Семинар-практикум «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности воспитателя»


Областное государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»
Семинар-практикум «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности воспитателя»
E.Г.Усынина
Р.п.Базарный Сызган
Семинар-практикум «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности воспитателя»
Обыкновенно полагается, что люди известного поколения знают,
какими должны быть люди вообще, и потому могут готовить
их к такому состоянию. Это совершенно не справедливо: люди,
во-первых, не знают, какими должны быть люди – могут
в лучшем случае знатьтолько идеал, к которому им свойственно
стремиться, а во-вторых, люди воспитывающие,
если они не мертвы, сами движутся и воспитываются.
Л.Н.Толстой
1.Доклад
по теме «Роль инновационной деятельности
в работе современного педагога»
Для того чтобы разобраться что же такое инновационная деятельность и каким образом она помогает сформировать профессиональную компетентность воспитателя, мы предлагаем вам отправиться в морское путешествие по волнам инноваций и принять участие в семинаре-практикуме «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности воспитателя». Вы согласны? В самом начале нашего путешествия вы получили маршрутные листы (карту путешествия), на которых отмечены наши остановки. Вы готовы отправиться в плавание? Тогда отправляемся в путь. (Звучит шум прибоя и звук отправляющегося корабля). И вот мы с вами плывём по океану Инноваций.
Что же такое «Инновационная деятельность»?(спросить у зала)
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
К инновационным формам методической работы относятся так называемые деловые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, мо воспитателей, педсоветы и другие методические мероприятия.
Инновационная деятельность руководителя состоит в том, чтобы познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном воспитательном и образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое)
Проблемы введения инноваций:
-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);
-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
-неумение работать коллективно в условиях инноваций;-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.
-профессиональное выгорание.
А на нашем пути «Коралловый риф». Предлагаем вам поработать в группах и найти ответы на вопросы.
Первая группа "Профессиональная готовность".
Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу(воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?
Ответ:
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
Вторая группа "Условия для успешной инновационной деятельности".
Вопрос: Какие условия необходимо создавать в образовательном учреждении для успешной инновационной деятельности?
Ответ:
1.Высокая информированность участников воспитательно-образовательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.
2.Рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание всех уровней управления.
3.Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями образовательного учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.
4.Реалистичность планов достижения инновационных целей управления; поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.
5.Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.
6.Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.
7.Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).
8.Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.
9.Наличие у педагогов личного плана развития.
10.Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.
Третья группа "Результаты инновационной деятельности".
Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения помогает решить инновационная деятельность?
Ответ:
1.Участие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.
2.Продуктивное взаимодействие педагогического и детского сообществ.
3.Результаты деятельности отличаются объективной новизной.
4.Полноценные личностные отношения между участниками.
5.Раскрытие индивидуальности каждого педагога.
6.Повышение профессиональной компетентности педагогов.
7.Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.
8.Повышение качества воспитания и образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка.
        «Коралловый риф» мы с вами преодолели и плывём дальше. А направляемся мы к маяку «Наш опыт работы».В последнее десятилетие идет активный процесс реформирования системы государственного содержания сирот. Необходимость реформ вызвана обострившейся проблемой социального сиротства.С одной стороны наблюдается уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изменение социального состава сиротства. С другой стороны, существовавшая на протяжении многих десятилетий система государственного содержания детей-сирот приводила к явлениям социальной депривации у детей и подростков. Выпускники сиротских учреждений выходили в жизнь не готовыми жить в замещающих семьях, не приспособленными, не умеющими справляться с большинством задач, которые ставила передними самостоятельная жизнь.
Несмотря на то, что в последние годы происходит реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(реабилитация и восстановление в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиск родственников и установление с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи, приемная, гостевая семья, семейный детский дом и др.), по-прежнему значительная часть детей, оставшихся без попечения родителей, направляется в государственные учреждения (детские дома, школы-интернаты). И значит, именно здесь остро необходимо реформирование и развитие новых форм организации жизнедеятельности и социализации воспитанников.Проведенные исследования доказали, что к неутешительным результатам приводят не только неблагополучная наследственность, психические, эмоциональные травмы и другие факторы жизни детей до поступления в интернатное учреждение, но и сама система воспитания в этих учреждениях. Исходя из вышеизложенного, считаем, что методическая работа в ходе инновационного процесса должна отвечать двум главным условиям:
Обеспечивать изучение и распространение передового опыта в области воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Способствовать развитию воспитательной системы детского дома, создавать условия для самостоятельной разработки и апробации новых форм, методов, технологий воспитательной работы.
