Английская революция (урок по Новой истории в 7 классе).


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Урок в 7 классе
по Новой истории
Тема:
Английская революция
Автор – составитель: Козлова Марина Серафимовна,
учитель истории и обществознания
г. Нелидово
Тверской области
2015 – 2016 учебный год
Цели урока:
1. Образовательная:
А) Выяснить причины недовольства английского народа экономическим, политическим и духовным развитием страны.
Б) Выявить роль парламента в политической жизни страны.
В) Рассмотреть основные события из истории первого этапа Английской революции XVII в.
Развивающая: развивать умения учащихся актуализировать ранее изученный материал.
3. Воспитательная:
Показать школьникам на примере причин Английской революции, как нежелание власти решать проблемы, накопившиеся в обществе, может привести к социальному взрыву. Воспитывать у школьников уважительное отношение к формам парламентской борьбы.
 Проблема урока: к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс?
I. Поиск решения проблемы:
1. Начало революции в Англии
Примерный вывод по проблеме: на первом этапе революции (1640–1642) король и парламент не сумели прийти к согласию.
2. Гражданские войны в Англии
 Примерный вывод по проблеме: на втором этапе революции (1642–1648) гражданская война завершились полной победой сторонников Кромвеля.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности:
Фронтальный диалог :- В результате Реформации в Англии укрепилась абсолютная королевская власть. Какую монархию можно считать абсолютной? (Обучающиеся называют признаки)
– Какой властью обладал кроль в Англии? –( Законодательной, исполнительной и судебной – абсолютной властью!)
– Но в то же время существует парламент – что это? – (Собрание избранных представителей сословий с 1265г. – палаты лордов и палаты общин (дворяне и горожане).– В какой власти участвует парламент? – (В законодательной)
– Какова особенность абсолютной монархии в Англии? – (При монархе существует парламент, где подданные могут высказать свои интересы)
- В конце правления Елизаветы 1 Англия являлась сильным государством. Как вы думаете,  почему же тогда в середине XVII века монархия не смогла устоять? ( Могут быть высказаны разные предположения. Можно подсказать учащимся, что в абсолютных монархиях на развитие государств оказывает влияние личность правителя)- Как вы думаете, если в обществе возникает недовольство государственной властью, к чему это может привести? О чем мы будем говорить на уроке?
!Учащиеся формулируют тему урока
В первой половине 17 в. Англия стала великой европейской державой, в которой утвердился абсолютизм и одновременно накапливались  причины для начала революции.
Актуализация знаний.
– Что нового необходимо узнать, чтобы изучить тему урока?
(? Каковы причины английской революции?  Какое государство возникло в результате революции?) 
– Какие имеющиеся знания нам необходимо вспомнить, чтобы изучить тему?
Примерный ответ (Что такое революция, парламент и другие понятия, которые были важны для англичан того времени?)
Задание (на экране): Соотнесите определение и соответствующий ему термин.
1.Монархия 2.Кальвинисты Сторонники Реформации в Англии
3. Революция Власть монарха ограничена законом и парламентом
4. Парламент Сословно-представительный орган
5. АнгликанеФорма правления, где глава государства избирается
6. Республика Власть монарха безгранична
7. Абсолютная монархия Форма правления, где глава государства передаёт власть по наследству
  Сторонники Реформации, последователи Ж. Кальвина
Коренной переворот в государстве
Открытие нового знания
После смерти Елизаветы 1 власть перешла к Стюартам. Конфликта можно было бы избежать, если бы короли были склонны к компромиссу и пошли на проведение реформ, но здесь требования общества натолкнулись на личные качества Якова 1 и его сына Карла I, лишенных интеллекта Елизаветы I, уступчивости Людовика XIII и мудрости Ришелье.
Сегодня на уроке мы постараемся понять, к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс? А в конце урока мы вновь вернемся к поставленной задаче. Класс делится на 4 группы (4-6 человек).
Задания группам:
 1. Выделите причины революции в Англии. Сравните их с причинами революции в Нидерландах, найдите общие черты и различия.
2. Проанализируйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстрация и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоречий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в.
 «Итак, монархия есть подобие божественной власти. Во-первых, ее основание заключено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела»,— заявлял Карл I.
3. 1. Проанализируйте извлечения из документа в конце § 16 Великая ремонстрация и определите требования парламента
4.Проанализируйте приведенный ниже текст и извлечения из документа  Обвинение против короля с. 149-150  и  составьте перечень обвинений, предъявленных судом королю. Каким был приговор английскому королю. Согласны ли вы с обвинениями, выдвинутыми парламентом в адрес короля? Считаете ли необходимым вынесение смертного приговора?
