Доклад по теме «Контекстный подход в обучении иностранному языку»
«Контекстный подход в обучении иностранному языку»
«Иностранный язык - это единственная вещь, которую надо знать, даже плохо». Като Ломб.
Анализируя имеющуюся литературу, посвящённую контекстному обучению, приходишь к выводу об отсутствии чёткой формулировки этого понятия и многовариантности его толкования в современной педагогике.
Действительно, контекстом в широком смысле является практически все, что происходит на уроке. Любой вид работы – анализ текста, заполнение таблицы, описание иллюстрации – контекст. При таком широком толковании понятие контекстного обучения размывается, и, в принципе, теряется смысл говорить о нем как о каком-то специфическом методе обучения.
Поэтому, если в широком смысле контекст – это среда, совокупность фактов, обстоятельств и отношений, в которой существует объект, то в педагогическом (узком) смысле контекст – это социально значимый сегмент среды школьника. На мой взгляд, гораздо продуктивнее ограничиться контекстом повседневной жизни и личного опыта школьников, так как для них личный опыт играет значительную, а для некоторых и определяющую роль.
Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта.
Контекстное обучение следует относить к образовательным технологиям, главная задача которых состоит в оптимизации преподавания и обучении с опорой на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Вот почему в контекстном подходе особую роль играют активные методы и формы обучения или даже целые технологии, обеспечивающие интенсивное развитие личности.
Психолого-педагогические основы контекстного обучения разработаны российским психологом А. А. Вербицким и его последователями.
Контекст, по определению А.А. Вербицкого, «это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации, как целому, так и её компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует».
Таким образом, «контекстное обучение – это обучение, в котором осуществляется преобразование учебно-познавательной деятельности в социально-практическую». Ценность для осуществления качественного образовательного процесса имеет не усвоение дидактической единицы как таковой, а умение учащегося применить полученное знание на практике, выступая в той или иной роли.
Метод создания проблемной ситуации с помощью контекстной задачи является одним из методов контекстного обучения. Суть его заключается в том, что учитель создаёт на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт.
К контекстным задачам относятся задачи, которые встречаются в той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем, возникающих в реальной жизни.
Каждая контекстная задача - это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета.
Опыт педагогов показывает, что при разработке контекстных задач следует соблюдать следующие принципы:
- задание должно иметь личностную значимость для ученика, поскольку рассматривает проблемы, которые могут возникать в обыденной жизни или связаны с будущей профессиональной деятельностью;
- контекст задачи не должен содержать подсказки, направленной на решение поставленной проблемы;
- задача может иметь несколько вариантов решения, из которых хотя бы один не отвечает условиям заданной ситуации;
-ситуация, описанная в задании, должна обеспечивать возможность комплексной проверки уровня подготовленности учащихся.
После сбора информации происходит обмен разведданными. Информация, полученная в контексте ситуации, привлекательной для школьников, не только пробуждает их интерес к изучаемому объекту, но и делает её усвоение более прочным.
Каждому педагогу известно, что трудно научить чему-либо учеников, если они не проявляют никакого интереса к содержанию урока, если в их глазах вместо любопытства и готовности действовать читается немой вопрос: "Зачем мне это нужно?"
Проблема мотивации остаётся актуальной для сегодняшней школы, несмотря на имеющиеся в педагогике идеи и рекомендации по её решению. В решении этой проблемы нам помогают контекстные задачи - это вопросы, проблемы, изначально ориентированные на значимый для обучающегося смысл. При этом учитывается его мотивация, ценностные ориентации, его жизненные и профессиональные планы, предпочтения, интересы, личностная позиция.
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес. Учитывая это, я использую на своих уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал.
Использование игрового метода на уроках иностранного языка призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приёмов стали для учащихся приятным занятием.
Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.
Во 2-ом классе во время прохождения темы «Животные» ребятам предлагается сделать для себя маску любимого животного, рассказать о себе, ответить на вопросы одноклассников. Учащиеся с удовольствием принимают участие в этой игре.
Также в начальной школе во время развития навыков письменной речи, детям предлагается писать письма своим друзьям, живущим в стране изучаемого языка, рассказывать о себе, своей семье, интересах, домашних питомцах.
