«Системно – деятельностный подход на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС и его реализация ».
деятельностный подход на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС и его реализация ».
Системно - деятельностный подход на уроках биологии - один из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающийся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий. .
За последнее десятилетие появилось множество новых программ и учебников, и каждый из них основывается на определенной концепции, новом взгляде авторов на то, чему и как надо обучать младших школьников. Если принять во внимание перемены, произошедшие в нашем государстве за эти десять лет, это становится понятным. У многих из вас возникает вопрос: почему бы не учить детей так, как учили нас с вами? Но давайте задумаемся: нынешнее поколение родителей младших школьников училось в 80-е годы. Согласитесь: это была совсем другая страна, другое государство, другие идеалы, другой уклад общества – одним словом, другая эпоха! Можем ли мы учить сейчас так же, как учили 30 лет назад? Не получится ли, что мы вырастим граждан несуществующего государства?
Мы живём в то время когда на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?».
ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).
Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности. Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала. При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.
Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность управляемый учебный процесс.
На уроках я использую разнообразные типы деятельности учащихся: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко использую активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Для достижения этой цели используются различные типологии уроков. Уроки деятельностной направленности по цели можно разделить на несколько групп:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Образовательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.
Основные этапы урока «Открытия нового знания» при системно-деятельностном подходе.
I Организационный момент
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
II Актуализация знаний
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
III Проблемное объяснение нового знания
1)Зафиксировать причину затруднения.
2)Сформулировать и согласовать цели урока.
3)Организовать уточнение и согласование темы урока.
4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике
7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
IV Первичное закрепление во внешней речи
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах.
V Самостоятельная работа с самопроверкой
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение
1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
VII Итог урока
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.
3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
использование известных знаний, способов работы детей;
формы организации учебной работы учащихся;
создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
позиция учителя и его роль на данном этапе;
использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. У кого-то есть приусадебные хозяйства и поэтому многие вопросы биологии растений им хорошо знакомы, интересны и полезны?
Зачем окучивают картофель?
Зачем проводят пасынкование, пикировку?
Почему нужно убирать ботву?
У многих есть домашние животные и им будут интересны вопросы об их поведении, инстинктах.
А все, что касается самого человека непосредственно всегда вызывает неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов.
Почему хорошая хозяйка яйца в холодильнике хранит немытыми, а перед использованием все же моет?
Почему «в темноте все кошки серы»?
Чем отличаются группы крови?
Какими признаками будет обладать ребенок?
Большинство из этих вопросов учитель вообще не формулирует, они возникают у самого ученика, а то что интересно ученику, будет хорошо изучено.
Результаты своей деятельности учащиеся отражают в листах индивидуальных достижений.
Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С пятого класса начинаю работу по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ, на работу с рисунком, то есть полностью соответствовали КИМам .
Использую дифференцированное домашнее задание, которое состоит из инвариантной и вариативной части, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Предлагаю приготовить сообщения, рисунки, гербарии, фотографии, презентации, составить кроссворд, используя материал учебника. Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.
Спасет ли селекция мир от продовольственной проблемы?
Почему возникает аллергия?
Нужно ли делать прививки?
Плохое зрение – приговор?
Зачем нужны дождевые черви?
Наследственные признаки моей семьи.
Можно ли победить микроорганизмы?
Есть ли будущее у человека, как биосоциального вида?
Сколько в еде пищи?
Зимой фрукты свежие?
Покормите птиц зимой.
Значение комнатных растений.
Исследовательский метод. Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству.Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников пятых, шестых классов часто предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян фасоли, наблюдения за ростом корня и др. Учащиеся должны представить результаты выполнения лабораторной работы по данной теме, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои исследования.Компьютерные технологии. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий. Это направление в педагогической деятельности, требующее информационной компетентности и особой подготовки – эта технология близка и понятна детям. Процесс изучения биологии становится интереснее для учащихся, поэтому стараюсь идти в ногу с потребностями детей
Электронные образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное, у меня, как у учителя появилась обширная база данных, которую можно использовать в работе. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.
ґђЗаголовок 215