Использование наглядного раздаточного материала на уроках технологии.


Предмет «Технология» сориентирован на воспитание, формирование активной творческой личности, умение планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, применять полученные знания, навыки и информацию в любой технологической должности, цели и задачи формирует творческих отчетов и приучает к труду.
Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.
Изготовление швейных изделий производится в определённой последовательности по схеме: эскиз – конструкция – технология – готовое изделие.
Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками умения по данным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов. С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника – модельера, конструктора, технолога, экономиста, демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки.

Главные требования к уроку технологии:
Чёткость и ясность основных учебновоспитательных целей при проведении занятий.
Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики, выбор швейных изделий и разработка технологического процесса их обработки.
Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.
Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т. д.
Достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функции урока.
Я предлагаю рассмотреть второй пункт требований к уроку «Технология». Для достижения цели и задачи поставленной перед тем или иным уроком большое значение имеет подбор наглядного раздаточного пособия. Например, для учениц 5 класса на уроке Технологии, темой которого является: «Выполнение образцов машинных швов» раздаётся учебное пособие – О.А.Кожина «Технология изготовления машинных швов. Азбука шитья выпуск 1 и 2.» - это альбом, в котором красочно изображены машинные швы, последовательность выполнения этапов швов и его графическое изображение, выполненное под каждым рисунком. Для организации практической работы, на уроке очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготовили ученики, выбор швейных изделий и разработка технологического процесса обработки.
Также я использую инструкционные карты с образцами видов машинных швов, чтобы учащимся мог лучше рассмотреть и понять, что от него требуется теоретически и практически.
На уроке материаловедения использую учебные коллекции «Ткани животного происхождения», «Ткани растительного происхождения», «Ткани искусственного происхождения», образцы растений хлопка и льна, образцы различных видов тканей и ниток, выполненные на раздаточных мини – стендах, лоскуты хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей, коллекция « Промышленных образцов тканей и ниток».
Если проводится урок кулинарии по теме «Блюдо из яиц, бутерброды и горячие напитки» применяю таблицы по технологии «Приготовление и подача кулинарных блюд и мучных изделий». Серия из 15 плакатов. Плакат №5,6,7, 8,9, также использую таблицу по технологии «Работа с пищевыми продуктами», 5 – 8 классы.
Т.е. предмет «Технология» состоит из различных разделов. Раздел содержит темы уроков. В ходе этих уроков, по этапам построения, я стараюсь, как можно больше разнообразить урок, что бы учащиеся не только освоили данную им тему, но отнеслись к нему с лёгкостью и желанием, познавать всё больше и больше.
Чтобы урок получился интересным и не однотомным, я не только использую различные материалы, наглядные пособия, инструкционные карты, таблицы, мультимедийник, но и проводить экскурсии в магазинах, промышленных производствах, на предприятиях общественного питания и т.п. расширяющие кругозор учащегося, помогающие мне, как учителю решить вопросы профессиональной ориентации в 9 классе. В тех случаях, когда невозможно провести экскурсию, ознакомление с производствами и профессиями можно организовать при просмотре учебных кинофильмов и диафильмов соответствующего содержания и выпускаемых для профессионального - технического обучения.
Во время экскурсий, при просмотре практических заданий внимание учащегося заостряется на технологических процессах, при этом сравнивается работа, выполняемая в школе с работой на производстве. Для поддержания у учащихся устойчивых интересов к определённым видам деятельности, я рекомендую иметь списки литературы, исходя из фондов школьной и городской библиотек, даю по желанию учащегося задания по сбору материалов для информации, доклада, тематической подборки, картотеки, газеты, оформление стендов и т. п. Составляю планы – конспекты уроков в соответствии с определёнными темами по календарно-тематическому планированию. В свой личный конспект я ввожу всё, что считаю необходимым, и использую на уроке.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Технология» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором я соединяю элементы теоретических и практических занятий.
В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения
практической работы. В течении практической части урока (50%) они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками.
Для примера я привела, разработку одного из своих уроков.
Раздел: «Изготовление клиньевой юбки».
Тема: « Обработка и притачивание пояса»
В ходе этого урока учащимся дается теория, т.е. новая тема: « Обработка и притачивание пояса», и практика, т.е. практическая работа по теме: « Обработка и притачивание пояса». Целью урока является: научить учащихся правильно соединять пояс с верхним срезом юбки, обрабатывать концы пояса, пробивать петли и пришивать пуговицы, пользуясь теорией и практикой, также в ходе занятия развить бережное отношение к ткани, аккуратность обработки, воспитать самостоятельность при выполнении практической работы.
Практическая работа формирует у учащегося технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.
Прежде чем приступать к практическим работам, я из своего опыта, считаю, что учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов и способах их обработки, о работе на швейных машинах, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т. д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требования. Для закрепления применяю не только вопросы для усвоения темы , но и провожу практическую работу, она дает возможность учащимся освоить материал на много лучше и получить более наглядные знания.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного
материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов.
N
Ку= К
где N- количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы или тестового задания, К-общее число вопросов в контрольной работе или тестовом задании.
Если Ку больше 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами проведения учебного процесса. Контрольно – проверочные уроки имеют цельно полученные данные об уроке технологической подготовки учащегося, степени прочности усвоения или технических знаний, умений, навыков. Эти уроки обычно проводятся в конце каждого раздела в различной форме, например, карточки – задания, контрольные вопросы – тесты, мини – защита. Качественно организованный, систематический контроль теоретических знаний и практических умений учащегося способствует повышению уровня обучений и воспитания, дисциплинирует.
При проведении сдвоенных, комбинированных уроков я обеспечиваю высокий уровень подготовки учащихся, и при проведении контрольно-проверочных уроков они показывают хорошие, удовлетворяющие мои требования, результаты.
Кроме этого я стараюсь строить свои уроки так чтобы доставить радость детям и себе, чтобы мои учащиеся шли на мои уроки с огромным желанием и интересам.

«интерес к учению есть только там,
где есть вдохновение,
рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для формирования у учащихся знаний, умений и навыков.
Для составления своих поурочных планов, включающих в себя новые темы по предмету « Технология», и для личного пополнения знаний я пользуюсь литературой, которая помогает мне проводить уроки
легко и интересно.



















Список используемой литературы:

Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя.- М.: Народное образование, 2004г.
Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы и обработка ткани: 5 кл.- М.: Просвещение, 2008г.
Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани» 5-9 кл.- М.: Просвещение, 2002г.
Обухова Л.Ф. « Детская психология: теории, факты, проблемы».-М.: Просвещение, 2004г.
Егорова Р.И., Монастырная В.П. « Учись шить» - М.: Просвещение, 2009г.




15