конспект урока по кубановедению на тему Краснодар — Екатеринодар
Содержание, материал урока. Нагляд-ность Деятельность ученика
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Давайте создадим хорошее и дружелюбное настроение – улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
2.Повторение пройденного.
-На прошлом уроке мы познакомились с картой краснодарского края. А вы заметили, что по своим очертаниям она немного похожа на сердце? В этом есть свой символический смысл: близок нашему сердцу родной, любимый край. За правильные ответы во время урока я подарю вам маленькие сердечки – частичку нашего края. А сейчас давайте вернемся к карте Краснодарского края.
-Назовите площадь Краснодарского края.
-Какие моря омывают наш край? Покажите на карте.
-Назовите реки, протекающие на территории Краснодарского края.
-Теперь давайте разгадаем небольшой ребус.
Перед вами карточки с цифрами от 1 до 9.
-Назовите наименьшее число в натуральном ряду чисел. (1).
-Назовите количество дней в недели. (7).
-Если это число увеличить на 1, то получится круглый десяток. (9).
-Эта цифра похожа на букву русского алфавита. Ей предшествует буква Ж, а следует за ней буква И. (3).
-Что получилось? (1793). Какое событие произошло в этом году?
-А как назывался г. Краснодар сначала?
-Молодцы!
3. Постановка цели урока.
-Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие. Путешествие по достопримечательностям Екатеринодара – Краснодара. Мы с вами сравним старый город и новый, вспомним его историю, постараемся из мозаики построить современное здание города. Выполним контрольные задания.
4. Работа над темой.
-Вы любите путешествовать? Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!
Путешествовать мы будем на космолете «Дружба», на котором установлена машина времени.
Командиром космолета буду я, а вы моими штурманами. Вам выданы маршрутные листы из бортового журнала, где вы будете делать записи во время нашего путешествия.
Наш космолет начинает свой путь.
Путешествие мы начинаем от притока реки Кубань – Карасун, где более 200 лет назад черноморские казаки поставили небольшую крепость, а спустя год, рядом с укреплением стал строиться город.
Первое время город не имел названия и в официальных бумагах его называли «Карасунским кутом» или «лагерем Кубани». И лишь в октябре 1793 года в документах появилось имя города – Екатеринодар.
-Скажите, а почему городу дали название Екатеринодар?
-Перед вами карта г.Екатеринодара. Такой вид имел город в конце XIX века, около 200 лет назад.
Давайте переведем небольшой текст, который записан с помощью букв славянской азбуки кириллицы.
-Почему было выбрано такое название?
А ведь улица Красная до сих пор является главной улицей Краснодара. Итак, мы, путешествуя на нашем космолете, сравним прошлое и настоящее города.
Перед тем. Как приземлиться на первой остановке – совершим обзорную экскурсию и посмотрим, как выглядел город 2 века назад.
Низкие дома, дощатые тротуары, узкие улицы.
Посмотрите как выглядела улица Красная в прошлом.
Давайте сделаем несколько остановок на главной улице города. Познакомимся с некоторыми достопримечательностями.
Наш космолет приземлился в XIX веке на Соборной площади около войскового собора Александра Невского.
Посмотрите – какое величественное здание украшало центр Екатеринодара. В прошлом веке здание было разрушено, но сравнительно недавно его отстроили заново.
Сейчас я нажму волшебную кнопку на машине времени, установленной на нашем космолете, и мы увидим как великолепен собор в наши дни.
У вас на партах лежат маршрутные листы. Перед вами, уважаемые штурманы, стоит ответственная задача – найти и соединить линией этот собор в прошлом и настоящем.
Проверьте себя. Правильно ли вы выполнили задание?
Молодцы! Наш космолет продолжает путешествие.
Следующая остановка около дома Батырбека Шарданова. Это был один из самых известных людей Екатеринодара. Много добрых дел осталось в памяти о нем у жителей города. В начале XX века в этом здании разместилась картинная галерея известного собирателя картин Федора Коваленко.
А сейчас с помощью машины времени, мы перенесемся в наши дни и посмотрим на это же здание. Сейчас это здание хорошо известно не только жителям Краснодарского края.
Миллионы людей побывали там, чтобы познакомиться с картинами известных художников, полюбоваться коллекциями скульптур, потому что сейчас это художественный музей имени Коваленко.
Давайте найдем здание музея на маршрутных листах. И тоже соединим их линиями.
-Проверьте себя. Молодцы, ребята.
-Внимание! Наш космолет продолжает свое путешествие над символом столицы Кубани – памятником императрице Екатерине II.
- Итак, мы с вами побывали в прошлом г.Краснодара, сейчас я нажимаю волшебную кнопку машины времени и мы посмотрим на возрожденный памятник ЕкатеринеII.
