Из жизненного опыта автора. О написании творческого изложения.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Об уроках и не только
….
Из перламутра и агата,
Из задымленного стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла,
-
Как будто ©Лунная сонатаª
Нам сразу путь пересекла…
А.А.Ахматова
©
Сколько бы раз я ни слушал © Лунную сонатуª Бетховена,
каждый
раз мне кажется, что слышу ее впервые. И в то же самое
время может вдруг
почудиться совсем иное, чем прежде: то я слышу дыхание гулкого зала, вижу
печального пианиста, что
-
то недоступное пониманию на мгновение
задерживает его руку, но тут же без особого сожаления позволяет ей
продолжить свое движение по клавиш
ам
, то уже в себе самом начинаю
ощущать биение каких
-
то колоколов, как будто приоткрывается дверь туда,
где начинается страна, в которой, казалось бы, жил и до этого, но т
о
лько
теперь и увидел ее при новом ослепительном свете…
ª
Так начинает
ся творческая работа моего ученика…И я вспоминаю
годы своей работы на подготовительных курсах ННГАСУ…
Д
верь аудитории
открылась, когда я заканчивала объяснение новой темы, и я увидела не
совсем обычного абитуриента: черная кожаная куртка отблескивала
множес
твом молний, голова повязана черной косынкой с белыми черепами,
на ногах тяжелые объемные ботинки
-
берцы
и
испытывающе
-
вопросительный взгляд: © А таких здесь не ждали?ª Я на минуту опешила.
Он вошел, поздоровался и разместился на последней парте аудитории
.
На первой лекции он ничего не записывал, но слушал внимательно.
Все
последующие дни занятий мне казалось, что этот юноша только
присутствует в аудитории
. И вот мы пишем изложение с творческим
заданием о том, как у Бетховена возникла м
ысль написать свою © Лунную
сонатуª.
Интригующий сюжет, приятный слог, открытый финал, дающий
волю фантазии
….хочется дописать самостоятельно конец истории. Именно
такое домашнее задание получили абитуриенты: дописать
конец
случившейся истории и рассказать
о своем отношении
к классической
музыке.
Прошел день, второй, и вот, проверяя творческие работы ребят, я
беру в руки очередную тетрадь, начинаю читать и не могу остановиться:
©Сейчас же, нажав на магнитофонную кнопку ©плэйª и открыв форточк
у,
мне совсем не хочется ни о чем думать, разрешив звукам ©Лунной сонатыª
вырваться из окна, сливаясь с полуночной дрожью веток. Только бы не
кончилась музыка! Только бы всегда светил месяц и мерцали звезды!ª
Как здорово написано!
Как греют душу строки и заставляют о
многом задуматься!
Кто автор этих завораживающих, романтических
строк?
Глаза ищут фамилию, и вот в душе сначала удивление, затем
смятение и,
конечно, восторг! Да, да
,
автор этого размышления о чудесной музыке
Бе
тхове
на, которой мы восхищаемся,
к
оторой будут наслаждаться люди,
пока стоит мир
,
тот юноша
-
©металлистª, так заинтриговавший меня своим
внешним видом и уверенностью во взгляде.
Потом был долгий, но такой интересный диалог учителя и ученика.
И те
перь не я его учила, а он рассказывал мне
,
как воспринимает этот
дивный мир,
его музыку, краски, людей, очень разных, но таких интересных!
Это он
©
заставил
ª
меня
по
слушать © металлическу
ю
ª музыку и научил
понимать ее и во
с
хищаться ею!
До сих пор помню строки его сочинения : © Сейчас никто не смотрит на
музыку и не СЛЫШИТ ее
боятся пропустить пятак под ногами. Кого
интересует лунный свет?
...
Сложно понять чувства композитора
по
прошествии стольких лет. Однако чувства не умирают…Металлика
вот
Бетховен нашего времени, вот лунная соната нашего поколения!ª
Эта встреча и задушевные разговоры о музыке и смысле жизни, о
понимании и взаимоотношениях поколений, о том, к
ак часто мы судим
людей по их внешнему виду, не понимая истинной ценности их души
,
заставили меня о многом задуматься…
Думала я и о том, как мчимся мы по жизни, не успевая заметить ни
удивительных уголков нашей земли, не видим или не замечаем
красоту души
живущего рядом человека, боимся остановиться, чтобы подать руку
упавшему…не слышим Музыку нашей жизни!
Вот такой урок преподал мне мой ученик…Этот юноша
в колоритной
©косухеª
,
с
цепями на руках,
восхищаясь
классической музыкой, н
е отрицая
ее красоты, научил меня слышать Бетховена и Шо
пена в современных
композициях и
не делать посп
ешных выводов.
Как часто , глядя на
молодых людей ,
с серьгами в ушах и длинными
волосами, девушек в откровенных нарядах
, мы вслух или мысл
енно
возмущаемся, ворчим, недоумеваем и задаемся вопросом: © Кто же будет
защищать нашу Родину? Кто будет хранить семейный очаг?ª Вот они и
будут! И не сомневайтесь, если понадобится, и жизнь отдадут, и очаг
сохранят, и любовью согреют.
Э
то нам надо учить
ся их понимать и
принимать таким, какие они есть. Нам
, учителям, родителям, родным,
близким, друзьям
нужно просто учиться слушать, слышать , тогда и нас
услышат.