Разноплановые задания и темы творческих работ для подготовки одарённых учеников к участию в олимпиадах и конкурсах
Разноплановые задания и темы творческих работ для подготовки одарённых учеников к участию в олимпиадах и конкурсах
Раздел «Фонетика и орфография»
1. Орфоэпический минимум
Абориген (коренной абориген - ошибка), абрис, авгиевы конюшни, айвовый, алкоголь, алфавит, альтовый, анатом, анонс (предварительный анонс - ошибка), анфас (в анфас - ошибка), апокалипсис, апокриф, апостроф, аранжированный, аранжировать, арахис, арахисовый, аристократия, асимметрия, атлас (альбом), атлас (ткань), асфальт (но не асвальт), афера (но не афёра), аэрозоль (м. р.), аэропорты. Бадминтон, балованный, баловать, баловень, баловник, бант, банта и т. п., беспрецедентный (но не беспрецендентный), безвременье, безудержный, безумолчный, бензопровод, берёста, бефстроганов, бидон (но не битон), благовест, благодаря вам мы узнали много нового (благодаря вас…- ошибка), благодаря ее вниманию, блудница, блюдо, блюда и т. п., броня (но не бронь), броня (защитное покрытие), брызги, много брызг (но не брызгов), бряцать оружием, бунгало и бунгало, бухгалтеры (но не бухгалтера), бюллетень (м. р.), нет бюллетеня.
Валом валить, вероисповедание, ветеринария, вечеря. взрывчатое вещество, включить, включишь, включит, включим, включите, включат, водопровод, военачальник (но не военоначальник), возрасты (но не возраста), ворожея, воспринять, воспринял, восприняла, воспринята, времяпрепровождение (но не времяпровождение), всенощная, втридорога, выздоровею, выздоровеет (но не выздоровлю, выздоровит).
Газопровод, гайморит, гастрономия, генезис, герб, герба и т. п., гербовая бумага гетра (ж. р.), гольф (м. р.), пара гольфов, госпитальный, гражданство, грейпфрут (но не грейпфрукт), гренадер (но не гренадёр), грушевый, гуляш, гуляша и т. п., гусляр, гусляра и т. п., гусь, гуся и т. п., но гусейДверь, двери и т. п., двухведёрный, дебют (нельзя: первый дебют), дерматин (но не дермантин), дефис, джинсовый и джинсовый, джинсы, пара джинсов, дивиденды (но не дивиденты), дикобраз (но не дикообраз), диксиленд, диоптрия и диоптрия, дискант, диспансер, договор. договорный (договорной - разг.), дозвониться, дозвонишься (но не дозвонишься) и т. п., документ, домовая кухня, допитый, досуг, досуга и т. п., дремота, дуршлаг (но не друшлаг).Евангелия, ездит, езжу (но не ездиит, ездию), единовременно, еретик, еретика и т.п. Жалюзи, жизнеобеспечение, жёлоб (но не: желоб), житие (но не житиё).Завидно, завсегдатай, заговор, задолженность (но не задолжность), заём (но не займ), закупорить, закупоренный, занять, занял, заняла, заняли, занятой человек, занятый чем-либо, заплатите за проезд, но оплатите проезд, запломбировать, запломбированный, заснеженный, звонить, звонишь, звонит (но не звонит) и т. п., знамение, знахарский, знахарство, знахарь, значимость, зубчатый. Игрище, иероглиф, изба, вин. избу и избу, избалованный, избаловать, избранный, издавна, издревле, изобретение, изыск, изъявить желание, иметь значение (но не играть значение), играть роль, иконопись, инструмент, инженеры (но не инженера), иноплеменный (но не иноплемённый), инсульт, интриган (но не интригант), инцидент (но не инциндент), ирис (растение, нитки), ирис (сорт конфет), искра (проф. искра), искристый и искристый, искривлённый, исподволь, исподнизу, испокон веку, иссушенный, истекший год, истёкший кровью, их (но не ихний,ихняя).