Поэтому, все методические мероприятия в детском доме сочетают как изучение теории (ознакомление с материалами методических сборников, книг, журналов), так и включают практическую часть – обобщение внутреннего передового опыта, разработка новых подходов, форм, технологий работы.
На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.
Сейчас у нас  это направление еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных технологий, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в наших образовательных учреждениях эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне личного интереса педагога.Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы воспитания, обучения и современные информационные технологии.Такие педагогические кадры в нашем образовательном учреждении есть.
2.Доклад по теме
«Инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Работа воспитателей в детском доме строится на основе тематического планирования по реализации программ детского дома: «Вверх по счастливой лестнице», «Путешествие в Мир здоровья. Все воспитатели детского дома входят в состав творческих групп по направлениям: «Семейное воспитание», «Нравственное воспитание», «Формирование здорового образа жизни».
Цель работы творческой группы по «Формированию здорового образа жизни» - развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Основные блоки работы: «Самопознание», «Гигиена», «Здоровые и вредные привычки», «Половое воспитание», «Безопасность жизни».
Творческая группа по семейному воспитанию – работает над воспитанием ребёнка, способного в будущем самостоятельно создать полноценную семью.
Направления деятельности: «Представление о семье», «Супружество: наука и искусство», «Родители и дети», «Быт и досуг», «Экономика семьи».
Педагоги творческой группы по нравственному воспитанию работают над формированием позитивных качеств личности, мировоззрения, ценностных установок и ориентаций, духовно-нравственной культуры и убеждений.
Направления деятельности творческой группы: блок «Познай себя», «Азбука нравственности», «Академия воспитанности», «Я – гражданин своей страны», «Мир профессий».
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники.
Представляем основные формы использования информационных технологий в нашей методической работе:
- В целях систематизации опыта накапливаемого педагогами, используется один из современных методов профессионального развития – метод “Портфолио”. У каждого воспитателя единая форма «Портфолио педагога», которое им в течение года постоянно пополняется. Данные «портфолио» педагога позволяют описать его деятельность в межаттестационный период и дать объективную оценку результативности работы. (Что отражается в оценочных листах).
-Современный педагог должен хорошо владеть информационными технологиями: он должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои воспитательные и образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Для повышения эффективности воспитательно-образовательных занятий с детьми воспитатели и специалисты детского дома создают различные демонстрационные материалы, тренажёры, мультимедийные презентации в программе Рower Рoint. И это уже стало важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
-Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
-Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker).Так в помощь педагогам детского дома мы создали видеотеку «Методическая копилка». Ежегодно в детском доме проходят методические недели, на которых воспитатели показывают открытые занятия, часы общения. Эти мероприятия записываются на видеокамеру. Все занятия проводятся в открытом режиме, на высоком методическом и организационном уровне, с использованием ИКТ в форме презентаций. Занятия отражают основные направления воспитательной работы детского дома и носят коррекционно - развивающий и познавательный характер.
-Одним из направлений работы нашего учреждения является разработка воспитательных программ. Педагоги нашего детского дома разработали и создали воспитательно-развивающие программы «Мой выбор», «Счастливый мир семьи», «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», которые успешно внедряются в воспитательно-образовательный процесс нашего учреждения.
-Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, мы их скачиваем и создаём медиатеку статей по направлениям воспитательно-образовательной работы.
-Выпуск газеты «Путешествие в мир здоровья», оформление буклетов, методических пособий идидактических материалов по различным направлениям деятельности.
-Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в учреждении: создание собственных сайтов, электронной почты, ведение сайта детского дома.
