Формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общеобразовательных дисциплин
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
"Колледж технологии и сервиса"
(КГА ПОУ "КТИС")
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я РАЗРАБОТКА
на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов
при изучении общепрофессиональных дисциплин»
Преподаватель Морозова О.В.
Владивосток 2016г.
Содержание
Раздел I.
Методологические основы разработки профессиональных компетенций
3
1.
Основные понятия и определения
3
2.
Классификация компетенций
4
3.
Общие подходы к построению средств оценки компетенций
6
Раздел II.
Формирование управленческих навыков студентов в процессе практического обучения
8
Раздел III.
Использование информационных технологий и их влияние на формирование профессиональных и общих компетенций
13
Список литературы
18
Раздел I. Методологические основы разработки профессиональных компетенций
1. Основные понятия и определения
При разработке профессиональных компетенций используются следующие базовые понятия и определения.
Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.
Квалификация - уровень подготовки выпускников профессиональных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], степень годности к выполнению трудовых функций определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.
Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для решения задач профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха.
Компетентностная модель выпускника (КМB) – упорядоченная по группам и кластерам система 1) компетенций, 2) требований к уровню их формирования и 3) средств оценки уровня формирования компетенций.
Компентностный подход – подход к построению образовательной системы, характеризующийся 1) отражением ожидаемых результатов образования через КМВ; 2) построением ООП (основных образовательных программ) на основе и в соответствии с КМВ по данному направлению и уровню подготовки.
Компетентностный профиль – это совокупность измеренных или требуемых значений по всем компетенциям, входящим в КМВ. Совокупность минимальных требований к уровню формирования компетенций выпускника в рамках определенной КМВ определяется как нормативный компетентностный профиль (НКП).
Модуль – часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Целью любого модуля является формирование одной или нескольких компетенций выпускника.
Направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.
Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом проявлении.
Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие.
Основная образовательная программа (ООП) - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
2. Классификация компетенций
Для систематизации компетенций используется следующая их классификация.
Таблица 1. Классификация компетенций
мировоззренческие
нормативные
инструментальные
общекультурные
мировоззренческие общекультурные
нормативные
общекультурные
инструментальные
общекультурные
профессиональные
мировоззренческие профессиональные
нормативные профессиональные
инструментальные
профессиональные
Все компетенции в соответствии со ФГОС третьего поколения разделены на две группы – общекультурные и профессиональные.
Общекультурные компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции – компетенции, обеспечивающие успех и карьерный рост в конкретной сфере профессиональной деятельности.
И общекультурная, и профессиональная группы делятся на три кластера: мировоззренческий, нормативный и инструментальный.
В мировоззренческий кластер входят компетенции, отражающие способность выпускника использовать научные знания о природе, человеке и обществе в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.
Мировоззренческий кластер общекультурной группы компетенций включает в себя компетенции по использованию общих знаний о мире, человеке и обществе.
Мировоззренческий кластер профессиональной группы компетенций включает в себя компетенции по использованию на практике знаний из областей, составляющих фундаментальную основу определенного направления подготовки.
В нормативный кластер входят компетенции, позволяющие выпускнику давать оценку ситуации, личности, поступка, формировать собственное отношение с точки зрения определенных социальных норм (права, морали) и руководствоваться ими в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.
Нормативный кластер общекультурной группы компетенций включает в себя компетенции, позволяющие дать оценку ситуации, личности, поступка с точки зрения общих правовых и этических норм.
Нормативный кластер профессиональной группы компетенций включает в себя компетенции, позволяющие дать оценку ситуации, личности или поступка с точки зрения специальных разделов права и норм профессиональной этики, которые характерны для определенного вида профессиональной деятельности.
Инструментальный кластер составляют компетенции, отражающие способности использовать сложившиеся умения и навыки в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.
Инструментальный кластер общекультурной группы компетенций включает в себя инструментальные компетенции, проявляющиеся вне зависимости от конкретной сферы профессиональной деятельности (например, способность планировать свою работу, ответственность, инициативность и т.п.).
Инструментальный кластер профессиональных компетенций включает в себя инструментальные компетенции, которые позволяют эффективно решать задачи определенного вида профессиональной деятельности.
В группе общекультурных компетенций кластеры также подразделяются на виды компетенций.
Мировоззренческий кластер делится на:
естественнонаучные компетенции;
антропологические компетенции;
культурно-исторические компетенции;
обществоведческие компетенции.