Казак, (мн. ч.) казаки, каллиграфия, камбала, каталог, каталожный, катарсис, каучук, кашлянуть, квартал, кедровый, кинематография, километр, кирзовый, кирка (устар. кирха) (лютеранская церковь), (мн. ч.) кирки, кирок и т. п., кирка (орудие труда), (мн. ч.) кирки, кирок и т. п., кишка, кишки, кишкам и т. п., кладовая, класть, клала (но не клала), клизма (но не клизьма), коклюш, колготки, колледж (в Англии), колледж (в США), коллеж (во Франции), компетентный (но не компентентный, компетэнтный), комплимент, компостировать (но не компосировать), компрометировать (но не компроментировать), констатировать (но не константировать), контейнеры (но не контейнера), конфорка, корысть, кофе (м. р.) (но не кофэ), кран, краны, кранов и т. п., красивее (но не красивее), крашение и крашенье, кредо (ср. р., нескл.) (но не крэдо), кремень, крестный ход, крёстный отец, крюк, крюки, крюков и т. п., ксёндз, ксендза, кунсткамера, курага, кухонный.Лаборатория (но не лаболатория), лавровишневый, лавровый (масло, роща), лавровый (лист, венок), ледник (погреб), ледник (масса льда), лекторы (но не лектора), ленящийся, лепящий, лиловеть, лить, (прош. вр.) лила, лило, лили, ловящий, лоза, (р. п.) лозы, (мн. ч.) лозы, лозам, о лозах, ломота, лосось (м. р.), лоскут (собирательное), лоскут (обрезки ткани), лубочный, ляг, лягте (но не ляжьте).Макулатура (но не мукулатура), маркетинг, (разг.) маркетинг, маркировать, (спец.), маркировать, мастерски, (разг.) мастерски махать, машу, машешь и т. п., (разг.) махаю, махаешь и т. п., мельком, месяцы (но не месяца), меньшинства (о нациях), метать (прошивать, бросать), метаю, метаешь и т. п., метать (производить потомство, разбрасывать), мечу, мечешь и т. п., метеорология, мизерный, мизерный (устарев.), митинговый, млекопитающее (но не млекопитающееся), многовековой (но не многовековый), мозг, (предл. п.) о мозге, в мозгу, на мозге, (мн. ч.) мозги, мозоль (ж. р.), монпансье, морщить (лоб), морщить (о ткани), мост, моста, мосту, мостом, о мосте, но на мосту, (разг.) моста, мосту, мостом, (мн. ч.) мост, мускулистый, мусоропровод, мытарство, мышление.Набело, навек, наверх, навзничь, навлёкший, наговор, наголо (остричь), наголо (шашки), наём, (р. п.) найма, наложенный (платеж), наложить, (прош.) наложил, наложила, наложило, наложили, намерение, нанять, нанял, наняла, наняло, наняли, нанятый, (кр.ф.) нанят, нанята, нанято, наняты, нарост, насторожённость, начать, недвижимость, недоумённый, недреманное (око), недуг, незлобивый, не кто иной, как..., не что иное, как..., неоцененный (дар, друг), неоценённый (товар), неумолчный, неуставные (отношения), нефтедобыча, нефтепровод, низкие (но не дешевые) цены, никто иной, ничто иное, никчёмный (разг.), новорождённый, носок, пара носков (но не носок), нормированный, нормировать, нюанс (но не ньюанс).Памятник (мемориальный памятник - ошибка), памятник Гоголю (памятник Гоголя - ошибка), памятуя, партер, паштет (но не паштэт), пельмени (но не пелемени), пемоксоль (ж. р.), пиковый, пить, пила (но не пила), пило, пили, пирожное (но не пироженое), пиццерия, плацкарта (ж. р.), планёр, плато, плесневеть, плесневой, пломбировать, пломбированный, поварёшечка (но не поварежечка), повидло (ср. р., склон.), пирожок с повидлом, повторить, повторишь, повторит, повторим, повторите, повторят, погон (м. р.), погоны (мн. ч.), погон (р. п.) (но не погонов), подзаголовок, поезжай (езжай - просторечное) (но не едь, ехай, позвонить, позвонишь, позвоним, позвонит, позвоните, позвонят, поимённый, полис (страховой), полисы (мн. ч.) (но не полиса), полтора землекопа, полутора землекопов (землекопами и т. п.), полторы ставки, полутора ставок (ставками и т. п.), полымя, положить (но не положить), понять, понял, поняла, поняли, пополам (но не напополам), портмоне [э] (ср. р.), поскользнуться (но не подскользнуться), послушник, постриг, почтамт (но не почтампт), прав, права, правы, предоставить слово (представить слово - ошибка), прейскурант (прейскурант цен - ошибка), премированный, премировать, пресмыкающееся (но не пресмыкающее), прецедент (но не прецендент), приговор, пригоршня, пригубить, прикус, принудить, принять, принял, приняла, приняли, приняло, приобретение, проведённый, пройма, простыня, (мн. ч.) простыни, (р. п.), простынь и простыней, простыням, простынями, о простынях, процент, противень, псевдоним, пуловер, пурпур, путепровод.