Рабочая программа по Новой истории 1500-1800 (7 класс)


Рассмотрено на заседании Согласовано:Утверждаю директор
кафедры (МО) учителей Зам директора по УВР МБОУ
Протокол № ____ ____________________ __________________
от«_____» ______________ 2014 г.«_____» ______________ 2014 г «_____» ______________ 2014 г
Рабочая программа
по Всеобщей истории
оставлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2002 г. в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования.
Наименование ОУ МБОУ Саваслейская СОШ
Предмет Новая история 1500-1800
Учебный год 2014-2015гг
Классы 7а,7б
Учитель Прохорова Оксана Алексеевна
Количество часов: всего за год 34 часа; в неделю 1 час.
Практических работ нет
Лабораторных работ нет
Экскурсий нет
Контрольных работ нет
Пояснительная записка
к рабочей программе по Новой истории 1500-1800 (7 класс).
Программа ориентирована на учебник Л.Я. Юдовской« История Нового времени 1500-1800» и является частью учебно-методического комплекта по Новой истории , в который входят также методические рекомендации к учебнику Новой истории 7 класс. Программа курса охватывает период с конца ХV по XVIвв. Курс дает возможность проследить огромную роль Нового времени в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам Новой истории, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Курс рассчитан на 34 часа.
Задача курса – показать новые черты в жизни общества- его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности, с тем чтоб помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронолгическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам человека Нового времени. Там, где, это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
В основные цели курса входит-
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Нового времени, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей, новых технологий.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
-умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
-умения сравнивать исторические явления в различных странах, регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Ожидаемые результаты изучения учебного предмета:
- личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность.
- метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
-предметные: овладение представлениями об историческом пути человечества; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
Программа: Новая история 7-8 кл. /под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просве- щение, 2008.
Учебник: А. Я. Юдовская, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкина. Новая история. 1500—1800. –М: Про- свещение, 2008.
П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:
- Учебник: А. Я. Юдовская, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкина. Новая история. 1500—1800. –М: Про- свещение, 2008.
- раздаточный иллюстрированный материал. Н.И. Аппарович.
- атлас с набором контурных карт.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
-устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
-письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).
Требования к уровню подготовки учащихся
В целом требования направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:
-основные даты и ключевые события истории мира XVI по XIX в.в., политической и социальной истории; важнейших военных кампаний, революций;
-рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
-показывать на исторической карте: территории государств, центры промышленности и торговли; места военных действий и походов;
-составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; предметов быта; произведений художественной культуры;
-соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-сравнивать развитие России и стран мира XVI по XIX.. Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя стран мира XVI по XIX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики;
-объяснять значение исторических понятий;
-объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения реформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
-владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслово - поисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
- профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов мира; использование знаний об историческом пути и традициях отдельных народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Распределение учебной нагрузки
№ п/пНаименование раздела Количество часов
1 Мир в начале Нового времени. 16
2 Первые революции Нового времени. 6
3 Эпоха просвещения. 8
4 Начало европейской колонизации . 4
Календарно-тематический план для 7 класса к учебнику
«Новая история 1500-1800» автор Л. Я. Юдовская и др. (34 ч).

Тема урока Кол-во
часов Дата
планируемая проведенная
Тема 1. Мир в начале Нового времени. (16ч)
1 От Средневековья к Новому времени. 1 2 Технические открытия и выход к Мировому океану. 1 3 Встреча миров. Великие географические открытия. 1 4 Усиление королевской власти. Абсолютизм в Европе. 1 5 Преобразование экономики. 1 6 Европа в раннее Новое время. 1 7 Повседневная жизнь европейцев. 1 8 Великие гуманисты Европы. 1 9 Мир художественной культуры. 2 10 Рождение новой европейской науки. 1 11 Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. 1 12 Реформация и контрреформация в Европе. 1 13 Королевская власть и реформация в Англии. 1 14 Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии
Во Франции. 1 15 Повторение. 1 Тема 2. Первые революции Нового времени. (6ч)
16 Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. 1 17 Парламент против короля. Революции в Англии. 1 18 Путь к парламентской монархии. 1 19 Международные отношения в 16-18 в.в. 2 20 Повторение. 1 Тема 3. Эпоха просвещения. (8 ч)
21 Великие просветители Европы. 1 22 Мир художественной культуры Просвещения. 1 23 На пути к индустриальной эре. 1 24 Английские колонии в Северной Америке. 1 25 Война за независимость. Создание США. 1 26 Франция в 18 в. причины и начало французской
Революции. 1 27 Великая французская революция. 1 28 Повторение. 1 Тема4.Начало европейской колонизации . (4 ч)
29 Государства Востока: традиционное общество в эпоху
Раннего Нового времени. 1 30 Государства Востока. Начало европейской колонизации. 2 31 Подведение итогов. 1 Информационное обеспечение урока.
