Как готовиться к выпускному сочинению по литературе.
Как готовиться к выпускному сочинению
«Разрешающие» правила:
Сочинение – дело личное. Надо писать только то, что ты сам чувствуешь и думаешь.
Сочинение – дело направленное. Нельзя писать сочинение, не обращенное ни к кому: надо мысленно представить своего адресата – читателя (даже если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор.
Сочинение – дело выполнимое. Даже если ты много не читал, все равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, на что можешь опереться.
«Запрещающие» правила:
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить прежде всего самому себе, почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен – аргументируй свою точку зрения.
Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь, уходить от темы сочинения, неоправданно расширяя или сужая ее.
Нельзя излагать отвлеченные идеи, не подкрепленные доказательствами.
На выпускном сочинении проверяется умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из пяти тематических направлений.
Вы должны:
- выбрать одну тему;
- выбрать литературный материал (одно или несколько произведений) , наиболее важный для раскрытия темы;
- сформулировать свою точку зрения;
- аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
- продумать композицию;
- грамотно оформить работу ( можно пользоваться словарем).
Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов.
Общий алгоритм работы над сочинением – рассуждением:
Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Шаг второй. Выделяю в ней опорное слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами сформулировать тему.
Шаг четвертый. Спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы одним – двумя предложениями и записываю в черновике. Это может быть отправной точкой рассуждений и вступительной частью сочинения.
Шаг шестой. Пытаюсь занять другую позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать мою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно и убедительно изложить свои мысли.
Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их. Это заключительная часть сочинения.
Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик, еще раз читаю, находя и исправляя ошибки.