Разлучиться, разлучишься, разлучится, разлучимся, разлучитесь, разлучатся, развитой (развитая наука), развитый (развитый ум), развитый (от глаг. вить, раскрученный), ракушка, разжёгший, разуверение, рапорт, расклёшенный, ревень, резонёр, рекрутский, рефлексия, ржаветь (разг. ржаветь), рожки, рожков (о макаронных изделиях), рожки, рожек (о маленьких рогах), рыща (разг. рыская). Салями (ж. р.), сандалия, сандалии (но не сандаль, сандали), сантиметр светопреставление, (но не светопредставление), свёкла, сервис (сервисное обслуживание - ошибка), сирота, (мн. ч.) сироты, сирот, сиротам, сиротами, о сиротах, скатерть, (мн. ч.) скатерти, скатертей, скатертям, скатертями, о скатертях, скворечник [шн], склад, (мн. ч.) склады, складов, складам, складами, на складах, сколько, скольких, скольким, сколькими, о скольких, скрепя сердце (скрипя сердцем - ошибка), скрупулезный (но не скурпулезный), скучать по вас (по вам (разг.)) (но не за вами), слепень, сливовый, сложённый (хорошо сложённый), сложенный вдвое, смётка, согласно договору, расписанию (согласно договора, расписания - ошибка), соединить (соединить воедино - ошибка), созыв, сосредоточение, средство, (мн. ч.) средства, средствам, средствами, о средствах, станковая живопись, столяр, ступня, (мн. ч.) ступни, ступней, ступням, ступнями, о ступнях, сувенир (памятный сувенир, сувенир на память - ошибка) суть (главная суть - ошибка).
Табу, таможня, танцовщик, танцовщица, торги, на торгах, торт, торта, торту, тортом, о торте; (мн. ч.) торты, тортов, тортам, тортами, о тортах, тошнота, трамвай (но не транвай), троллейбус (но не троллебус), тюль (м. р.), туфля (ж. р.), туфель, туфлям, туфли, туфлями, о туфлях, пара туфель.Убирать( убираться - ошибка), убрал, убрала, убрало, убрали убираться, убрался, убралась, убралось, убрались, уведомить, уведомленный, угледобыча, углубить, углубишь, углубит, углубим, углубите, углубят, углублённый, угнать, угнал, угнала, угнало, угнали, удила (сущ.), удил, удилам, удилами, об удилах, удить, ужу, удишь, удит, удите, удят; (прош.) удил, удила, удило, удили, уженный (от удить), узаконение, указать (на кого, что), (указать о том - ошибка), украинец, украинский, умерший, уместить, умещу, уместишь, уместит, умолить, умолю, умолишь, умолит, умолим, умолите, умолят, умолк (сущ.), без умолку умолк (гл.), унёсший, упершись, уплачено (уплочено - ошибка), уполномочивать (на что), упрочивать, упрочение, уроненный, усовестить, уставный (от устав), усугубить, усугублённый, учредить (учередить - ошибка).Цемент, ценовой (ценовая политика), цепочка, цыган.
Черпать, черченный, чинить (исправлять, заострять), чиню, чинишь, чинит, чиним, чините, чинят, чинить (препятствия), чиню, чинишь, чинит, чиним, чините, чинят, чинный, (кр. ф.) чинен, чинна и чинна, чинно, чинны, чрезвычайный (черезвычайный - ошибка), чрезмерный (черезмерный - ошибка), чулки, (мн. ч., р. п.) чулок, но (в перен.знач.) синих чулков.
Шабаш (субботний отдых, предписываемый еврейской религией; в поверьях: ночное сборище ведьм), шабаш (в знач. сказ., прост. кончено, довольно), шарф, шарфа, шарфу, шарфом, о шарфе; (мн. ч.) шарфы, шасси, шевелить, шевелю, шевелишь, шевелит, шевелят, шёрстка, шофёр, (мн. ч.) шофёры, шприц, шприца, шприцу, шприцем, о шприце; (мн. ч.) шприцы, шприцев, шприцам, о шприцах, шрифт, шрифта, шрифту, шрифтом, о шрифте, ; (мн. ч.) шрифты и шрифты, штабель, штабеля и (реже) штабели, шулер, (мн. ч.) шулера.Щавель, щавелевый, щегольской, щеколда, щепоть и щепоть, щиколотка.