-Уже не первый год опыт работы педагогов детского дома широко распространяется в глобальной сети Интернет. Воспитатели публикуют свои методические материалы на интернет сайтах: Учмет, Продлёнка, Играза и Методкабинет, Инфоурок, Мультиурок.
-Педагоги с воспитанниками принимают активное участие в очном и заочном конкурсном движении, становятся победителями и лауреатами конкурсов и выставок. Педагоги отмечаются сертификатами и благодарственными письмами за подготовку и руководство работами воспитанников.
-Для повышения квалификации мы используем дистанционное обучение. Педагоги участвуют в конференциях, вебинарах, проходят дистанционное повышение квалификации и получают сертификаты. 79 % педагогов от общего количества воспитателей детского дома прошли обучение и удачно сдали тесты на дистанционныхкурсах по различным темам.
-В основном все воспитатели успешно создают слайдовые, мультимедийные, тематические презентации, осуществляют работу с Интернет-ресурсами. Те воспитатели, которым необходимо пополнение знаний и навыков работы на персональном компьютере, регулярно посещают уроки «Школы компьютерщика».
 - С целью мотивации педагогов на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности, подведения и выявления результатов своей педагогической деятельности, распространения и обобщения педагогического опыта ежегодно проходят конкурсы внутри учреждения: конкурс профессионального мастерства «Педагог года», «Конкурс на лучшую методическую разработку часа общения», конкурс «Электронное портфолио педагога». В настоящее время у нас проходит конкурс «Лучший педагогический проект», итоги которого будут подведены в марте.
-В целях социальной реабилитации детей через включение их в доступный общественно-значимый труд, фактическую подготовку их к жизни, процесс воспитания в нашем детском доме реализовывается через занятия творческих кружков, организованных воспитателями. В нашем детском доме функционирует 7 кружков по интересам и творческим возможностям воспитанников: кружок «Бисероплетение», кружок «Буратино», кружок «Я сам», кружок «Мастерилка», кружок «Умелые ручки».
Более подробно расскажем о работе кружка «Бисероплетение».
В данном кружке занимаются 16 девочек в возрасте 10-15 лет. Работа кружка имеет художественно-эстетическую направленность и организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях - обогащение мировосприятия воспитанниц, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу и включают как практическую, так и теоретическую часть.
В ходе занятий в детском творческом объединении «Бисероплетение» дети научились:
Изготавливать разные игрушки и сувениры.
Работать по шаблону.
Приобрели навыки работы по:
- изготовлению работ в технике работа с проволокой;
- вышивка бисером картин и икон.
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Итогом творческой работы детей по результатам работы в прошлом году была выставка лучших работ кружковцев.
3. А наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к островам «Воспитательские часы». Предлагаем вам посмотреть занятия наших педагогов по направлениям. (Расходимся по занятиям по цветам билетов).
- Формирование ЗОЖ «Я выбираю жизнь!»;
- Семейное воспитание «Под крышей дома твоего»;
- Нравственное воспитание «Россия – Родина моя».
4.После анализа занятий.
Конечно, работать в режиме инноваций сложно. Нам приходится разрабатывать и осваивать новые технологии, принципы, философию воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но для достижения результата, а значит и удовлетворенности от своей работы это необходимо. В процессе работы, на одном из совещаний прозвучали слова: работа педагога детского дома – это не просто работа, это миссия. От нашего мастерства и профессионализма зависит не только жизнь наших воспитанников сегодня, но и, то какими они будут в дальнейшей жизни. И в организации методической работы мы видим главную цель: каждый педагог дома должен не только обладать необходимыми навыками и умениями, но и чувствовать и осознавать себя профессионалом, способным справиться с большинством возникающих проблем. Считаем, что только уверенный, состоявшийся как профессионал и личность, педагог действительно может выдержать огромное эмоциональное, психологическое напряжение нашей работы.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как воспитанника, так и педагога.
А мы с вами приплыли в солнечную бухту, и нам хотелось бы получить от вас обратную связь. (Обсуждение проведенного семинара-практикума)
5. Подарок – концерт.
6. За чашкой чая.