Нормативные компетенции включают:
правовые компетенции;
этические компетенции.
Инструментальные компетенции:
коммуникативные;
научно-исследовательские;
валеологические;
андрагогические;
организационно – управленческие;
информационно-технологические.
Общекультурный блок компетенций является общей составной частью для всех КМВ.
Традиционные академические формы обучения (лекции, семинары, дискуссии) являются более адекватными для формирования мировоззренческих компетенций, в то время как инструментальные компетенции скорее отрабатываются через профессиональные и квазипрофессиональные формы (тренинги, деловые и ролевые игры, анализ кейсов, проектные задания и т.д.).
Общие подходы к построению средств оценки компетенций
Главным требованием к средству оценки является валидность, то есть способность данного средства оценки измерять именно ту компетенцию, которую оно призвано измерять. К дополнительным универсальным требованиям относятся точность и надежность.
Методологическим ключом к построению банка заданий является отмеченная ранее связь между компетенциями и успешным решением задач профессиональной деятельности, социальным участием и личным ростом.
Способность решать те или иные задачи в свою очередь может быть инструментально измерена через способность выпускника (студента, слушателя) результативно выполнять учебные задания, моделирующие комплексное решение реальных задач, либо отдельные аспекты их решения. Таким образом, образом связь между компетенциями и задачами может быть развернута в трехзвенную модель.
Рис. 3. Связь между компетенциями, задачами и заданиями
При разработке средств оценки необходимо учитывать тот факт, что каждому компетентностному кластеру должны соответствовать свои задания и методики их проведения.
Так, компетенции мировоззренческого кластера удобно измерять посредством пяти видов заданий, выявляющих:
знание фактов;
знание связей;
прагматическое использование (на данном уровне необходимо оценить то, как студентом используются знания в целях профессиональной деятельности - здесь уместно использовать анализ ситуации, тесты кейсового типа);
владение методами исследований в конкретной области;
творческий уровень (самостоятельное получение нового знания, новых связей, нового качества).
При выявлении уровня формирования нормативных компетенций необходимо оценивать:
знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей;
способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение;
способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами.
Инструментальные компетенции могут быть измерены с помощью нескольких шкал (многие компетенции будут иметь более одного измерения). Наиболее универсальные показатели:
интенсивность или завершенность действия. С помощью такой шкалы можно измерить задействованную интенсивность намерения (или личного качества человека) и завершенность действий, принятых для реализации данного намерения.
Масштабность воздействия. Данная шкала отражает количество объектов, на которые оказывается воздействие при решении той или иной профессиональной задачи, круг задействованных ресурсов, масштабы последствия принятого решения, размер проблемы, к которой обратились.
Количество усилий – количество дополнительных усилий или времени, затраченного на решение проблемы.
Уникальность принятого решения или действия – в рамках данной шкалы оценивается, насколько творческим или, напротив, стандартным, типичным, было принятое решение.
Конкретные методики создания средств оценки формируются соответствующими рабочими группами.
Задания по оценке степени сформированности каждой из компетенций должны быть разделены на три уровня сложности (базовые, продвинутые, сложные). Оценка степени сформированности компетенции и соответствия ее НКП оценивается как доля успешно выполненных заданий каждого уровня сложности.
Раздел II. Формирование управленческих навыков студентов в процессе практического обучения
В период, когда экономика живёт в режиме периодического технологического и организационного обновления, постоянного совершенствования методов производства и принципов управления, к работнику предъявляют совершенно новые требования. Работодатели отдают предпочтение творчески активным людям, владеющим передовыми технологиями, способным практически применять свои знания. Ценится способность обеспечить высокое качество быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически всё более сложной продукции, удержать низкую себестоимость изделий путём постоянного совершенствования методов производства, стремление к совершенствованию и расширению своих знаний, способность постоянно учиться.
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения уделяет особое внимание компетенциям, которыми должны овладеть обучающиеся. В связи с этим на первый план выходят такие приоритеты личности как социальная активность, свободная ориентация в окружающем социуме, владение информационными технологиями, толерантность по отношению к окружающим и способность продолжать образование в течение всей жизни. Компетентностно - ориентированный образовательный процесс позволяет развивать у обучающихся способность совершать осознанный выбор из нескольких вариантов развития событий, разрешать проблемные ситуации как прикладного, так и абстрактного характера, принимать ответственные решения.
Качество подготовки специалистов может быть повышено, если одной из главных составляющих компетентности будущего специалиста считать управленческую компетентность.
Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у студентов умения и навыки решения профессиональных задач. Однако давно замечено, что эффективность труда руководителя даже в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между этими сторонами деятельности составляет 2:1. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, а эффективность его работы в среднем на три четверти зависит от способности взаимодействовать с другими людьми.
Специалисты выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления:
умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;
умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать, усваивать ее;
умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия,
умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Возникает потребность и в методах обучения, основывающихся на моделях двух подсистем управляющей системы: модели системы общения и модели системы совместной деятельности. Такими методами являются ролевые и имитационные игры.
Процесс формирования управленческой культуры у студентов требует системного подхода. Необходимо реализуем систему формирования управленческой культуры средствами профессиональных дисциплин.
При изучении специальных дисциплин для целей подготовки будущих специалистов применяю деловые игры (например, дисциплина «Менеджмент» «Принятие управленческих решений», дисциплина «Управление персоналом» «Куда мы двигаемся?» (на основе анкеты по планированию кадров), «Подбор и отбор персонала», «Анализ состава личностных качеств, не желательных для конкретных должностей и профессий» и др.)
Данная игровая форма может рассматриваться как профессиональный модуль, дающий возможность студенту освоить профессиональные компетенции, необходимые специалисту, и проявить их в условиях, имитирующих профессиональную деятельность. Она позволяет развивать:
навыки сводного пользования накопленными теоретическими знаниями, а также профессиональным практическим опытом;
навыки понимания профессиональных проблем и поиска подходов к их решению;
умение самостоятельно или в команде пользоваться имеющимися знаниями для решения проблемных ситуаций в условиях, моделирующих профессиональную деятельность.
Кроме того, игра активизирует мыслительную деятельность студентов, направляет их творческий потенциал на решение профессиональных ситуаций, способствует адаптации к будущей профессии, так как перед студентами ставится общая задача, которая требует применения профессиональных компетенций. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:
уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;
наличие тактического и (или) стратегического мышления;
скорость адаптации в новых условиях;
способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн.др.
Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя.
Анализ опыта применения данной формы обучения показал, что в ходе деловой игры у студентов наряду с профессиональными формируются сквозные компетенции. Они приобретают умения эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, клиентами, используя различные средства общения.
Анкетирование, которое проводится ежегодно по результатам деловой игры и после прохождения стажировки, показало, что большая часть опрошенных студентов (95%) положительно отзывается о деловой игре как средстве приобретения профессиональных компетенций.
Построенная на принципах модульно-компетентностного подхода, игра стала ключевым профессиональным модулем в подготовке специалиста.
Система компетентностно-ориентированных задач, в зависимости от функционального назначения задач по этапам изучения учебных дисциплин профессиональных циклов включает предметно-ориентированные, практико-ориентированные и профессиональные задачи.
Предметно-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов совокупности знаний по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла, необходимых и достаточных для освоения умений и навыков специалиста в составе конкретных профессиональных компетенций, развитие у студентов познавательной активности. Такие задачи строятся на основе рассмотрения производственных ситуаций, направленных на усвоение студентами знаний по темам (разделам) учебной дисциплины (модуля), умений их применять. Они предлагаются студентам в виде устного или тестового задания, в виде практической или лабораторной работы. При этом предлагаемые задания могут содержать научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы и тем самым способствовать приобретению студентами творческого или эмоционально-ценностного опыта.
Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста. Такие задачи строятся путем отбора производственных ситуаций, в которых умения и навыки студентов по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла являются необходимым условием подготовки студентов к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста. В зависимости от конкретных профессиональных задач производственной деятельности, практико-ориентированные задачи могут быть построены:
на основе отбора ситуаций, обеспечивающих освоение технологических аспектов производственной деятельности, требующих применения специальных умений и навыков, специфических для данной профессии и специальности;
на основе создания ситуаций производственной деятельности, в которых наряду с собственно технологическими, ставятся проблемы организации деятельности, выбора ее оптимальной структуры, вопросы управления производственной деятельностью;
на основе создания личностно-ориентированных ситуаций, требующих от студента умения находить нестандартные способы решения производственных вопросов, обоснованного выбора той или иной позиции в производственной деятельности или производственных отношениях, преодоления нравственных противоречий, принятия решений по выбору и коррекции путей повышения качества труда.
