Юрий Олеша Три Толстяка (4 класс)
Предмет: «Литературное чтение» 4 класс, учебник «В океане света» часть 2,
авторы – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Учитель начальных классов: Рыжкова Светлана Викторовна
Тема: Юрий Олеша «Три Толстяка»
Тип урока: обобщающий
Цель урока:
- учить работать с текстом художественного произведения.
Задачи:
образовательные:
- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
- определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
- озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов.
развивающие:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях на примере текста Ю.Олеши «Три толстяка»
воспитательные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Оборудование: книга Ю.Олеши «Три Толстяка», проектор, компьютерная презентация, листок достижений, толковый словарь Ожегова.
Планируемые результаты:
Ход урока.
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока. Проектирование цели урока и задач. Построение плана урока.
- Сегодня в нашем классе будет проходить урок литературного чтения. Мы будем работать в группах, индивидуально, читать, высказывать своё мнение по произведению, название которого вы определите, прочитав отрывок из произведения.
- Для этого возьмите листок достижений. В листе достижений представлены задания, с которыми вам придется работать в течение урока. По окончании урока, вы сделаете вывод о том, как вы справлялись с этими заданиями, и получите итоговую оценку. В первом задании представлен отрывок из произведения. Вы его читаете. Из какого это произведения? Отметьте свой вариант ответа из предложенных вариантов.
Учащиеся читают отрывок «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Всё это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников», выбирают автора и название произведения.
- А теперь озвучьте свой ответ (Это отрывок из произведения Юрия Олеши «Три толстяка»)
- Таким образом, тема нашего урока …Юрий Олеша «Три толстяка».
- Сегодня мы проводим итоговый урок по этому произведению.
- В названии сказки «Три толстяка» выражена тема или основная мысль?
Вновь обратитесь к листу достижений и отметьте правильный вариант ответа.
Прежде чем ответить, вспомнив правило «Тема текста - это то, о чём говорится в тексте. А основная мысль - то чему учит текст». Аргументируйте свой ответ. (Это тема текста).
- Сегодня на уроке мы, работая с художественным произведением, определим его основную мысль.
- Что необходимо знать, чтобы сформулировать основную мысль?
знать главных героев
знать содержание
знать ключевые моменты
- Мы с вами сейчас построили план урока.
2. Работа над произведением
- Приступаем к первому этапу плана. С помощью кроссворда мы с вами вспомним героев сказки. А помогут нам в этом те ребята, которые постараются перевоплотиться в образ своего героя, выразительно прочитают отрывок, правильно передавая интонацию. Работаем в группе. Выполняем третье задание Листка достижений.
Учащиеся представляют героев произведения, а в группах заполняется кроссворд.
- Из всех, представленных героев, определите главных. Учащиеся отмечают
- Назовите главных героев и дайте краткую характеристику.
- Кого из главных героев мы пропустили? Его не было в кроссворде? (Тибул)
- Молодцы, главных героев знаем, переходим к следующему этапу.
- Обратимся вновь к кроссворду. Какое слово ещё спрятано в кроссворде? (Восстание).
- Что оно означает? Найдите это слово в толковом словаре. (Восстание – массовое выступление против существующей власти).
- Давайте попробуем подобрать слова-синонимы. (Учащиеся подбирают слова)
- Найдите в тексте отрывок, объясняющий, почему народ восстал против существующей власти. Это можно понять из речи оружейника Просперо на обеде у Трех Толстяков. Прочитайте его (гл. IV). Дети отвечают и подтверждают отрывком из произведения "Ваши министры знают о том, что делается в стране. Крестьяне, у которых вы отнимаете хлеб, добытый тяжелым трудом, поднимаются против помещиков. Они сжигают их дворы, они выгоняют их из своей земли. Рудокопы не хотят добывать уголь для того, чтобы вы завладели им. Рабочие ломают машины, чтобы не работать ради вашего обогащения. Матросы выбрасывают ваши грузы в море. Солдаты отказываются служить вам. Ученые, чиновники, судьи, актеры переходят на сторону народа. Все, кто раньше работал на вас, получал за это гроши, в то время как вы жирели. Все несчастные, обездоленные, голодные, исхудалые, сироты, калеки, нищие – все идут войной против вас, против жирных, богатых, заменивших сердце камнем..."- В этом произведении раскрывается серьезная революционная тема. На предыдущих уроках, работая с произведением, мы выделили ключевые моменты и составили план:
Неудачный мятеж
Тюрьма и побег
История с куклой
Продавец шаров
Победа над жадностью и жестокостью
- Мы с вами плавно перешли к ключевым моментам произведения для того чтобы определить его основную мысль. Если человек не читая произведения, посмотрит на наш план, то он скажет, что в нем показаны серьезные события, раскрываются серьезные проблемы. Отчего же у прочитавшего остаётся впечатление, что прочитал он – сказку? (Учащиеся затрудняются дать ответ)
- Это сказка народная или авторская? (авторская)
Работа над особенностями произведения
- Ребята, в сказке должно обязательно быть что-нибудь чудесное, чего не бывает в обычной жизни. Так что же тут сказочного? Ведь действительно в книге нет ни волшебников, ни волшебства.
