Обучение чтению при написании сжатого изложения


Обучение чтению при подготовке к сжатому изложению Гурская Н.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ Одинцовского лицея №2 Виды речевой деятельности связаны с пониманием чужой речипри восприятии при восприятииеё на слух её зрительно Аудирование Чтение 3 связаны с созданием собственного высказывания в устной речи в письменной речиговорение письмо Виды аудирования Выборочное аудирование Ознакомительное аудирование Детальное аудирование !!Чем богаче речь слушающего, чем обширнее его индивидуальный лексикон, тем эффективнее происходит восприятие и понимание чужой речи. Чтение — это смысловое восприятие устного сообщения. Основная цель чтения — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания Виды чтения Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Изучающее чтение Поисковое чтение Основные этапы работы с текстом, предназначенным для аудирования и/или чтения 1. Предтекстовый этап. 2. Текстовый этап. 3. Послетекстовый этап. Текстовый этап нужно на экзамене использовать все виды аудирования: ознакомительное, детальное и выборочное. Причём все три вида аудирования используются одновременно уже при первом прослушивании текста можно одновременно использовать, по крайней мере, два вида аудирования:1) ознакомительное (восприятие текста в целом, когда важно понять, о чём идёт речь, какова основная мысль, что главное в позиции автора); Напомним в связи с этим, что во время экзамена на доске будут записаны, например, собственные наименования, которые встречаются в тексте изложения. Практика проведения экзамена по русскому языку показывает, что далеко не все девятиклассники обращают внимание на эту запись, а если и обращают, то не воспринимают её как руководство к действию, как своеобразную «подсказку» (ведь имена собственные нередко являются ключевыми словами аудиотекста). 2) детальное (осознание основных смысловых блоков текста с меньшим набором деталей в зависимости от установки на заявленный в экзамене вид изложения - сжатое). при первом чтении ученик должен готовить рабочий материал: составлять список ключевых слов или план текста — лучше тезисный, с использованием лексики (слов, речевых оборотов) исходного текста. Этап определения темы текста. Способы определения темы:По началу текстаПо ключевым словамПо ключевым эпизодамПо поступкам или размышлениям героевПо заглавию Ответ на вопрос: «О чём текст?» Текст о личных качествах человека, которые помогают ему добиться успеха в жизни Этап определения идеи текста. Сформулировать идею помогают:Общая тональность звучания текстаНастроение, которое вызывает прочтение текстаОтношение автора к событиям, героямНаличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль (определение авторской позиции) Какую мысль хотел выразить автор? Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо развивать не только интеллектуальные, но и эмоциональные способности через восприятие искусства Этап определения структуры текста Определение композиционных частей текста, запись их в виде тезисаТезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста. Основные композиционные части текста Вступление (недавно считалось, что успех в жизни человека зависит от его интеллектуальных способностей) Основная часть (оказывается, интеллектуальные способности – это только фундамент успеха. Человеку ещё необходимо умение понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать)Заключение (чтобы добиться успеха в жизни, необходимо через восприятие искусства развивать эмоциональный интеллект) (44 слова) Слушая текст второй раз, ученики уточняют, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обращают особое внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, время действия и др. Этап абзацного членения текста (определение микротем как частей общей темы) Выполнение задания:Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающегоОпределите микротему каждого абзацаЗапишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?» Абзац - показатель микротем, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Как определить микротему кратко? необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.). К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы. Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации - еще один прием сжатия текста. 1абзац - 1 микротема: Недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни. 2абзац — 2 микротема: Сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности — это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества. 3абзац - 3 микротема: Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать. 4абзац - 4 микротема: Эти качества человек можете в себе развить через восприятие искусства. Кино, театр, музыка - всё вызывает эмоции, заставляет переживать, обогащает личность. У людей развивается «эмоциональный интеллект», то есть сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей личности. (97 слов) Этап моделирования сжатого изложения. Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы. Еще недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это первый шаг на пути к успеху. Они лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.Всё это человек может в себе развить через восприятие искусства. Кино, театр, музыка вызывают эмоции, заставляют переживать, обогащают личность. У людей развивается «эмоциональный интеллект», то есть сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей личности. (87 слов) Работа со зрительно воспринимаемым текстом Самостоятельно организуя на экзамене чтение письменного текста, ученик прежде всего руководствуется теми заданиями, которые сопровождают этот текст. В процессе изучающего чтения и многоаспектного его анализа девятикласснику придётся не один раз вдумчиво и внимательно прочитать исходный текст, стараясь максимально полно понять его содержание, главную и второстепенную информацию, и подготовиться к успешной и эффективной работе с текстом при выполнении заключительной части экзаменационной работы — написание сочинения на основе прочитанного текста ПАМЯТКАКак читать текст, чтобы понять его содержаниеЧётко сформулируйте цель чтения и старайтесь подчинить ей всю работу с данным текстом. Выделяйте в тексте основную информацию, по ходу чтения делайте выписки, отражая в них основные идеи текста. Следите за графическими выделениями (курсив, жирный шрифт), так как именно с их помощью привлекается внимание читателя к ключевым понятиям и мыслям.Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие суждения автора.Ведите диалог с автором, спорьте с ним, выдвигайте свои аргументы в защиту основной мысли или, напротив, формулируйте контр­доводы.По ходу чтения ставьте вопросы к тексту, выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании, а затем проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста.При выполнении послетекстовых заданий возвращайтесь к тексту, перечитывайте его полностью или фрагментарно. Использованная литература Львова С.И. Сборник заданий ГИА,2012  http://znanie.podelise.ru/