретация результатов
1 балл- интроверсия выражена ярко. Ребенок имеет очень узкий круг общения, не стремиться обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.
2-3 балла - умеренная интроверсия. Этот ребенок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.
4-5 баллов -умеренная экстраверсия. Ребенок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.
6 баллов -экстраверсия значительная. Ребенок общителен, имеет большой круг людей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, со сверстниками. Ребенок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.
Приступаем к следующим вопросам.
7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает? 8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься? 9.Ты часто просыпаешься по ночам? 10. Ты часто болеешь? 11.Ты боишься оставаться один дома? 12.Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?
За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям ( эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.
Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее - к эмоциональной нестабильности.
Интерпретация результатов
1балл - высокая эмоциональная устойчивость.
Ребенок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.
2-3 балла - средняя эмоциональная устойчивость. Ребенок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.
4-5 баллов - эмоциональная устойчивость. Поведение ребенка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.
6 баллов - очень высокая эмоциональная неустойчивость. Ребенок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно.
Для определения типа темперамента ребенка можно воспользоваться "кругом Айзенка".
15240-1270На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале "интроверсия-экстраверсия" (вопросы 1-6), а на вертикальной - сумму баллов по шкале "стабильность - нестабильность" (вопросы 7-12). В точке пересечения перпендикуляров к осям обозначен темперамент ребенка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребенку свойственны черты двух видов темперамента.[3]
Цветовой тест эмоциональных состояний на основе теста ЛюшераДля диагностики потребуется 8 цветных квадратиков: синий, зеленый, красный ,желтый ,фиолетовый, коричневый, черный, серый.
Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик - настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом, и т.д.[3]
"Как пробудить у ребенка интерес к учебе"
Все психологи сходятся во мнении, что умение считать, писать и читать - не главное в оценке готовности ребенка к школе. Самый важный показатель - желание, стремление учиться и получать новые знания. К счастью, это качество заложено в нас от природы. Как его стимулировать и развивать?
Как известно, одна из основ успешной учебной деятельности - способность ребенка самостоятельно мыслить, обобщать, сравнивать и прогнозировать различные явления и события. Эта способность находит свое отражение в детских вопросах. Если мы правильно и своевременно реагируем на них, у ребенка возникает и закрепляется интерес к знаниям и дальнейшему обучению.
В начальной школе у мальчиков учебные мотивы слабо выражены и формируются медленнее, чем у девочек. Но к концу школьного обучения мальчиков отличают более устойчивые и выраженные мотивы, чем у девочек. Содержание мотивов зависит от темперамента ребенка. Холерики и сангвиники чаще проявляют социальные мотивы, а меланхолики и флегматики - познавательные. У холериков и сангвиников мотивы очень неустойчивы, они, не закончив одного дела, могут начинать новое .У меланхоликов и флегматиков мотивы формируются медленнее, но они более устойчивы.
Чаще всего дети не стремятся к учебе, поскольку им либо скучно, либо сложно. Поэтому:
1.Хвалите за небольшие успехи.
2.Предлагайте начинать домашние задания с простых и привлекательных.
3.Ослабьте контроль за выполнением всех заданий, перепоручив часть ребенку. Дети, которые не чувствуют ответственности за выполнение учебных заданий, делают все из-под палки.
4.Чаще интересуйтесь школьной жизнью, просите рассказать, что понравилось, что было трудным и пр.
5.Разумно используйте поощрение и наказание (см. ниже).
6.Не сравнивайте ребенка с другими детьми .
7.Придерживайтесь правила: "Сделал дело - гуляй смело" ( то есть не затягивайте с домашними заданиями до позднего вечера), но при этом после школы у ребенка должны быть отдых и прогулка.
8.Переводите малоинтересные абстрактные задания в практическую сферу. Например, решите пример "18 - 5", используя деньги или конфеты. Наглядная информация усваивается лучше и вызывает интерес ребенка.
9.Если ребенку нужно поупражняться в чтении или в письме, попросите его заполнить "анкету", которую несложно придумать и набрать на компьютере. Дети любят писать свое имя, адрес, телефон и т.д.
10.Будьте внимательны к переживаниям ребенка, старайтесь его выслушать и вселить в него уверенность. Дети нередко не хотят идти в школу из-за того, что не умеют общаться, и поэтому их чаще обижают сверстники.
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Интерес ребенка к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг.
Когда ребенку 6-7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13-
14 и старше, это сделать будет сложнее. Уход в виртуальный мир - это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей.
По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:
Повышенная отвлекаемость;
Частая смена позы;
Непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т.п.)
Неприятная мимика (кривляние, тики)
Неудержимые всплески эмоций ( крик, плач, прыжки и т.д.)
Процесс обучения не может строиться только на поощрении, без применения наказания.
Несколько правил, которые необходимо соблюдать, наказывая ребенка.
