Технологическая карта урока рефлексии по теме НЕ с разными частями речи
Технологическая карта урока рефлексии в 7 А классе по теме
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Учитель русского языка и литературы – Зуева Людмила Васильевна
Этапы урока деятельность учителя деятельность учеников задания для учащихся средства обучения
Мотивация к учебной деятельности
1.Нравственно-психологический настрой на урок. Работа с притчей (выразительно читает притчу о мудреце, ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Почему я начала урок с этой притчи?»)2.Знакомит с типом урока (урок – рефлексия), разъясняет значение слова рефлексия, используя различные виды словарей (Словарь иностранных слов. Толковый словарь русского языка).3.Называет тему урока, заостряет внимание учащихся на значимости темы, сфере её применения.
Отвечают на вопрос учителя, включаются в диалог.
Включаются в диалог, вспоминают значение слова рефлексия
Называют, где можно применить знания по теме урока, формулируют цель и задачи урока Компьютер
Различные виды словарей
Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Активизирует мыслительную деятельность уч-ся, организует повторение теории (приём «Верные и неверные утверждения») по теме и практического задания с проверкой на экране с критериями оценивания.
Выполняют задания, проверяют, оценивают, используя имеющиеся критерии Приём «Верные и неверные утверждения»
1. Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи (да)
2. Не с глаголами пишется всегда раздельно (нет)
3. Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными (нет)
4. Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами (да)
5. Не с наречиями пишется раздельно, если наречие заканчивается не на -о, -е (да)
6. На раздельное написание НЕ с прилагательными влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА, СЛИШКОМ (нет)
7. НЕ со всеми местоимениями пишется раздельно (нет)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«5» - 0 ош. «4» - 1 – 2 ош. «3» - 3 ош. «2» - 4 и > ош.
Практика. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Неразумно поступить, не готов к ответу, неприкрытая дверь, не политые нами цветы, не переставая удивлять, неглубокая, но прозрачная речка, вовсе не грустно, негодуя на неприятеля, идея не найдена, не по-летнему прохладно, слишком недоверчивый.
Проверьте себя. Подчеркните ошибку. Поставьте отметку, исходя из критериев. (На экране слова и критерии оценивания).
«5» - 0 о
«4» - 1 – 2 ош.
«3» - 3 – 4 ош.
«2» - 5 и > ош. Локализация затруднений
Помогает тем, кому необходима помощь.
Даёт задание повышенной трудности (тест в формате ЕГЭ) тем, кто справился успешно.
Анализируют свои действия по выполнению задания, выявляют места затруднения, определяют причины трудностей, составляют план выхода из ситуации затруднения Не допустившие ошибок в тесте обучающиеся, объединившись в группу, получают задание: ПОДГОТОВИТЬСЯ к ознакомлению с новой темой и её объяснению на уроке (в субботу) «Разрешите с Вами познакомиться, частица НИ !» (можно использовать Интернет, учебник, пособия).
Варианты «представления» новой темы:
Подготовьте монолог «Разрешите представиться, я Частица НИ»
(приём РАФТ – роль, аудитория, форма, тема)
Составьте эталон по теме «Употребление частицы НИ»
Составьте диалог «Подслушанный разговор. Частицы НЕ и НИ»
Тест
Индивидуальные карточки с заданиями
Построение проекта выхода из затруднения
Составляют проект выхода из затруднений, применяя наиболее эффективные способы (алгоритмы, схемы, ОК), заполняют таблицу «Мои затруднения» Таблицы
Реализация проекта выхода из затруднения
Заполняют таблицу «Проект выхода из затруднения» Таблица
Обобщение затруднения во внешней речи
Проговаривают про себя.
Выполняют задания с использованием алгоритмов, проверяют по эталону Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельно выполняют задание по выявленной проблеме и проверяют по эталону, выявляют ошибки и их причины - Выпишите слова с орфограммой «НЕ с разными частями речи», раскройте скобки, объясните орфограммы.
Только (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько (не) разнообразной. ( Не)броская, но какая-то сосредоточенная и сразу (не) раскрывающаяся красота ее вызывает долго (не)забывающееся чувство щемящей грусти. Я (не)знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, (не)смотря на свою хрупкость, властно манит далью (не)проторенных дорог. Сколько песен сложено про зиму, сколько поэм посвященo юной красавице в сарафане из серебряной парчи, а нам всё мало...
Включение в систему знаний и повторение Разрабатывают алгоритм действий по ликвидации затруднений. Выполняют самостоятельную работу Тест
Тест 1. –не- пишется слитно а) (не)нарушая режима б) (не)закончена работа в) (не)замёрзшая река г) вовсе (не)глубоко2. –не- пишется раздельно а) (не)дорогой ситец б) ещё (не)проснувшийся город в) (не)лопнувший шар г) (не)ясные очертания3. –не- пишется слитно а) (не)заживающая рана б) (не)глубокий, но красивый пруд в) поступить далеко (не) смело г) общаться (не)по-русски
4. –не- пишется раздельно а) уроки (не)сокращены б) (не)ряшливо одетый в) (не)навидя предателя г) (не)успевшая высохнуть
5. – не- пишется слитно
а) вовсе (не)близкий путь б) (не)распечатанный конверт в) никем (не)построенное здание г) урок (не)закончен
6. –не- пишется раздельно а) (не)суй свой нос б) (не)весёлое представление в) (не)искренне ответить г) (не)брошенный никем камень
Тест
Рефлексия деятельности на уроке (+ д/з) Подводит итог урока, задаёт разноуровневое домашнее задание.
Соотносят цель урока и результаты своей деятельности.
Оценивают свою работу на уроке (смайлики)