Выступление на педсовете Системно — деятельностный подход в формировании здорового образа жизни. Реализация проекта Школа здоровья
Ильина Е.И.,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГБОУ ЛНР "Стахановская гимназия №7"
Системно – деятельностный подход в формировании здорового образа жизни учащихся в Стахановской гимназии №7
Одним из приоритетных направлений в работе по воспитанию личности учащегося Государственного бюджетного образовательного учреждения "Стахановская гимназия №7" является воспитание ценностных ориентиров отношения к семье, природе, к труду, к обществу, к государству. У обучающихся формируется такой комплекс личностных качеств и черт характера, который позволяет понимать семейные, гражданские, общечеловеческие ценности; осознавать себя как неотъемлемую часть природы; ценить себя как уникальную личность, стремиться быть здоровым.
Педагогический коллектив ГБОУ ЛНР "Стахановская гимназия №7" уже несколько лет внедряет проект "Школа здоровья", целью которого является создание модели организации учебно – воспитательного процесса, которая наряду с учебной деятельностью выполняет оздоровительные и профилактические функции.
Предполагаемые результаты работы:
создание системы оздоровительной работы в гимназии;
формирование мотивации здорового образа жизни;
формирование физического, психического, морального здоровья учащихся;
развитие личности, способной к творческой самореализации, самовоспитанию, самосовершенствованию;
осознание учащимися ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей как важного условия полноценной жизни и успешной учебы.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в школьном возрасте учитываются психологические и психофизиологические характеристики возраста, ориентирование на зону актуального развития. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни гимназии, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Главной целью педагогического коллектива Стахановской гимназии №7 является создание оптимальных условий для развития жизненно компетентной личности. При этом главное внимание уделяется становлению личностно ориентированной педагогической системы, которая позволяет направить учебно – воспитательный процесс на интересы развития каждого ребенка.
Формирование жизненно компетентной личности невозможно без совершенствования физического и психического здоровья, системы морально – гуманистических ценностей, способностей в разных сферах деятельности.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Для гимназии характерен системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Приложение).
(Приложение выведено на экран. Докладчик проводит разъяснение составляющих модели)
Инвариантная часть учебного плана:
Уроки
физкультуры,
биологии,
химии,
технологии,
ОБЖ
Компонент, формируемый учебным заведением:
Основы медицинских знаний,
Основы экологии,
Человек и мир профессий,
Психология общения,
Деловая активность,
Основы психологии,
“О тебе “ (психологический курс)
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную организацию уроков физической культуры;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, зарядки до уроков, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Ведущей подструктурой гимназии, как образовательного учреждения, является воспитательная подсистема, характерным признаком которой становится смена позиций во взаимоотношениях "учитель" – "ученик", смещение акцента воспитания на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Организация внеклассной работы предусматривает:
формирование знаний о здоровом образе жизни;
месячники экологический, морально – правовой, безопасности жизнедеятельности;
часы общения классных руководителей с учащимися;
экскурсии, походы;
летнее оздоровление.
Внеучебная деятельность:
Кружки:
"Здоровье",
ритмики,
экологический,
баскетбол ,
хореографические,
туристический кружок "Меридиан"
Волонтерский отряд " Надежда"
Отряд “Зарница"
Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в ГБОУ ЛНР "Стахановская гимназия №7" является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Работа с родителями включает:
лектории здоровья,
совместные спортивные соревнования,
совместные дни здоровья,
семейные праздники.
Медицинская служба организует:
контроль состояния здоровья учащихся;
мониторинг здоровья;
связь с медслужбами города;
выступления перед учащимися, родителями;
сезонную профилактику гриппа, ОРЗ и т.п.;
предоставление рекомендаций учащимся и родителям;
профилактику инфекционных заболеваний (прививки).
Психологическая служба гимназии обеспечивает:
проведение тренингов, спецупражнений на оздоровительную тематику;
коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими трудности в адаптации;
повышение психологической культуры учащихся и их родителей;
создание психологически комфортного климата в гимназии.
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию ГБОУ ЛНР "Стахановская гимназия №7".
В гимназии ведётся формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях обучающихся, учёт динамики заболеваемости.
Привлечение к работе общественных организаций предусматривает сотрудничество:
с организациею Красного Креста;
со службой по делам несовершеннолетних;
с центром социальных служб для семьи, детей и молодежи и др.
В результате систематической работы педагогического коллектива гимназии наблюдаются положительные изменения в поведении и деятельности учащихся, психологическом климате в ученической среде, улучшаются межличностные отношения всех участников учебно – воспитательного процесса.
Приложение SEQ Приложение \* ARABIC 1
Список литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост.Е.С. Савинов). М: Просвещение, 2010.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. М: Просвещение, 2010.
Е.В. Советова. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Л.Б. Дыхан. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе.. Ростов н/Д: Феникс, 2009.