Методическая разработка Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
МКОУ «Средняя школа имени В.И. Ерменеева с. Сабакаево Мелекесский район Ульяновской области»Методическая разработкаОхритюк Галины Александровны2014 год Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников Актуальность темы Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности Цель: Формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность. Задачи: изучить материалы научно-методической литературывыявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся проектно- исследовательской деятельности; апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности Типы проектов А) Практико-ориентированный ( направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика)Б) Исследовательский ( по структуре напоминает подлинно научное исследование)В) Информационный ( направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью его анализа, обобщения)Г) Творческий ( предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов) Виды проектов краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный монопредметный, межпредметный, внепредметный индивидуальный, групповой, коллективный творческий, исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный экологический, экономический, психологический, методический Этапы работы над проектом Подготовительный (вводный)- выбор темы, определение целей и задач, определение списка литературы, выдача рекомендаций.Поисково-исследовательский (планирование способов сбора и анализа информации, проведение исследования)Трансляционно-оформительский ( предзащита проекта), доработка проекта, подготовка к защитеЗаключительный ( публичная защита проекта, подведение итогов, анализ) Проект- это « пять П» 1. Проблема2. Проектирование (планирование)3. Поиск информации4. Продукт5. Презентация 1.Правила выбора темы проекта Тема должна быть интересна ребёнкуТема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследованияТема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычностиТема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстроТема должна быть доступной, соответствовать возрастным особенностям детейВыбирая тему, учесть наличие требуемых средств и материалов- исследовательской базыВыбирая тему, действовать быстро, пока не угас интерес 2. Цель и задачи исследования Определить цель - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.Задачи исследования – уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. 3. Поиск информации - подумать самостоятельно;- прочитать книги о том, что изучаешь- познакомиться с фильмами по этой проблеме;- найти информацию в сети Интернет;- спросить у других людей;- понаблюдать;- провести эксперимент. 4. Продукт исследования Выполнение исследования Работа над проектом Анализ информации Оформление проекта Защита проекта Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:- Дать определения основным понятиям.- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.- Выработать суждения.- Сделать выводы.- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования. Оформление проекта Титульный лист.Оглавление.Введение.Основная часть.Заключение.Библиографический список.Приложения. Виды презентаций проектов -доклад;-слайд-шоу;-компьютерная презентация;-игра;-стендовая презентация;-концерт;-литературный альманах;-видеофильм;-реклама;-заочная экскурсия;-спектакль;-театрализованное представление;_-демонстрация электронных пособий и т.д.