Формирование общих компетенций обучающихся организаций профессионального образования в практике преподавания информатики
Формирование общих компетенций обучающихся организаций профессионального образования в практике преподавания информатики
Шандригоз Наталья Николаевна
заместитель руководителя по учебно-производственной работе, преподаватель информатики и ИКТ ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права»,
г. Тирасполь
e-mail: nata_shandrigoz@mail.ruТрадиционно цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник образовательного учреждения. В настоящее время такой подход оказался недостаточным. Социуму необходимы выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Потребность современной экономики и производства в специалистах среднего звена, способных широко использовать знания, полученные в стенах образовательного учреждения, детерминирует модернизацию всей системы профессионального образования.
Внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения в организациях профессионального образования (СПО) доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные стандарты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные новыми стандартами, в соответствии со специальностями (профессиями).
Формирование общих компетенций обучающихся СПО является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.
Общие компетенции представляют собой совокупность социально-личностных характеристик, обладание которыми означает потенциальную способность человека успешно выполнять профессиональные и не относящиеся к профессиональным задачи, имеющие универсальный характер.
Дисциплина «Информатика и ИКТ» занимает уникальное место в системе среднего профессионального образования, будучи, с одной стороны, непременной составляющей общего образования и, с другой, – неотъемлемой частью качественной профессиональной подготовки.
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании общих компетенций, информатике, в первую очередь, отводится роль для развития познавательно-информативных компетенций. Для этого на практике активно используются следующие виды деятельности:
изучение компьютера как устройства по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными периферийными устройствами;
владение разнообразными способами работы с информацией;
отработка навыков работы с различными носителями информации на примере мультимедийных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов;
критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации);
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Говоря о коммуникативных компетенциях можно выделить следующие виды деятельности по способности и готовности эффективно взаимодействовать с окружающими и удаленными событиями и людьми:
владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, аргументировать устный ответ, защита проекта и т.п.);
ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами и т.д.);
умение презентовать себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, правила подачи информации в презентации и т.п.);
владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);
понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенциями на соответствующем уровне (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования);
умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в сети и т.д.);
толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).
Познавательно-информативные и коммуникативные компетенции являются ключевыми, традиционно рассматриваемыми в качестве приоритетных на уроках информатики. Однако основой, «фундаментом» развития всех общих компетенций являются ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования, в результате формирования которых студент должен осознавать цели обучения в контексте будущей профессии, уметь проявлять приверженность профессиональным ценностям. В деятельностной форме суть ценностно-смысловых компетенций можно представить в виде умения формулировать собственные учебные цели, принимать решение, брать ответственность на себя, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Общекультурные компетенции получают развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики через:
формирование грамотной речи, используя устные диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление терминов;
использование заданий с информационно – познавательной направленностью (при изучении темы «Операционная система» предлагается студентам сравнить на выбор несколько операционных систем, например, Windows и Linux, что позволяет не только познакомиться с различными видами операционных систем, но и определить наиболее удобную систему для работы);
применение исторического материала при подготовке к урокам (на первом уроке темы «Аппаратная реализация компьютера» привожу интересные сведения из истории создания компьютеров).
Если говорить о компетенциях личностного самосовершенствования, хотелось бы отметить следующее – это компетенции, овладевая которыми студент, а затем и выпускник приобретает все необходимые в современном обществе свойства и качества личности. Для их развития эффективны не только учебные занятия, но и предоставление возможности проявить себя во внеаудиторной деятельности и в самостоятельной работе.
«Строительство» общих компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством инновационных педагогических технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Опыт доказывает, что использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации студентов, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности студентов и содействовать развитию коммуникативных навыков работы с информацией. На практике как «проникающая» ИК-технология используется мною при изучении нового материала, для решения отдельных дидактических задач (информационно-демонстрационные моделирующие программы, учебные среды, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники, интерактивные плакаты). Для обучения и управления учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, ИКТ реализуется как монотехнология.
Современная система образования находится в состоянии перемен. И мне кажется, что это состояние станет постоянным. Образование тоже будет учиться. Учиться у мира новым открытиям и достижениям, учиться учить новому, принимать и творить новое. И я, как преподаватель, хочу показать своим студентам безграничность информационного пространства, научить ориентироваться в нем, найти свое место. Решать данные задачи помогает образовательная технология на основе использования ресурсов глобальной информационной сети (ТОГИС) как одна из инновационных технологий, специфика которой подробно описана В.В.Гузеевым в авторских книгах и научных статьях.
Деятельностно-ценностная технология ТОГИС является одной из эффективных образовательных технологий на уроках информатики:
ориентируется на всемерное развитие познавательной самостоятельности обучающихся в открытом информационном пространстве;
позволяет стабилизировать и повышать качество знаний, обучая всех и каждого;
преподавание крупных систематических курсов строится на основе информационных ресурсов Интернета;
позволяет решать цели и задачи, лежащие в основе новых государственных образовательных стандартов.
Для повышения результативности и качества образовательного процесса на уроках информатики мною используются интенсивные технологии, в частности, технология модерации как одна их технологий стандартов нового поколения. Эффективность данной технологии определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. В модерации применяются техники решения проблем и поиска оптимальных решений – кластеры, логические схемы основных понятий, ментальные и интеллект-карты.
Для активного обучения студентов, на мой взгляд, особенно актуальной на уроках информатики является когнитивная образовательная технология, учитывающая индивидуальные способности студентов, стимулирующая обучающихся к самостоятельной деятельности, направленная на развитие интеллектуальных возможностей.На базе когнитивной образовательной технологии было проведено учебное занятие по теме «Разработка Web-сайта», которое является разновидностью занятия изучения процедурной информации с элементами декларативной информации. На основе анализа содержания урока использовались материалы для проведения входной диагностики, которые включали в себя задания на применение ключевых понятий и процедур, необходимых для понимания новой информации. Для учёта индивидуальных когнитивных особенностей студентов задания входной диагностики были выполнены в нескольких вариантах различного уровня сложности. Теоретический блок содержал декларативную информацию с использованием метода интеллект-карт и фреймовой технологии. Процессуальный блок занятия был спроектирован на формирование умений применять декларативную информацию по html. Занятие было разработано таким образом, что каждый из студентов был активно задействован в учебном процессе. Такой подход дал возможность проявить всем обучающимся свои способности, навыки и знания и быть максимально успешными на своём уровне.
Для оценки уровня сформированности элементов общих компетенций студентов первого курса разработаны фонды оценочных средств по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ». Основными формами и методами оценки общих компетенций являются практические задания, кейсы, индивидуальные и групповые проекты, тестирование, портфолио.
Подводя итог, следует отметить, что преподавание дисциплины «Информатика и ИКТ» должно сводиться к тому, чтобы «… обучающиеся меньше учили, а больше бы учились». Для этого, на мой взгляд, в чистом виде использовать только одну образовательную технологию невозможно, целесообразно сочетать различные методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования. Современные педагогические технологии являются главным условием успешной реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения, совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса, формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования.
Современный преподаватель должен идти в ногу со временем и, конечно, опережать своих студентов, владеть как можно больше языками, уметь свободно работать с любой компьютерной программой и обладать всеми качествами современного человека, чтобы самому быть примером для своих студентов!
Библиографический список
Мирчук И. В. К вопросу о структуре профессиональной компетентности // Образование и общество. 2007. № 3.
Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.