Экипирование, экипированный, экипировать, экслибрис, экспер, экспертный, экстрасенс, электропривод, (проф.) электропривод, электропровод, электрификация (электрофикация - ошибка), эмпирей (витать в эмпиреях), эпилепсия, эскалатор (экскалатор - ошибка). Юрисконсульт (юристконсульт - ошибка), юродивый.
Ягодица, языковой (барьер, институт, школа), языковый (паштет, колбаса), ясли-сад, яслей-сада, в яслях-саду, (мн. ч.) ясли-сады, яслей-садов (ясель, яслей - ошибка). 2. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.[с] Через поле и лесок подаётся голосок.
3. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.4. Попробуйте читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, люк, альт, мог, яр, ель, ложь, толь, ешь, лоб, торг, рад, бук в обратном порядке. Сколько новых слов получилось?
5. Запишите в транскрипции данные слова и словосочетания. Укажите варианты одинаковой транскрипции.
1) Если - есть ли;
2) но с тигра - нос тигра;
3) ты же ребенок – жеребенок;
4) товар ищу – товарищу;
5) ох, раны – охраны;
6) обед не ешь – обеднеешь;
7) гимн Азии – гимназии;
8) друг, удар прими – другу дар прими;
9) нет, Русь – не трусь;
10) земля нам – землянам;
11) просто вата – простовата;
12) несу дичь я – не суди, чья;
13) немного сложно – немногосложно;
14) адрес публики – ад республики;
15) за скалой у бéрега – за скалою бéрега;
16) возвести – воз везти;
17) те мнят – темнят;
18) груздь и рыжики – грузди, рыжики;
19) погоду – по году;
20) кол и палку – коли палку;
21) блин дашь – блиндаж.
6. Каким фонетическим признаком объединены слова?1) Голубь, сыроежка, морковь, берег.2) Сборы, молотьба, отдать.Раздел «Лексикология и этимология»
1. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
2. Подберите русские синонимы (слово или словосочетание) к словам иноязычного происхождения.
Аутсайдер, блеф, варьировать, доминировать, инертный, интерпретация, интуиция, кредо, легенда, лидер, локальный, мемуары, люстрация, мистерия, обелиск, панорама, парад, парламентарий, паблисити, реформа, шокировать, эквивалент.
3. Замени синонимами устаревшие слова.
Волхв, дружина, дюжий, яства, десница, ланиты, перси, чело, выя, уста, длань, пушкарь, корчмарь, чеботарь, дымарь, зело, мшары, виждь, внемли, чета, ветрило, орало, оратай. 4. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом. 1. Внутренняя сторона кисти руки.2. Изображение человека на картине или фотографии.3. Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте.4. Тот, кто работает в шахте.5. Место на реке, где её можно перейти.6. Асфальтированная дорога.
5. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
6. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился:
Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
7. Каким русским аналогам соответствуют иноязычные фразеологизмы?
1. Между четырех глаз.
2. Поставить волка присматривать за овцами.
3. Вбежать в долги.
4. Придерживать язык.
5. Голова к голове.
6. Не стоит и пуговицы.
7. Колесовать бабочку.
8. На другой стороне холма и трава зеленее.
9. Леопард не может изменить своих пятен.
10. Что для одного – мясо, то для другого – яд.
11. Просто, как упасть с бревна.
8. Запишите по пять фразеологизмов со словами «Рука», «Нога», «Голова», «Язык», «Друг».
9. Замените одним словом фразеологизмы.Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг. 10. Определите, какая известная русская пословица описана в тексте научного стиля:
1. Порция, равная приблизительно двадцати граммам жидкого продукта сухой перегонки твердого топлива, приводит в состояние непригодности к использованию деревянную емкость с продуктом переработки цветочной пыльцы представителем перепончатокрылых насекомых.
2. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
3. Инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы на рукоятке, использующийся для прокалывания плотных материалов, нельзя скрыть от кого-нибудь в упаковке, сшитой из прочной ткани и предназначенной для складирования, переноски и транспортировки.
4. Предосудительное, безнравственное действие, которому подражают, легко передаётся другим или вызывает подражание себе.
5. Под бездеятельную, пассивную твердую породу куском, сплошной массой или обломок такой породы не перемещается струей или потоком прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
6. Если у индивида окажутся в избытке сведения о ком-либо или чем-либо, то в ближайшем времени он перейдет в другое состояние – сделается стариком.
11. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов - признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».
Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше образцу:
Лайнер, застенчивый, хрусталь, свинец, сметана, селезенка, всадник, лодырь.
Раздел «Словообразование»
1. Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
Распределите слова на 2 группы: оканчивающиеся на о и не имеющие окончание:Нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.
2. Можно ли считать данные слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.
Сошлись – разойтись.
3. Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных. Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.
4. Из приведенного ряда выпишите слова, в которых есть (или была) приставка об- (о-). Докажите наличие приставки путем подбора родственного слова.
Обед, обормот, облава, обувь, овес, овал, острог, опенки, опрометью, осень.
5. Рассмотрите схемы и к каждой из них подберите по одному слову, имеющему данное строение.
________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
6. Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат шесть суффиксов? Обоснуйте свой ответ, обозначив суффиксы.
Выключатель, добродушие, красноватый, старинный.
7. Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь приставок? Свой ответ обоснуйте, указав морфемный состав слов.
Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.
8. Подберите к данным словам по 3 слова, образованные тем же способом. Укажите способ словообразования.
Железнодорожный, подстаканник.
Раздел «Морфология»
1. Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.
Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.
2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.
3. Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.
Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.
4. Определите род имен существительных.Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.5. Почему все эти слова объединили в одну группу? Согласуйте их с прилагательными.Онтарио, пальто, какао, пенсне.
6. Образуй множественное число от данных имён существительных: Профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
7. Определите в данном предложении, кто врач А. И. Широких – мужчина или женщина. Аргументируйте свой ответ.
Комиссия во главе с врачом А. И. Широких проверила санитарное состояние детского сада.
8. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа.
Дно, зять, чулки, носки, копьё, туфля, грузин, эполеты, простыня, колено, полено, шалунья, устье, георгин, помидор, килограмм, яблоко.9. Образуйте сравнительную степень имён прилагательных. 1.Пожалуйста, будьте в этом выступлении (краткий), чем в предыдущем.
2. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).
3. В связи с обстоятельствами он предпочел (ранний) отъезд, чем планировал.
4. Его оценки событий стали (резкие).
10. От данных глаголов образуйте формы действительных причастий настоящего времени и введите их в предложения. Используйте в предложениях причастный оборот.
Стелиться, клеить.
11. Найдите предложения с ошибками и исправьте их.
1) Поднявшись в гору, путешественникам стало видно вдали огромное озеро.
2) О будущих перспективах автопарка расскажет наш гость.
3) Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
4) Лишь недавно мы смогли прочитать и насладиться этим романом.
5) Подготовка специалистов желает лучшего.
6) В поход мы взяли только небьющую посуду.
7) Он самый величайший физик в мире.
8) Согласно указанию директора отчет нужно сдать завтра.
9) Эту роль репетировали трое молодых актрис.
10) По произведениям писателя можно понять его взгляды и мировоззрения.
11) Мы всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.
12) Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.
13) Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны красивые здания.
14) Ещё юным подростком он выбрал свою будущую профессию.
15) Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
16) Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
17) Директор детского дома рассказывал о равнодушии родителей за судьбу своих детей.
18) Проголодавшегося медведя тянуло к жилью.
19) Он самый старейший наладчик на нашем заводе.
20) Согласно приказа Илью перевели в другой отдел.
21) Двое подруг весело болтали всю дорогу.
22) У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать.
23) В нашем аэропорту значительно улучшился уровень обслуживания.
24) Сашин дедушка был и остаётся закоренелым патриотом.
25) До отхода поезда оставался всего час времени.
26) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
27) Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение.
28) Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту проблему.
29) Книга представляет из себя результат многолетних исследований учёного.
30) Ветер срывал оставшие на деревьях листья.
31) Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде.
32) Согласно заявлению Игоря перевели на другую работу.
33) У меня всего лишь пятеро бабочек.
34) Во дворе у нас качель сломалась.
35) В стране идёт восстановление разрухи.
36) Настало время подвести резюме футбольному чемпионату страны.
37) Саша долго не видел маму и скучал за ней.
38) Подготовкой проекта занималось около семьсот пятидесяти человек.
39) Только благодаря случая ему удалось избежать неприятностей.
40) Спектакль произвел впечатление у всех зрителей.
41) Этот разговор имел для меня большое значение.
42) В этом магазине очень дорогие цены.
