Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе были дети, которыетребовали особого внимания в процессе обучения. Есть учащихся с которыми я работала – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.
У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).(См. приложение №1).
Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.
Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения, направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения надо провести “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.
Использование разнообразных дидактических игр (См. приложение №2), связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.
Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. (См. приложение №6)
Карточки для индивидуальной работы (дифференцированный подход).
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты
Дифференцированный подход
может быть осуществлен на любом из этапов урока:
-при закреплении;
-при проверке домашнего задания;
-при самостоятельной работе.
к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
-сплакатов и схем для самоконтроля;
-копределяющих условие предлагаемого задания,
-кполучаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
-к того, как следует вести решения;
-кв которых даются указания к выполнению заданий.
Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах.
При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.
В своей работе я использую опыт С. Н. Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через несколько уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.
Лысенкова предлагает использовать комментированное обучение. Она говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. На своих уроках я также применяю комментированное письмо.
Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.
Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.
Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.
Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.
Хороший результат на уроках дает:
групповая работа.
Составление картотеки:
– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)
- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)
- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)
2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7. Оказание помощи учащимся перед уроком.
Я разработала и провожу уроки математики, которые мы с детьми называем “Блиц уроки”. Решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи 3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида (например по теме“Периметр” или “Площадь”).
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»
Ответьте на него, предложив поработать над проектом.
Например, попросите узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?” Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.
Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы?
Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
Не торопите его, научитесь ждать.
Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
Обобщение – главная составляющая любой методики.
Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
Библиографический список.
Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.
Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.
Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.
Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.
ВЫВОД: Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
В заключение хочу сказать, что неуспеваемость учащихся – это постоянная головная боль учителей. И наша задача, независимо от причины, по которой ученик является отстающим, помочь ему, прежде всего, на уроке.