Круглый стол по теме: Воспитание гражданина


Гражданско-патриотическое воспитание в школе.
В.В.Маковская, учитель географии, Г.З.Коптелова, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» Советского района г.Казани.
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство – силою его
патриотизма»
Н.Г. Чернышевский.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания подрастающего поколения. Государству нужны мужественные, инициативные, дисциплинированные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
С момента основания нашей школы одной из главных ее задач остается воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Гражданско-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по пяти системообразующим направлениям:
Здоровье;
Детская организация СНТ;
Музейная педагогика;
Работа с социумом;
Кадетские классы «Авангард».
Наиболее подробно остановлюсь на последних трех направлениях.
Большое внимание в школе уделяется музейной педагогике. У нас работает 3 музея: Музей истории КИДа, Музей культуры народов Татарстана и Фасиля Ахметова, Музей «Память».
В 70-е годы прошлого века в школе №58 появилось и стало развиваться такое важное направление, как Клуб интернациональной дружбы. В то время он назывался «Красная гвоздика», сейчас это клуб «Содружество - Единство». Его основателем была директор школы Аркадия Аркадьевна Четаева. Название клуба говорит само за себя, ребята здесь дружат, учатся быть толерантными, более внимательными друг к другу, познают культуру, быт, традиции других народов. В школе проходит много мероприятий, объединяющих ребят разных наций. Неоднократно на базе школы проводились Всероссийские фестивали клубов интернациональной дружбы, в работе которых принимали участие посланцы из разных городов страны.
Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. Для достижения этих целей в 2003 году на базе школы был создан музей культуры народов Татарстана и Фасиля Ахметова.
Литературно-музыкальные вечера, встречи с деятелями культуры, с известными людьми города Казани и Республики Татарстан не только обогащают интеллектуальный багаж учащихся, но и служат связующим звеном между двумя поколениями, прививают любовь не только к культуре своего народа, но и к культуре всех народов, проживающих на территории нашей многонациональной республики.
В воспитании патриотизма у подрастающего поколения большую помощь оказывают ветераны войны и труженики тыла.
На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с Советом ветеранов поселка Дербышки, клубом «Ретро» ОАО «КОМЗ».
Совместными стараниями в 2005 году в школе был открыт музей «Память». В документах музея отражена история возникновения поселка Дербышки, история КОМЗа и история наших ветеранов войны и труда. Уже традиционной стало проведение школьной научно – практической конференции «Лица Победы», приуроченной ко Дню Победы. Ребята готовят презентации о жизни своих ветеранов. Благодаря этому проекту нам удалось найти нашего учителя математики, который до сих пор жив и радушно принимает участие во многих мероприятиях школы.
В 2011-2012 учебном году на базе нашей школы был запущен совместный проект с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан по созданию кадетских классов.
В программе Школы профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профилю правоохранительной службы «Авангард» (так называется проект) предусмотрены правовая подготовка кадет, основы криминалистики и другие специальные дисциплины. Физической подготовкой кадет занимаются сотрудники спецназа Управления ФСКН России по Республике Татарстан, а кинологи ведомства знакомят учащихся с основами работы со служебными собаками. Кроме того, кадеты участвуют во всех антинаркотических акциях, спортивных и военно-патриотических мероприятиях ведомства. 25 июля 2012 года на основании Постановления Исполнительного Комитета Муниципального образования города Казани в нашей школе впервые в России были открыты первые кадетские классы по профилю наркоконтроля.
Большая работа проводится и вне школы. Это и проведение митингов, Акций «Поздравительная открытка», развито тимуровское движение. Совместно с благотворительным фондом «Вера» разработан план работы тимуровцев. Учащиеся ходят к пожилым людям домой, помогают по дому, приносят продукты и так далее.
Весной 2010 года совместными усилиями администрации сельского поселения поселка Аки Советского района и нашей школы был восстановлен обелиск ветеранам Великой Отечественной войны. Ежегодно в мае месяце там мы проводим торжественный митинг, куда приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, ветеранов боевых действий и конечно жителей поселка Аки и Дербышки.
Наша школа работает с 1954 года и система гражданско-патриотического воспитания формировалась на протяжении многих поколений. Она реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии гражданско-патриотической деятельности школьников.
Воспитание гражданина–патриота - стратегическая цель школы. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.