Из приговора верховного суда над королем,  27 января 1649 г.
После обстоятельного и зрелого взвешивания всех данных и после рассмотрения общеизвестных фактов, касающихся обвинений, предъявленных ему... суд по разумному убеждению и по совести вполне удостоверился в том, что названный Карл Стюарт виновен в том, что поднял против парламента и народа войну, поддерживал и продолжал ее, за что он признается обвиненным... Он был и является виновным в преступных намерениях и попытках... и в том, что он был и является виновным в государственной измене... За все эти изменнические действия и преступления настоящий суд приговаривает его, настоящего Карла Стюарта, как тирана, изменника, убийцу и общественного врага народа к смерти путем отсечения головы от туловища.
В начале 17 в. Англия превратилась в сильное государство, развивалась промышленность, процветала торговля. В стране росло число пуритан, которые искренне считали что,  не смотря на абсолютную власть королей, пардамент создан по Божьему повелению. Недовольство общества королем возрастает. Назревают причины революции.
Защита работы 1 и 2 групп
Запись в тетради: Причины революции
1) Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом.
2) Недовольство политикой Стюартов.
3) Противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма
Вывод: Причины революции – в сложившихся противоречиях в различных сферах жизни английского общества, стремление английских королей к абсолютизму.
В Англии сложилась ситуация, когда без насильственной ликвидации неограниченной королевской власти и феодальных порядков стало невозможным развитие капитализма.
В 1628 г. парламент , используя затруднения, вызванные войной, вынуждает Карла подписать «Петицию о праве»., где содержались требования уважать права парламента. Тогда король распускает строптивый парламент и не созывает его 11 лет. В стране установился режим личного правления Карла I, но вводить новые налоги без одобрения парламента он не мог.
1640 г. – казна опустела. Для ведения войны с Шотландией нужны были деньги, и Карлу пришлось созвать парламент (Долгий, т.к. не расходился 12 лет). Это событие стало началом революции (запись в тетради).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Защита работы 3 группы
Определить требования парламента содержавшиеся в статьях Великой ремонстрации
- не распускать парламент без согласия обеих палат,
- ограничить полномочия Тайного совета,
- отменить монополии,
- право введения налогов принадлежит только парламенту,
- ограничить произвол епископов,
- упорядочить судопроизводство.
– Смогли на этом этапе король и парламент договориться? Как вы думаете, почему?
Примерный ответ:  На первом этапе революции король и парламент не смогли договориться, потому что король не желал идти ни на какие уступки и считал тех, кто выступил против его власти, мятежниками, которых надо уничтожить.
Карл I не пошел на компромисс и в 1642 г. бежал из Лондона на север страны, рассчитывая на помощь крупных землевладельцев.
 Началась гражданская война  (?) короля с парламентом.
Гражданская война – вооруженная борьба между гражданами одного государства за власть
Англия оказалась разделенной на два враждебных лагеря: на сторонников короля – «кавалеров» и сторонников парламента – «круглоголовых».
   Работа с картой  Территории, находящиеся под контролем парламента и сторонников монархии (сделать вывод)
Вначале военные действия не приносили парламенту побед, но армия нового образца, созданная Оливером Кромвелем, 14 июня 1645 г. у деревни Нейзби разбила армию короля(см.карту) КарлаI .Переодетый король тайно бежал к шотландцам.
От короля требовалось признать реформы и господство пуританской церкви. Зимой 1647 г. Карла I шотландцы продали парламенту, который поместил его под охрану в замок. Но в силу своего характера и взглядов Карл 1 не пошел на компромисс. 
Армия требовала суда над королем.
Защита работы 4 группы
30 января 1649 г. приговор королю был исполнен.
Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть была уничтожена. В мае 1649 г. Англию провозгласили республикой. Гражданская война закончилась победой пуритан. Король казнен, абсолютизм уничтожен.
 Карл 1 не пошел на компромисс с парламентом, хотя такая возможность появлялась трижды. Мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: «К чему же привела неуступчивость Карла 1?» (обучающиеся высказывают свое мнение).
Неспособность короля и его окружения к компромиссу как средству разрешения противоречий привело к падению монархии в Англии.
Закрепление. Прием приращения знаний: «Я не знал … - теперь я знаю …».
Домашнее задание опережающее:
Прочитать § , подготовить ответ на вопрос: почему англичане реставрировали монархию?
 Рефлексия.
Оцените работу группы.
Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Какие новые знания получили?