У наших детей богатое воображение. Они с удовольствием что-нибудь придумывают и сочиняют. Проблема в том, чтобы это совмещалось с изучением иностранного языка. В группах, где уровень владения языком не очень высокий, школьникам предлагается создать комиксы на определённую тему. Комиксы, конечно, не самая любимая «литература» учителей, но дети хорошо ориентируются в правилах создания этого жанра. Рисунки и текст в них всегда бывают забавными и актуальными. Для начальной школы хорошо предложить ситуации знакомства, фразы с просьбой и благодарностью и т.д.
Игра “ Кто быстрее”
Учащиеся уже знакомы со всеми буквами английского алфавита.
Учитель раскладывает на столе буквы английского алфавита обратной стороной. Учащиеся подбегают к столу и вытягивают какую-либо букву. Задача играющего – назвать слова, начинающиеся с той буквы, которую он вытянул.
Например: Aa – America, apple
Bb – ball, ballon
Игра “ Кто лучше читает”
а) Класс делится на две команды. Учитель в быстром темпе показывает поочерёдно представителям команд карточки со знакомыми словами. Выигрывает команда, члены которой быстро и правильно прочитали слова.
б) Игра организуется так же, но учащиеся читают незнакомые слова на изученные правила чтения.
Самое главное в педагогическом опыте – это «применение на деле». Компетентный школьник готов к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. В условиях языкового образования такой ситуацией становится проектная, учебно-исследовательская деятельность школьников, а также участие детей в конкурсах и олимпиадах. Подробнее остановлюсь на организации проектной деятельности. Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей. Опыт показывает, что проектная деятельность может научить детей многому:
добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по степени значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники информации, в том числе людей, их мнения, суждения, жизненный и профессиональный опыт;
распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их;
выполнив работу, оценивать её результат, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
видеть ошибки и не допускать их в будущем.
В 6 классе есть обширная тема «Faces of London» , по которой ученики готовят собственный проект – они выступают в роли гида, рассказывая о достопримечательностях города и местах, которые стоит посетить. Класс делится на группы по 4 человека, и каждая группа имеет разные участки города. После выступлений ребята имеют «полное» представление о городе Лондоне. Учащиеся подходят к пониманию и к определению цели, которую им предстоит достичь, исследовать, в чем заключается уникальность и своеобразие истории и традиций Англии, как правильно и грамотно рассказать путешественнику о стране, заинтересовать его.
В проектной работе «Protect our world» ребята придумывают лозунги и слоганы, чтобы привлечь внимание общественности к исчезающим животным и на проблемы животного мира. Также готовят доклады и сообщения о животных, занесённых в красную книгу.
В 7 классе ученики готовят проектные работы по темам:
- «Health and Sports», в которой раскрывают важность правильного и здорового питания и здорового образа жизни, а также готовят доклад об олимпийских чемпионах и их упорном труде; готовят индивидуальные проекты о вреде курения – придумываю слоганы, находят иллюстрации.
- «Famous People», в которой ребята рассказывают о людях прославивших наш родной край.
В 8 классе тоже есть тема «Famous People». Здесь ребятам предлагается самостоятельно выбрать кумира, будь это певец, группа, актёр, спортсмен или ведущий на телеканале. Ребятам предлагается рассказать о нём не просто интересные факты, а объяснить, чем он так привлёк их внимание и почему. Во время выступления ученики предлагают материал в виде фотографий, газетных вырезок и интернетных статей.
Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста. Даже самые застенчивые и нерешительные дети вовлекаются в совместно-продуктивную деятельность.
Практика показывает, что процесс работы над проектом стимулирует у учащихся интерес к изучению английского языка, развивает воображение, способствует социализации личности школьника.
Многочисленные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что контекстное обучение даёт достаточно прочные знания, развивает и активизирует мыслительную деятельность учащихся.
В контекстном обучении с помощью всей системы форм, методов и средств, традиционных и новых, динамически моделируется общекультурное, духовное, интеллектуальное, предметно-практическое и социальное содержание жизни и деятельности человека, осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности школьника в социально-практическую в процессе формирования и развития системы его ключевых компетенций.
Наний Валентина Юрьевна
Октябрь 2014 год