- Реальные герои, очень реальный сюжет? (ответы учащихся)
- Вы знаете, Юрия Олешу считают королём сравнений.
В разговорной речи мы часто используем сравнения. При помощи сравнений образуется много фразеологизмов, украшающих нашу речь. Сравнения состоят из 2 элементов: то что сравнивается, и то с чем сравнивается.
Вам предстоит разобраться как создавался непревзойдённый стиль Олеши.
Для чего Ю. Олеша использовал сравнения?
1 группа анализирует описание внешности героев.
2 группа анализирует описание природы.
3 группа анализирует массовую сцену
4 группа анализирует нелепые сцены.
Сделайте вывод, ответив на этот вопрос?
- Озвучьте то что сравнивают, и с чем сравнивают.
- Сделайте вывод. (Чтобы увидеть в обычном необычное, более красочно описать героя и эпизоды, посмеяться над героями, более полно и неожиданно раскрыть образ героя)
- Возвращаемся в нашему вопросу «Отчего же у прочитавшего остаётся впечатление, что прочитал он – сказку?». Ответьте на этот вопрос. (рассуждения учащихся и их вывод: Именно в этом ответ на вопрос, что делает «Три Толстяка» сказкой: то, как написано это произведение: нереальные события, вымышленные герои, использование выразительных средств языка - фразеологизмы, и олицетворения, и сравнения…)- Вернемся в Листку достижений и отвечаем на главный вопрос урока – основная мысль произведения. Выбор правильного ответа из трех предложенных:
Автор рассказывает, как бедные люди силой отбирают власть и богатство у Трех Толстяков, которые ни с кем не хотели им делиться.
Только добрые люди вместе и сообща могут бороться и победить жадность и жестокость ленивых правителей.
Суок, Тибул, Просперо, используя простой народ, прогнав Трех Толстяков, сами стали правителями.
- Проверим. Самопроверка.
- Прочтите хором правильный ответ (Только добрые люди вместе и сообща могут бороться и победить жадность и жестокость ленивых правителей)
Чтение учащейся стихотворения Владимира Орлова « Я и Мы».
3. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание
- Озвучьте тему урока. Какую цель мы перед собой поставили? Прочитайте план. Выполнили ли мы его? (Ответы учащихся)
– Что выполнили сами?
– Что вызвало затруднение?
– Кому помогли пометки, схемы? (Ответы учащихся)
- В течение урока вы работали с листом достижений. Прочитайте вопросы, проверьте правильность ответов, если необходимо исправьте. (Учащиеся работают с Листом достижений)
- Взаимопроверка. Что показал Лист достижений? Поднимите руки у кого все ответы верные? Есть ли ошибки?
– Что получилось хорошо? Чему надо ещё учиться? (Ответы учащихся)
- Работая со сказкой «Три толстяка» Ю.Олеши мы с вами учились очень подробно давать характеристику героя, описывать ключевые моменты. Ваша задача дома написать сочинение о понравившемся герое с использованием художественно-выразительных средств данного текста или нарисовать иллюстрацию к произведению с последовательным воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики.- Наш урок подошёл к концу, всем спасибо и не забывай следовать золотому правилу: Что узнал на уроке – применяй в жизни!