Тема Информационное обеспечение
Мир в начале Нового времени. Карты: Европа в начале нового времени
Презентация: «Эпоха великих географических открытий.»
Режим доступа: http://pedsovet.su/loadПрезентация: «Абсолютизм в Европе.»
Режим доступа: http://pedsovet.su/loadПрезентация: «Социальные слои европейского общества, их отличительные черты.»
Режим доступа: http://pedsovet.su/loadПрезентация: «Философия гуманизма.»
Режим доступа: http://pedsovet.su/loadПрезентация: «Начало реформации в Европе.»
Режим доступа: http://pedsovet.su/loadПервые революции Нового времени. Карты: Европа в 16в.; Европа в 16- первой половине 17 вв.; Европа с 1648г по 1789г.
Презентация: «Дух предпринимательства преображает экономику.»
Режим доступа: http://pedsovet.su/loadЭпоха просвещения. Карты: Европа в период Великой Французской буржуазной революции;
Война за независимость и образование США.
Наглядное пособие: альбом по истории культуры зарубежных стран в Новое время.
Презентация: «Новые тенденции в изобразительном искусстве.»
Режим доступа: http://pedsovet.su/load Начало европейской колонизации . Содержание учебного предмета.
Раздел 1. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.(16 часов)
Тема I. Великие географические открытия и их последствия.
Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Испания и Португалия ищут морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация. Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка. Европейская революция цен.
Тема II. Европа в начале Нового времени.
Усиление королевской власти Утверждение абсолютизма.. Значение абсолютизма для со- циального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолю- тизма. Короли и церковь. Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Зарождение капиталистических отношений. Дух предпринимательства. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII в.Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Изменения в структуре питания. Мода. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема III. Художественная культура и наука эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманизм.. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник. Джордано Бруно. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Фрэнсис Бэкон. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Раздел 2. Первые революции Нового времени.
Тема I. Реформация и контрреформация в Европе.
Укрепление абсолютизма Реформация. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Жан Кальвин. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема II . Нидерландская и английская буржуазные революции. Нидерландская буржуазная революция Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские грёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время. Английская буржуазная революция Англия в первой половине XVII в. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Гражданская война. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные по- следствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Тема I. Западноевропейская культура XVIII в.
Эпоха Просвещения Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.- Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо, Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры. Тема II. Промышленный переворот в Англии.
Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный пере- ворот и его социальные последствия Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста . Цена технического прогресса.
Тема III. Образование США .
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин. Война за независимость и образование США Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Значение образования Соединенных Штатов Америки.
Тема IV Великая Французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Суд над королем и казнь Людовика XVI. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
Раздел IV. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.
Тема I. Особенности Латиноамериканского общества .
Мир испанцев и мир индейцев. Колониальные захваты Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения.
Тема II. Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации . Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Колониальные захваты Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Колониальные захваты Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Ообенности учебного курса предполагают организацию текущего и итогового контроля над усвоением материала учащимися по учебным полугодиям. Критерием оценки должен быть прежде всего интерес детей к предмету.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Перечень рекомендуемых средств обучения:
Атлас по Новой истории . 7 класс.
2.Мультимедийные материалы (компакт – диски)
Дидактические материалы:
Индивидуальные карточки разного уровня сложности.
Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.
Учебно-методическая литература:
1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/ Сост. Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.;
Учебные и справочные пособия:
Зуев М. Н. История. 5-11 кл.: Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997.- 224 с.
История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.
Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).
Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com
Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/E-mail: festival@1 september.ru
http://history-ap.narod.ru/Today/Programms/Soc/Kozlenko_6_7.htmhttp://www.uchportal.ru/load/145