Статья «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках физики»
УЧЕБНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Н.Н. Макаренко
МАОУ Ильинская СОШ
городского округа Домодедово
В современной жизни, физика имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что интерес к физике у обучающихся снизился. У школьников всегда возникает вопрос: для чего ему изучать физику? И, как результат, слабые знания по физике, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с физикой. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения физике, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать физические знания.
В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учеников. При формировании групп учитываются уровень знаний обучающихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Исторически сложилось величайшее многообразие смысловых значений, которые вкладываются в слова игра, играть, игрок, играющий, игрушка. По Л.С. Выготскому «...игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением результатов». Таким образом, психическая природа игры и труда совпадают: «Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
Не менее интересно определение игры у Г.К. Селевко «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Готфрид Вильгельм Лейбниц писал, что люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.
Какой глубокий смысл - в слове игра. Игра в жизни ребенка играет большую роль. Играя легче воспринимать информацию, т.к. она преподносится в непринужденной обстановке, не требует от ребенка огромных усилий и не вызывает страха перед трудными вопросами. Интересные игры «заставляют» выучить правила, по которым нужно играть и желательно играть с удовольствием.
Игры, которые я использую на своих уроках:
«Физический кроссворд»
Ребусы
«Крестики-нолики»
«Третий лишний»
Игра «Знаете ли вы историю физики и техники»
«Игры физиков»
Головоломки, лабиринты
Цепная реакция
Игра «Веришь - не веришь»
Игра «Дерево»
"Физический кроссворд". Форм работы с кроссвордами у меня две: это 1) отгадывание кроссворда, 2) его составление. Причем второй из них уделяю значительное внимание, поскольку эта работа творческая, развивающая. При составлении кроссвордов ребятам нужно многое вспомнить, «пообщаться» со справочниками и учебником, проявить фантазию, сообразительность. Работу можно организовать индивидуально, по парам, группами. Если внести в нее дух соревнования, то это тем более никого не оставит равнодушным. Включение таких заданий в каждом классе вполне оправдывает себя и с точки зрения познавательности, и с точки зрения создания хорошего эмоционального настроения к учебе и выполнению задания.
Ребусы - это такая форма работы на уроке, которая не занимает много времени, но дает положительный результат при изучении определенных понятий, т.к. является нестандартной формой подачи изучаемого материала.
«Крестики-нолики» - это игра, в которую могут играть один или несколько человек. Принцип игры заключается в том, чтобы заполнить все клетки ответами на задания и провести линию (по вертикали, по горизонтали или по диагонали), объединяя только три понятия (формулу, термин) относящихся к одной теме. Такую игру можно проводить в конце урока на этапе рефлексии, при подведении итогов, делая выводы.
Игра «Третий лишний» проводится при обобщении и повторении пройденного материала.
«Знаете ли вы историю физики и техники» - это игра, которую можно проводить на уроках - повторения или при проведении недели естествознания. В эту игру играют две команды, которым поочередно предлагается рассмотреть на слайде портрет ученого-физика, а затем назвать его имя и рассказать о вкладе ученого в науку. Если одна из команд затрудняется с ответом на поставленный вопрос, то слово передается другой команде, и они зарабатывают себе дополнительные очки. Затем набранное обучающимися количество баллов можно перевести в оценку.
«Игры физиков» - это интеллектуальные игры, которые связаны с проведением физических опытов.
Головоломки, лабиринты - занимательная форма подачи информации, например, в лабиринты можно заключить правила техники безопасности, зашифровать какую-либо информацию.
"Цепная реакция" (целесообразно использовать для проверки домашнего задания). Учитель задаёт первый вопрос и вызывает ученика, который должен на него ответить. Тот, в свою очередь, после ответа задаёт другой вопрос и вызывает одноклассника, который отвечает на этот вопрос и задаёт свой, и т.д. Учитель выставляет "+" ("-") за вопросы и ответы.
Игра «Веришь – не веришь» проверяет умения находить ошибки в чужих утверждениях. Учитель зачитывает вслух правильные и не правильные утверждения. Если ученики согласны с ним («верят»), то поднимают зеленые карточки, а если не согласны («не верят») – красные. По вызову учителя ученик должен обосновать свой ответ.
Игра «Дерево» проводится при повторении и систематизации пройденного материала. На доске изображено дерево – ель. На ее стволе делаю надпись, обозначающую название темы (например, «Электрическое поле»). Вызываемые по очереди ученики должны написать на ветвях название основных входящих в нее понятий (например, «Электроемкость», «Сила взаимодействия зарядов», «Энергия») и повесить на ветки соответствующие им еловые шишки – формулы.
В ходе игровой деятельности у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету и повышается эффективность обучения физике. Игровые ситуации делают любой урок разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску, воспитывают чувство ответственности. На уроках царит атмосфера сотворчества и сотрудничества.