Презентация пособия для развития мелкой моторики Ловкие пальчики


Муниципальное казенное образовательное учреждение
начальная школа - детский сад № 12,
Г. Тавда, Свердловская область
Пособие по развитию мелкой моторики
«Ловкие пальчики»
Воспитатель Пархимович Светлана Александровна,
1 категория

2016 г.

***
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
(В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Нашу группу посещают дети с нарушениями речи различной степени тяжести. Среди них есть дети с тяжелыми нарушениями речи, практически не говорящие. Дети с такими проблемами в развитии обычно быстро утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием.
У этих детей отмечается недостаточность общих двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движения рук часто бывают неловкими, несогласованными. При исследовании сформированности мелкой моторики наблюдаются поиск позы, недостаточный объём и уверенность в движениях, дети не могут длительно удержать нужную позу рук, так же для них характерна и низкая переключаемость движений пальцев рук.

Проанализировав литературу по данной проблеме, считаю, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. В своей работе использую различные способы развития мелкой моторики - это и пескотерапия (также и игры с крупами), и медеигротренинг, и Су-джок терапия, и использование пальчиковых игр, и игры с прищепками, и изобразительную деятельность. Но всего этого порой бывает недостаточно.
У нас есть дети, которым трудно прикрепить прищепки, которые не хотят копаться в песке, которые отказываются играть в пальчиковые игры, не могут держать карандаш, не любят лепить и рисовать, имеют негативное отношение к занятиям. Для повышения интереса таких детей к своим занятиям и для того, чтобы разнообразить способы развития ручной моторики, было создано данное пособие «Ловкие пальчики», состоящее из пяти самостоятельных игр различной сложности.
Представленные игры выполнены в форме вязаных квадратов размером 25*25 см (20*20 см), на которых расположены в виде аппликации различные части картинки, создающие целостное изображение. Эти части крепятся к основанию посредством липучек, кнопок, пуговиц. Таким образом, работа при последовательном использовании постепенно усложняется.
Первая игра «Сорви цветочек» предназначена для детей со слабо развитой моторикой рук. Ребёнку предлагается «сорвать» цветочки для мамы на полянке. Ребёнок просто развязывает ленточки, стараясь «сорвать» все. В дальнейшем можно тренировать ребёнка в завязывании бантиков, т.е. можно будет «посадить» цветочки в клумбу.

Игра «Снеговик» тренирует ребёнка в воссоздании целостного образа картинки. Все детали крепятся на липучке, шуршание которой вызывает дополнительный интерес ребёнка.
«Разноцветные ромашки» выполнены из ярких ленточек и крепятся на кнопках, что также фиксирует внимание и активизирует интерес ребёнка.
Игры «Кораблик» и «Деревенский домик» имеют много деталей, крепятся к основанию пуговицами и являются более сложными вариантами. Сложность игры можно регулировать, достаточно предложить ребёнку задание по силам, отстегнув столько пуговиц, сколько он сможет пристегнуть.
Пособие было использовано при работе с детьми группы, как с «особыми» детьми, так и с обычными детьми без выраженных речевых проблем. Дети с удовольствием включались в работу, интересовались новыми играми. При использовании представленных игр у детей помимо ручной ловкости развивается логика, цветоощущение, пространственная координация, смекалка, память, возрастает уверенность ребёнка в собственных силах. Использование пособия способствует концентрации внимания и самодисциплины.
Наряду с психическими процессами активизируется и речь ребёнка. Ребёнок инициирует общение со взрослым, обращается за помощью, если возникла необходимость, ждёт похвалы.
Данное пособие можно использовать для развития речи дошкольников, предложив пофантазировать на темы «Куда плывет кораблик», «Как мы лепили снеговика», «На лужочке, на лугу» и т.д.
Пособие «Ловкие пальчики» не является законченным, его можно и необходимо пополнять новыми сюжетами, исходя, прежде всего из потребностей детей. Несмотря на кажущуюся сложность изготовления пособия, сделать его довольно просто и быстро. Необходимо иметь первоначальные навыки вязания и немного терпения.