Презентация по теме самообразования Игра как средство обучения, развития и воспитания


Игра как средство обучения,развития и воспитания. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания, поэтому учебная деятельность детей должна быть пронизана игровыми моментами, формирующими устойчивый интерес к учению. Классификация педагогических игр. 1. По области деятельности: физические интеллектуальные трудовые социальные психологические По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие познавательные, воспитательные, развивающие репродуктивные, продуктивные, творческие коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические3. По игровой методике:предметныесюжетныеролевыеделовыеимитационныедраматизации По предметной области:математические, экологические и т.д.музыкальные, литературные и т.д.физкультурные, спортивные, народные и т.д.обществоведческие, управленческие и т.д.5. По игровой среде:без предметов, с предметаминастольные, комнатные, уличные, на местностикомпьютерные, со средствами передвижения Функции игр: коммуникативнаясамореализацияразвлекательнаяигротерапевтическаядиагностическаякоррекционная Игра ассоциируется с удовольствием, со свободой выбора сюжета, действий, свободой фантазии, свободой начала и конца игровых действий.Игра требует от ребёнка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности.Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка, в середине урока должна нацелить на усвоение темы, в конце урока игра может носить поисковый характер. Организация и проведение игры Перед тем как начать игру, учитель сообщает на каком материале она будет проводится, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу: рационально использовать имеющиеся знания, находить характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать выводы, обобщения. Чаще всего учителя обращаются к настольно-печатным и словесным играм-викторинам, тренажёрам, лото, головоломкам, загадкам, кроссвордам. Кроссворд- это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсивно использовать процесс усвоения новых знаний… Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, справочниками, энциклопедиями и т.д. Для поддержания интереса к этому виду игры необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов С целью интеллектуального развития учащихся можно применять следующие игры:Игры на комбинирование: логические задачи, игры со спичками- предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов. Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты-направленные на формирования умения планировать последовательность действий для достижения цели. Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, и т.д. предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет. Игры помогают более интенсивно развивать логическое мышление, внимание,память, что помогает учащимся глубже понимать читаемые тексты и изученные правила, свободнее ориентироваться в окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки. Формирование у школьников пространственного воображения способствует более эффективной деятельности на уроках. Игра создаёт благоприятные условия для воспитания культуры мышления, возможность самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.