Статья на тему: Самообразование учителя – необходимое условие профессиональной деятельности


МБОУ «Школа №15»





Доклад
"Самообразование учителя –
необходимое условие профессиональной деятельности"







Подготовил: учитель физики Майер Н.А.






      "Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы, учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с трудом подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы и тех, которые несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых можно сделать вывод:       учитель 21 века - это:       - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;       - умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;       - умеющий организовать рефлексивную деятельность;       - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.       На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.       В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.       Если процесс образования:       - осуществляется добровольно,       - осуществляется сознательно,       - планируется, управляется и контролируется самим человеком,       - необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,        то речь идет о самообразовании.       Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
      Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:       - Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учитель испытывает необходимость в поиске и анализе новой информации.       - Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.       - Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.       - Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.       - Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!       - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.       Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.       Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
      Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.       

· профессиональное (предмет преподавания);       

· психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);       

· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);       

· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);       

· правовое;       

· эстетическое (гуманитарное);       

· историческое;       

· иностранные языки;       

· политическое;       

· информационно-коммуникативные технологии;       

· охрана здоровья;       

· интересы и хобби.    
   В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
      Определим источники получения знаний:       

· телевидение;       

· газеты, журналы;       

· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, худож-я и др.)    

· интернет;       

· видео, аудио;       

· платные курсы;       

· семинары и конференции;       

· мастер - классы;       

· мероприятия по обмену опытом;       

· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;       

· курсы повышения квалификации;       

· путешествия.       Составляющие процесса самообразования педагога:       

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.       

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.       

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.       

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.       

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.       

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.       Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.       Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.       

· систематический просмотр определённых телепередач;       

· чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;       

· обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;       

· решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;       

· посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;       

· дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;       

· изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
· систематическое прохождение курсов повышения квалификации;       

· проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;       

· организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;       

· изучение информационно-компьютерных технологий;       

· посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;   

· ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.       Продуктивность процесса самообразования       Самообразование педагога будет продуктивным, если:       

· в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;       

· педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;       

· педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;       

· программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;       

· педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;       

· осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
У ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.       Выбор темы по самообразованию.       Тема самообразования определяется, исходя из:       1) единой методической темы школы;       2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;       3) педагогического стажа;       4) уровня профессиональной компетентности педагога;       Результат самообразования.       Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.       В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:       

· результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);       

· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);       

· разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;       

· разработка новых форм, методов и приёмов обучения;       

· доклады, выступления;       

· разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;       

· выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;       

· разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;  
· создание комплектов педагогических разработок;       

· обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).       Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.             Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.       Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе школы, т.к. главное её назначение - это организация методической работы, которая направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Достижение данной цели осуществляется в ходе реализации ряда задач. В частности, через выявление, обобщение и распространение эффективной педагогической практики учителей школы и формирование и развитие эффективной модели повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через организацию самообразовательной деятельности.       К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.       Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании. Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса.       Как показывает практика и наблюдения в этой области далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, иногда они нуждаются в помощи по вопросу формулировки темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; он также не всегда чётко представляет цель своего педагогического труда, т.е. то, что понимает под результатом этого труда, и то, как его измерить, диагностировать; в системе опыта практики нередко не улавливают системы идей, опираясь на которые можно успешно продвигаться к вершинам педагогического мастерства и педагогического творчества; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень.       Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению новой информации, опыта самостоятельного приобретения знаний.
Педагоги должны уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении с учащимися и реализации их внутренних резервов, а также в ходе организации образовательного процесса должное внимание необходимо уделять взаимопониманию и взаимодействию с учащимися. Всё это приведет к повышению, как уровня коммуникативной культуры педагога, так и в целом - уровня профессиональной компетентности педагога. А это в свою очередь найдет позитивное отражение в повышении уровня удовлетворенности учащихся преподаванием учебных предметов и в повышении качества образовательного процесса.       Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности можно рекомендовать памятку. Данная памятка будет размножена для руководителей МО, а на заседаниях методических объединений вы сможете её проанализировать.       В настоящее время особо подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место и функции в обществе. В связи с этим усилились предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально - педагогическая подготовка, выбор мотивов саморегуляции деятельности и самоподготовка учителя рассматривается в качестве одной из ведущих проблем в системе образования.       Следовательно, возникает проблема психологической и профессиональной готовности педагогов к учительской деятельности, прежде всего, в плане осознания себя в качестве ее субъекта и формирования педагогического самосознания.  4.Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.       Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам анкетирования, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:       - Недостаток времени (100 %);       - Состояние здоровья (33 %);       - Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач (8%);       - Недостаточная поддержка со стороны администрации (8 %);       Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.       Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.       К этим факторам можно отнести следующие:

· Интерес к работе;

· Возрастающая ответственность за результаты труда;

· Пример коллег;

· Новизна деятельности;

· Обучение на курсах;

· Пример и влияние администрации;

· Организация методической работы;

· Возможность получения признания в коллективе.
     






Памятка для педагогов
Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?
      Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.       Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

· уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

· владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

· уметь вставать на точку зрения ученика;

· уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

· уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

· быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

· уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

· уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;

· уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;

· уметь не бояться обратной связи от учеников;

· уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.