В зависимости от степени охвата областей предметных знаний практико-ориентированные задачи могут быть дисциплинарные, междисциплинарные и метадисциплинарные. Такие задачи могут быть предложены студентам в виде лабораторного или практического задания.
Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста.
Профессиональные задачи выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач по видам и уровням производственной деятельности.
Эти задачи строятся на основе рассмотрения ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления производственной деятельности, и формулируются в виде производственных заданий (поручений). Алгоритм решения профессиональных задач должен предусматривать логически завершенный порядок действий, обеспечивающий выполнение заданий (поручений) на соответствующем уровне осуществления производственной деятельности: операционном, функциональном, квалификационном.
В зависимости от видов будущей производственной деятельности профессиональные задачи могут быть ориентированы на решение технологических, организационно-управленческих и других вопросов, а порядок их выполнения может носить репродуктивный или проблемно-поисковый характер. По степени охвата областей предметных знаний такие задачи могут иметь дисциплинарный или междисциплинарный характер, а по уровню осуществления производственной деятельности могут быть квалификационными, функциональными или операционными:
квалификационные задачи разрабатываются на основе требований образовательного стандарта к основным видам направления деятельности специалиста, охватывают содержание одного или нескольких профессиональных модулей и служат для разработки функциональных и операционных профессиональных задач. Данные задачи могут предлагаться выпускникам в виде задания выпускной квалификационной работы. Применение данного типа задач необходимо для освоения квалификационных профессиональных компетенций специалиста;
функциональные задачи разрабатываются на основе содержания учебных дисциплин (модулей), задействованных в формировании профессиональных компетенций на уровне функций специалиста. Предлагаются студентам на практическом занятии или курсовом проектировании. Применение данного вида задач необходимо для освоения функциональных профессиональных компетенций специалиста;
операционные задачи разрабатываются на основе содержания учебных дисциплин (модулей), задействованных в формировании профессиональных компетенций специалиста на уровне производственной операции. Предлагаются студентам на практическом или семинарском занятии. Применение данного вида задач необходимо для освоения операционных профессиональных компетенций.
Раздел III. Использование информационных технологий и их влияние на формирование профессиональных и общих компетенций
Обеспечить качественно новую профессиональную подготовку выпускников способны технологии личностно-ориентированного обучения. Одной из таких технологий является технология модульно-компетентностного обучения с использованием информационных компьютерных технологий.
Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает студент, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятельностной формы обучения учащихся.
Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций обучаемых. В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе информационных компьютерных технологий при изучении предметов специальных дисциплин.
Разрабатываются и используются на уроках теоретического обучения такая продукция, как:
мультимедийные презентации;
фотоматериалы;
сканированные из литературы графические схемы и виды оборудования;
Интернет – ресурсы.
Информационные технологии с использованием компьютера, дающие возможность перевести обучение на качественно новый уровень, отвечают основным принципам педагогической технологии:
предварительному проектированию;
воспроизводимости;
целеобразованию
и служат средством подготовки и передачи информации обучаемому.
Что дает использование информационных компьютерных технологий?
Для студентов
Для преподавателя
Активизируется зрительная память и эмоциональное восприятие.
Повышается интерес и степень
мотивации.
Постоянно вовлекаются учащиеся в процесс освоения материала.
Применяется индивидуальный и дифференцированный подход.
Развивается умение работать с потоком информации.
Вырабатывается самостоятельность принятия решений.
Совершенствуется рефлексивная самоорганизация деятельности учащегося и преподавателя в совместной работе.
Снижается психоэмоциональное
напряжение и физическая нагрузка.
Систематизируется и сжатие учебного материала.
Совершенствуется дифференцированное обучение.
Взаимодействуют учащиеся и преподаватель в процессе диалогической формы организации урока
Своевременно (по мере необходимости) изменяется содержание учебного материала.
Экономится время преподавателя.
Формируются навыки использования компьютера.
Повышается уровень обучения учащихся за счет использования оперативной информации.
Появляется возможность:
отслеживать индивидуальный процесс формирования умений и навыков и своевременная корректировка.
Объективная оценка успехов учащихся.
оперативное получение нужной информации.
Одним из путей реализации задачи по использованию информационных технологий является разработка мультимедийной презентации для уроков специальных дисциплин. Преподаватель работает в программе PowerPoint. Прежде чем проектировать компьютерную презентацию уроков, педагог разбивает весь курс дисциплины на модули, что дает возможность показать, из каких учебных элементов он состоит, как они взаимосвязаны между собой. Любой модуль должен заканчивается контрольной акцией.