Найдите памятник на маршрутном листе и сделайте отметку. Соедините их линией.
Проверьте себя. Молодцы!
5. Физминутка.
Полетали? Отдохнем.Встанем, глубоко вздохнем.
Руки - в стороны вперед,
Влево – вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
-А теперь мы погуляем по улицам современного Краснодара. Во время нашей экскурсии я буду читать вам стихотворение. Вслушайтесь в него. Какие чувства вызовет оно у вас?
Посмотрите насколько красив и величественен стал город.
Мой зеленый и солнечный городНа тебе двух столетий печать
Ты еще удивительно молод,
Но о многом сумеешь сказать.
Помнишь крепость, казачьи отряды,
Правый берег Кубани – реки,
Как начало военного града
Основали тебя казаки…
По твоим немощенным дорогам,
Что местами живут до сих пор,
Шел народ, свято веривший в бога,
В войсковой Воскресенский собор.
И трудились все слаженно, вместе,
Сын оправдывал имя отца.
И звенела кубанская песня –
Гимн казачий тревожил сердца.
6. Беседа с детьми.
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
-Вы были правы – действительно эти строки вызывают чувство ответственности за свою малую Родину, чувство уважения и благодарности перед теми, кто осваивал и защищал земли Кубани.
Какой город вам понравился больше? Почему?
-Я думаю, что на этот вопрос очень трудно ответить. Кому-то нравиться старина, а кому-то современность. Каждое время прекрасно по- своему.
Как вы думаете, почему так изменился облик Краснодара?
Вы правы, была Великая Отечественная война, разрушившая город, произошло еще много исторических событий, о которых вы узнаете на уроках кубановедения, которые вас ждут впереди.
7. Творческая работа. (работа в паре)
-Ребята, мы с вами совершили путешествие на космолете по достопримечательностям Екатеринодара. А теперь я хочу, чтобы вы попробовали себя в роли строителей. Перед вами лежит фотография.
Кто узнал, что на ней запечатлено?
Я предлагаю вам « построить» из мозаики это здание.
-Молодцы! Может кто-нибудь из вас, окончив школу, пойдет учиться дальше и будет строить такие же красивые, великолепные дома и прославлять нашу кубанскую землю.
Легко ли вам было выполнять работу?
Но вы ведь выполняли эту работу из мозаики, а в строительстве настоящего здания участвуют люди многих профессий и каждый вкладывает частичку своей души. И поверьте – это требует много сил.
7. Закрепление.
По итогам нашего путешествия я предлагаю вам выполнить очень ответственное задание. Это небольшой тест. Выберите правильный ответ и отметьте его значком Х.
В каком году был основан г.Екатеринодар?
1793
1917
1500
Какую роль выполнял Екатеринодар?
Крепость
Порт
Торговый центр
Назовите достопримечательности г.Краснодара по которым была совершена экскурсия
Художественный музей
Планетарий
Собор Александра Невского
Памятник Екатерине II
Свято-Троицкая церковь.
-А теперь проверьте ваши работы и, если вы правильно выполнили задание - переверните их обратной стороной и впишите свои имена.
Если все наши заданья
Ты освоил без труда,
Если было интересно,
А не скука – маята,
Напиши на этой строчке
Я___________Молодец!!
8. Подведение итога.
-когда был основан г.Краснодар?
-Как назывался город сначала?
-как называется главная улица г.Краснодара?
-Какие достопримечательности мы посетили?
Таким образом, по результатам выполненного текста, вашим ответам на мои вопросы, наше путешествие оказалось по-настоящему познавательным.
Сегодня на уроке у нас появилась прекрасная возможность погордиться за свой кубанский народ. Который строил и строит этот замечательный город, город, который является сердцем Краснодарского края.
А теперь поднимите руки у кого 5 и более сердец.
У кого 4 сердца.
За работу на уроке вы получаете 5!
К следующему уроку нарисуйте какой вы представляете себе крепость, которую построили черноморские казаки на притоке реки Кубань.
Большое спасибо вам, ребята, за хорошую работу на уроке. Карта
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6-11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд20
Слайд 21
Слайд22
Слайд 23 – 31
За ответы – вручение сердец.
Слайд 33
Отвечают и показывают на карте
(83 000 км2)
(Азовское и Черное)
(Кубань, Пшиш, Лаба, Белая…)
Был основан г. Краснодар).(Екатеринодар).
(Екатерина даровала эту землю черноморским казакам за верную службу).
(И провели борозду казаки в дикую степь, обозначили главную улицу – Красную.)
(Красная – значит «красивая», «лучшая»).
(Работа с маршрутными листами).
(Работа с маршрутными листами).
(Работа с маршрутными листами).
Ответы детей.
Собор Александра Невского
Ответы детей
Работа с тестами
Самопроверка