43) Он пристально слушал мой рассказ.
44) Поэт испытывал ностальгию по родине.
45) Он вернулся в апреле месяце.
46) Заведующий магазином получил новый товар.
47) Пробежавшись до околицы, мне стало жарко.
48) Они рассматривали и любовались картиной.
49) Будучи в Москве, меня пригласили в гости.
50) Книга с восемьсот семьдесят тремя страницами.
Раздел «Синтаксис»
1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.
а) А у нас тишь да гладь.
Божья благодать.
А у нас - светлых глаз
Нет приказу подымать А.Ахматова.
б) Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души.
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши. . .
А.С. Пушкин.
2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.
А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.
6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?
в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».
3. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.
А. Мы будем петь на концерте.
Б. Врач запретил ему нервничать.
В. Дорога становилась все хуже.
Г. Я намерен отправиться гулять.
Д. Я возьму да расскажу. И. Саша старался бежать быстро.
К. Они полетели отдыхать.
Л. Мама перестала понимать его.
М. Я готов выполнить твою просьбу.
Н. Давай вместе пойдем домой.
Г. Не буду я вам ничего говорить.
Д. Я прошу не говорить никому.
Е. Осень выдалась сухая.
Ж. Со старыми знакомыми он перестал видеться.
З. Тут он было вышел. О. Не всякий способен выслушать.
П. Он поехал учиться в Киев.
Р. Он пустился бежать во весь дух.
С. Он был не в состоянии думать о своих делах.
Т. Пусть они оставят книги.
4. Укажите, какими частями речи может быть выражено подлежащее.
А. только существительным и местоимением
Б. только существительным и глаголом
В. только существительным, местоимением и глаголом Г. всеми знаменательными частями речи
Д. всеми частями речи
Приведите примеры и надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено
5. Исправьте, (где необходимо), пунктуационные ошибки.
А) Было светло, почти как днем.
Б) За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
В) Время стояло, довольно теплое.
Г) Ты пишешь, как курица лапой.
Д) Волна бьет в валуны и падая дробится в пыль.
6. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по структуре односоставными предложениями.
а) Но с новою потерею
Все тягостней и все страшней терять.
И надо встать над горем и поверить.
б) И веет дремучей, глубокой Русью
От серых замшелых осиновых крыш,
в) Волокли его на волокушке.
Навалили ватники - озноб.
7.Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет,
Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели,
Колыбельной лаской млеет.
(В.Брюсов)
Творческие задания
Темы сочинений-рассуждений на лингвистические темы:
«Нужны ли в языке вводные слова и предложения?»
«Нужны ли знаки препинания?»
«Нужны ли в жизни словари?»
« Нужны ли кавычки как знак препинания?»
« Зачем нужна орфография?»
«Каковы функции частиц в русском языке?»
«Роль публицистического стиля в речи».
Темы сочинений-рассуждений:
1. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». (О.Генри.)
2. «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть
достоинства». (В. Ключевский.)
3. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». (Н. Заболоцкий.)
4.«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». (Сократ.)
5. «Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги». (Ю.Бондарев.)
6. «И есть слова, которым век сиять…» (В.Рождественский.)
7. «Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт». (Саади.)
8. «Слаб современный язык для выражения всей грациозности ваших мыслей». (А.Н.Островский.)
9. «Язык – инструмент, едва ли не труднее он самой скрипки».
(П.А. Вяземский.)
11.«Смысл жизни состоит в помощи друг другу». (Ирландская пословица.)
12. «Заговори, чтоб я тебя увидел». (Сократ.)
Темы сочинений-описаний:
1. «Утро в горах».
2. «Зимний вечер».
3. «Перед грозой».
4. «Осенний вечер».
Темы сочинений-повествований:
1. Напишите одну страничку из воображаемого дневника Вашего домашнего питомца – собаки, кошки, попугая, белой крысы...
2. «Если бы я был волшебником…»
3. «Самый памятный день».
4. «Мысли школьной парты».
5. «Мир моих увлечений».
6. «Мои любимые праздники».
7. «История нашей дружбы»
8. «Самое время поговорить о книге»
- Сочините небольшую сказку, персонажами которой стали бы философские понятия: Действительность, Возможность, Необходимость, Случайность, Свобода.
- Напишите три сочинения на тему «Ветер» в трёх стилях (научном, публицистическом и художественном), используя лексические, синтаксические, стилистические средства, характерные для каждого стиля.