После изучения данного модуля у студентов формируются профессиональные и ключевые компетенции.
С помощью компьютерной презентации педагог транслирует весь объем материала в сжатом виде и демонстрирует наглядно тесные взаимосвязи содержания учебных дисциплин между собой. Представление текста учебного материала на слайдах сопровождается видеоматериалами, анимацией, что позволяет учащимся более глубоко проникнуть в суть какого-либо процесса.
Использование различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения:
в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для учащихся;
осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
с помощью тестов и направления траектории изучения материала на основе моделирования учебного материала становится возможным отслеживание обучения каждого студента и осуществление обратной связи.
Любая деятельность в обучении предполагает наличие цели. Прежде чем начинать что-то делать, мы должны ответить на вопрос «Зачем мы это делаем». Это в равной мере относится как к преподавателю, так и к студентам.
При наличии цели появляется желание добиться ее выполнения и получить практический результат. Цель ставится таким образом, чтобы студенты участвовали в ее постановке.
Преподаватель уделяет большое внимание проблемным ситуациям, которые способствуют развитию творческого мышления, профессионального интереса к предмету и побуждают учащихся к самостоятельному решению проблем на основе анализа, обобщений, систематизации и конкретизации прежних знаний.
Например:
Что произойдет, если отбор персонала пройдет без предварительного расчета потребности в кадрах?
За счет чего во время отбора можно повысить эффективность кадровых мероприятий?
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. Среди них фреймовая модель, с помощью которой информация систематизируется в определенные таблицы.
Фрейм проблемы способствует глубокому погружению в технологический процесс, осознанному изучению и усвоению материала и позволяет вовлекать в процесс самого студента не как личность, пассивно воспринимающую предлагаемую информацию, а строить этот процесс как личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и учащегося. У студентов развиваются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, практичность, ответственность.
Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя и эффективно осуществлять обратную связь от ученика к учителю. Тем самым педагог может мобильно и гибко управлять качеством обучения на уроке.
В практике тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:
создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания)
проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов)
мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения модуля или учебной дисциплины.
Для повышения мотивации к более глубокому освоению профессиональных компетенций студентов при разработке курсовых работ по специальности «Менеджмент» по дисциплинам «Менеджмент», «Управление персоналом» предлагается использовать мультимедийную презентацию и защиту сопровождать ею.
Следует отметить, что работа студента на уроке значительно меняет роль и функции преподавателя, превращая его из транслятора знаний в консультанта, руководителя учебным процессом.
Таким образом, применение мультимедийной презентации способствует разностороннему развитию студентов, и педагог способен обеспечить полноценный урок, текущий контроль и управление деятельностью обучающихся. Они же получают возможность собственного творческого самовыражения, самостоятельного варьирования уровня и глубины изучаемого материала, осуществляют самоконтроль.
К несомненным плюсам мультимедиа-аудитории относится возможность показа учебных фильмов, чередования в определенной последовательности их фрагментов с другими видами учебной деятельности. Для качественного проведения уроков по специальных дисциплинам используются графические схемы и фотообъекты.
Эти материалы применяются:
во время теоретических занятий в качестве иллюстрации;
во время проведения практических занятий для воспроизводства теоретического материала;
при устном и письменном опросе, с использованием проблемных фреймов, при тестировании.
Работа с этими графическими редакторами развивает у учащихся объемное представление о предметном мире.
На уроках эффективно используются ресурсы Интернета. Они помогают обеспечить углубленное изучение программного материала и позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс.
Специфика технологий Интернета заключается в том, что они представляют обучаемым и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе.
Педагог и студенты применяют эту информацию:
при выполнении электронных таблиц и схем;
при проектировании уроков теоретического цикла;
при выполнении домашнего задания или контрольной работы;
при самостоятельной работе во время изучении нового материала;
при разработке электронных учебников;
при трансляции учебной информации
При использовании Интернет – ресурсов развиваются такие общие компетенции, как профессиональная память, мышление, мобильность, владение информацией, готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, взаимовыручка.
Как показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у учащихся интерес к обучению, повышает качество усвоения учебного материала, активизирует мыслительную и познавательную деятельность, актуализирует зрительную и логическую память.
Позволяет гарантированно получить нужное количество выпускников, способных к решению профессиональных задач с использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2009. – №10. – С. 51-55.
2. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2010. – С. 360-362.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2008. – 396 с.
4. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 142 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 58-64
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
15