Речевые клише для написания сочинения в формате ЕГЭ 
В ПОМОЩЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЗАДАНИЯ №25  ЕГЭ.
Речевые клише
1. Для формулировки темы / проблем(-ы) исходного текста:
1) В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднята/затронута проблема(-ы)
2) В данном тексте автора (указываем его) волнует проблема
3) Данный текст посвящён теме/проблеме
4) В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему
5) В предложенном для анализа тексте автор (указываем его) касается следующих вопросов: /останавливается на следующих проблемах: 
6) Проблема, которую рассматривает автор предложенного для анализа текста, заключается в том, что 
7) Текст (указываем автора) заставил / заставляет меня / нас задуматься над проблемой 
8) Волнующую всех нас проблему  поднимает (указываем автора). 
9) Проблема, поднятая / поставленная (указываем автора), - это 
10) Проблема  не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор текста – (указываем автора).
11) Что такое  ? / В чём заключается проблема  ? / Какую роль в жизни человека играет  ? Эту важную проблему поднимает автор текста – (указываем автора). 
2. Для комментирования проблемы: 
1) Вопрос о  (обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему.)
2) Проблема, поднятая / обозначенная автором, особенно актуальна / важна / существенна / насущна в наши дни, потому что 
3) Автор рассуждает над поднятым им вопросом не отстранённо: чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. (Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется.)
4) Размышляя над проблемой автор обращается к  (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т.д. Передаём содержание текста, а не пересказ!). 
3. Для отражения позиции автора:
1) Позиция автора заключается в том, что 
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:  
3) По мнению автора,  / С позиции автора,  / С точки зрения автора, 
4) Автор считает, что 
5) Автор пытается донести до читателя мысль о том, что 
6) автор убеждает нас в том, что 
7) В тексте доказывается мысль о том, что 
8)  Основная мысль текста заключается в том, что 
9) Хотя позиция автора не выражена чётко / явно, содержание / логика текста убеждает читателя в то, что 
4. Для выражения собственной позиции: 
1) Я разделяю / не разделяю точку зрения / позицию автора на проблему 
2) Я придерживаюсь / не придерживаюсь того же мнения на проблему, что и автор.
3) Я согласен / не согласен с автором в том, что
4) Трудно / нельзя не согласиться с автором в том, что 
5) Мне близка позиция автора тем, что 
5. Для аргументации собственной позиции 
 - с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с 
2) Разве не стали обычными / нормой жизни такие явления, как  ?
3) Кто из нас не наблюдал / не сталкивался / не замечал (за собой) / не оказывался свидетелем того, как  ? 
4) К сожалению, часто в наши дни / среди нас / вокруг нас  ;
 - из читательского опыта:
1) Данная проблема волновала многих великих русских и зарубежных писателей. К ней в своём произведении (указываем жанр и название) обращался (указываем имя писателя / поэта) .
2) Особенно остро эта проблема поставлена / звучит в произведении   (указываем имя автора и название произведения). 
3) Актуальность проблемы, затронутой автором текста, доказывает то, что и русские / зарубежные авторы в своих произведениях обращались к ней, в частности  (указываем имя автора и название произведения);
 - из зрительского опыта: 
1) Проблема часто обсуждается в Интернете / на страницах газет и журналов / в различных телепередачах. (Указать, в каком издании / телепередаче дискутировали на эту тему.)
2) Обращает на себя внимание и то, что данной проблеме посвящены многочисленные статьи в печатных СМИ и телепередачи. (Указать автора статьи и название издания / название телепередачи и её сюжет. )
15