РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ И МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ-МУЗЫКАНТАМ ПО РАЗВИТИЮ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
И МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ-МУЗЫКАНТАМ
ПО РАЗВИТИЮ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ.
Мещанова О.Ф.
концертмейстер первой квалификационной категории
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-
художественный педагогический колледж»
Выпускникам музыкально-педагогических колледжей – молодым учителям музыки, приступившим к трудовой деятельности, приходится выступать сразу в нескольких ролях: организатор, сценарист, лектор, дирижёр, концертмейстер. Учителю музыки в школе приходится много играть по нотам, и зачастую без предварительной подготовки.
Для формирования учителя музыки, как творческой личности важную роль играют исполнительские, концертмейстерские навыки, которые необходимо постоянно, целенаправленно развивать и совершенствовать.
Термин «концертмейстер» (нем. кonzertmeister) – пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Перечислим, какие же концертмейстерские знания и навыки необходимы учителю музыки в профессиональной деятельности:
- в первую очередь, умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию хора (солиста), и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому её выражению;
- владение навыками игры в ансамбле;
- умение транспонировать, что необходимо для работы с вокалистами;
- умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз двухголосные, трёхголосные хоровые партитуры;
- для успешной работы с вокальным текстом необходимо знание основ фонетики, то есть знать основные правила произношения слов, особенности фразировочной речевой интонации;
- умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент - подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.
- знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Он не должен упускать случая, практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства.
В профессиональную компетенцию музыканта-педагога входит не только умение отбирать высокохудожественный репертуар, но и умение в довольно короткий срок профессионально овладеть им. Процесс ознакомления с произведением займет гораздо меньше времени, если создать для играющего определенные условия, поставить конкретную цель – за минимальное время выиграться в произведение. Внимание концертмейстера сразу же активизируется, делается более собранным, проявляется умение отделять главное от второстепенного в любом музыкальном материале, возможность упрощать текст, избирая самое необходимое. Желательно не увлекаться разбором и выигрыванием нот, т.к. все это приведет к потере контроля над ансамблем.
Огромную пользу для развития навыков аккомпанемента с листа приносит регулярная, ежедневная читка с листа. Необходимо, чтобы она не сводилась к разбору произведения.
И в процессе творчества концертмейстеру предстоит сделаться не только пианистом: он как бы и певец, он и дирижёр хора.
Хорошо аккомпанировать он может только тогда, когда всё его внимание устремлено на хор (солиста, вокальный ансамбль
·), когда он повторяет «про себя» с ним каждый звук и ещё лучше предчувствует, заранее предвкушает последующее. Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым.
При работе с хором концертмейстер досконально должен знать не только свою фортепианную партию, но и партии хора. В процессе разучивания многоголосного произведения он может подыграть трудное место, например, партию у 2-х сопрано и др. Так же практикуется пение разучиваемой партии одного голоса с игрой противоположного голоса, одного голоса с партией сопровождения и даже всех остальных голосов, что полезно для развития у детей гармонического слуха.
Чрезвычайно важно умение упрощать текст, избирая самое необходимое, т.е. основу фортепианной партии. Можно играть только басы и вокальную строчку. По мере выучивания вокальной партии, аккомпанемент играется полностью, т.е. без упрощений. Нужно выработать автоматизм в такой степени, чтобы, оторвав глаза от своей партии, свободно контролировать партию хора.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к хору – главному действующему лицу.
Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности педагога. Концертмейстер обязан выручить хоровой коллектив во всех непредвиденных случаях: где-то подыграть нужную ноту, где-то подсказать текст. Всё это должно быть сделано незаметно для слушателей. Взаимопонимание обоих партнёров подразумевает умение изменять трактовку произведения «сиюминутно». Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на сцене, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом. Важно умение помочь хору, хотя бы уверенным взглядом и улыбкой.
Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение коллектива перед концертным выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается хору и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Решающее значение в работе концертмейстера будет иметь самообразование, умение извлекать по крупицам опыт из работы с вокалистами, вокальными ансамблями и хоровыми коллективами. Чем больше знаний, чем шире кругозор педагога-музыканта, тем эффективней его занятия с вокалистами, хоровыми коллективами, тем ярче выступления на эстраде, тем больше радости и удовлетворения доставит ему и окружающим его работа.
Используемая литература:
1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педгога,5 издание.М.: изд. «Музыка», 1988-240с.
2. http://www.music-dic.ru/ Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
15