Методическая разработка Урок-путешествие в страну трех толстяков (Ю.Олеша «Три толстяка») 5класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Урок-путешествие в страну трех толстяков (Ю.Олеша «Три толстяка»).
Цель урока: воспитывать любовь к искусству слова, развивать интерес к изучению и анализу произведения.
Класс заранее поделен на три команды. На доске изображен маршрут путешествия в страну трех толстяков (написаны названия станций, останавливаясь на которых, команды выполняют определенное задание).
Сценарий урока.
Слово учителя: Мы отправляемся в путешествие в страну, где правят три толстяка. Что эта за страна? Всем ли хорошо жилось в стране, где правили три толстяка? Это правление устраивало народ? Конечно, нет, поэтому и началась борьба рабочего класса против трех толстяков, которую мы наблюдаем на протяжении всего произведения. А чем она закончится, мы с вами узнаем, когда доберемся до самой последней станции. Там вам предстоит выполнить трудное задание, с помощью которого мы сможем раскрыть смысл всего произведения. Итак, отправляемся в путь.
I станция «Знакомство с героями».
По описанию угадать, кто это.
«Попал он в меткий смирительный ошейник -
Сидит в железной клетке
Ретивый оружейник» (Просперо)
Этот герой «смотрел обычно вниз, пищал точно крыса, был у него длиннющий нос. И вот к его носищу башмак соломенный прирос» (учитель танцев Раздватрис)
«Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства. Троном был торт.» (продавец шаров)
«Как летать с земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает (Доктор Гаспар)
«У них важнее нет забот, как только вырастить живот!» (Три толстяка)
«Он оброс шерстью, как медведь. В глазах у него красные искры. У него длинные загнутые ногти. Он без одежды. Это не человек, а горилла». (Ученый туб)
За каждый правильный ответ 1 балл.
II станция «По страницам повести».
Вопросы командам, за каждый правильный ответ 1 балл.
Как связаны между собой наследник Тутти и Суок? Как так, что брат Суок оказался наследником?
Что случилось с куклой наследника Тутти?
Какой случай произошел с продавцом шаров, как ему удалось выбраться?
Почему площадь Звезды получила такое название?
Почему у д.Гаспар принял Суок за куклу?
Кто такой негр, откуда он взялся?
Какова судьба трех толстяков?
Как Суок удалось спасти Просперо?
III станция «Мы-художники».
Заранее командам было дано задание, нарисовать рисунок по произведению. За определенное количество времени сложить картинки, чтобы получился рисунок, и отгадать его.
IV станция Актерское мастерство.
Домашнее задание: инсценирование эпизодов повести.
V станция «Случайная авария».
Задание: каждой команде нужно справиться с трудностями, которые возникли на их пути. Чтобы добраться до следующей станции, нужно командам принять решение и выйти из ситуации.
Представьте, что Суок, переодевшуюся куклой, разоблачили в первый же день, как бы повернулись события повести? Кто тогда спасет Просперо? Сумеет ли победить народ?
Если бы Суок не удалось достать ключик от клетки, как бы ей удалось спасти Просперо?
Д.Гаспару приказали починить сломанную куклу. Если бы он не встретил Суок, как бы д.Гаспар решил свою проблему?
VI станция «Прочитай-ка».
Прочитать надпись, раскрыть ее смысл.
Есв, отч оналедс имакур денквобя, тижелданирп макяндеб!
Ад теувтсвардз доран!
Иолод тневеял рожбо и !
(«Все, что сделано руками бедняков, принадлежит беднякам!
Да здравствует народ!
Долой лентяев и обжор!»
Слово учителя: эта надпись помогает нам раскрыть смысл всего произведения.
VII станция «Творчество»
Задания командам: Если бы вы были правителями страны, чтобы вы сделали для жизни людей.
Подведение итогов.
15