1. Будьте немногословны. Если вы хотите привязать ребенка к порядку или отругать за какой-либо проступок, то не нужно читать нравоучительных длинных лекций, вспоминая все его прошлые грехи. Лучше выскажите конкретно или кратко ваши замечания:
2. Старайтесь избегать частицы "не". Если можно что-то безболезненно разрешить ребенку - не запрещайте. Сначала подумайте, так ли это важно сказать "нет" в конкретной ситуации. Вот увидите: чем меньше запретов, тем лучше поведение ребенка
3. Выбирайте тон замечаний. Вы очень удивитесь, что только изменив тон, можно добиться положительного изменения в поведении.
4. Говорите спокойно, без крика. Когда вы кричите, доминируют эмоции и ребенок воспринимает не содержание речи, а ее эмоциональную окраску. А значит, ничего хорошего не получится.
5 .Проявляйте дальновидность. Вместо того чтобы ругать ребенка за перепачканное красками платье или порванные брюки, одевайте его соответственно погоде или ситуации: в школе все дети бегают, везде играют, не надо наряжать ребенка.
6. Не оскорбляйте и не обижайте. Не вешайте отрицательных ярлыков на ребенка ("Ты глупый!", "Ты робкий!", "Ты слабый!". "Ты грязнуля!") - это остается на всю жизнь!
7. Используйте "я - сообщение" вместо "ты - сообщение".Акцент надо ставить не на личность ребенка, а на своих переживаниях по поводу его поступка. Слова "мне очень жаль, что ты так и не позвонил тете Наташе" действует на ребенка лучше, чем " Ты невнимательный и бездушный - никогда не позвонишь сам тете Наташе". Первое вызывает чувство вины и желание исправить ошибку, а второе - протест и обиду.
8. Не играйте в молчанку. Нет ничего вреднее, чем лишение маленького ребенка общения. В этом случае малыш начинает думать не о плохом поступке, а о том, что он отвергнут родителями, не нужен им, они его больше не любят. Это довольно жестокое наказание. Лучше объясните ребенку, в чем он не прав, почему вы рассердились. Проговорите вместе всю ситуацию. Это дает возможность сбросить отрицательные эмоции, а не накапливать их внутри.
9. Разработайте правила поведения. Чтобы избежать регулярного повторения одних и тех же ошибок, выработайте вместе правила поведения дома, в гостях, на улице и пр. Лучше их написать, и пусть ребенок нарисует смешные картинки. Например, в гостях нельзя брать чужие вещи без спроса, дома надо убирать свою комнату раз в неделю и т.д.
10. Не злоупотребляйте угрозами. Угрозы значительно страшнее реальных наказаний, поскольку ребенок находится в состоянии ожидания. "Если ты сейчас же не сделаешь уроки, я выброшу твою машину (куклу)!", " Только попробуй не съесть суп - вылью за шиворот!" Это , безусловно, действенный способ наказания, но только на короткое время. Прежде чем в очередной раз устроить "разбор полетов", вспомните следующий психологический закон : чем чаще вы наказываете ребенка, тем хуже он себя ведет.
Любое наказание должно уравновешиваться поощрением. Вообще, в воспитании лучше, когда поощрение преобладает над порицанием.
Исследования ученых показали, что не только среди взрослых, но и среди детей выделяются 3 группы, отличающиеся реакцией на поощрение и наказание при выполнении интеллектуальных задач (чтение, письмо, счет и пр.). Первая группа (достаточно распространенная) - дети, которые могут успешно учиться только при наличии поощрения со стороны взрослого, то есть если хвалят - значит, будет результат! Вторая группа (также многочисленная группа) - это дети, которые способны выполнять интеллектуальные задания при наличии порицания, то есть пока не ругаешь - ничего не делают. И наконец, есть самая многочисленная группа детей, чья интеллектуальная деятельность не зависит от наличия поощрения или наказания, поскольку у них имеется внутренняя потребность учиться и узнавать новое. Это дети, которые самостоятельно ищут ответы на вопросы в энциклопедиях или Интернете. Без напоминаний и уговоров выполняют домашние задания в большем объеме, чем задано.
Как правило, уверенные в себе дети, с сильным характером ,чертами лидера, активные и инициативные, требуют и более жесткого воздействия, чем робкие, плаксивые и эмоционально зависимые дети. Помните: чем более эмоционально чувствителен ребенок, тем чаще требуется поощрение и похвала.
Однако это не означает, что одних детей нельзя хвалить, а других запрещено ругать. Нужно лишь правильно расставить приоритеты.[5]
Источники
1.Выготский Л.С. Кризис семи лет.www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/18.php 2. Лизунова Е.В. Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста. Курсы ЦРО г.о. Самара "Технология воспитания и развития в условиях ДОУ", 2014
3.Нагаева Л.Г. Определяем способности ребенка: Артист или чемпион? - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2013. - 48 с.: ил. - ( Серия "Ох уж эти детки! Секреты воспитания").
4.Подготовка к школе/Кризис семи лет. www.tvoyrebenok.ru/crysys-7-years.shtml5.Шапиро Е.И. Как пробудить у ребенка интерес к учебе: Практические рекомендации специалиста и опытной мамы. - Спб.: Издательский Дом "Литера", 2014. - 64с.: ил. - (Серия "Ох уж эти детки! Секреты воспитания") 6.Характеристика детей с различными типами темперамента. psylist.net/pedagogika/00245/htm