В неурочная работа «Мы – волонтёры»




ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мы – волонтёры»
5 классы






































Тюмень 2016-2017
Актуальность авторской педагогической разработки.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Цели:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Формы организации учебных занятий
Направление
Формы и методы

Информационно-просветительская деятельность
Создание презентаций, листовок, буклетов; семинары-тренинги с применением интерактивных методов обучения здоровью; дискуссии, ток-шоу, дебаты, конкурсы, акции, уроки-презентации, уроки – конференции; помещение материалов на школьный сайт; выпуск приложений к школьной газете «Девятка»; выступления школьной агитбригады и др.

Шефская деятельность:
Организация и проведение игр, конкурсов, мастер-классов и соревнований; организация и участие в акциях; организация концертных
программ, театральных
представлений; уборка и благоустройство территории ОУ и др.

Рекламная деятельность:

Создание презентаций, листовок, буклетов; организация и проведение тематических бесед, лекториев; помещение материалов на школьный сайт; выступления школьной агитбригады и др.

Спонсорская помощь 

Организация благотворительных акций; сборы одежды, канцелярских принадлежностей, игрушек и др.


Ожидаемые результаты:
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы “Мы - волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.








Предполагаемые результаты реализации программы
Программа «Мы - волонтёры» рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел реализация рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
коммуникабельность лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
предприимчивость способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
самостоятельность независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
организационная и управленческая компетентность знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
конвенциональность стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
законность (легальность) стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Внеурочная деятельность «Мы - волонтёры» рассчитана на один учебный год.

Личностные результаты освоения программы «Мы - волонтёры»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы «Мы - волонтёры» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи

Уровень
Особенности возрастной категории
Действия педагога

1 уровень
                       Приобретение школьником социальных знаний
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять окружающую реальность
Педагог должен поддержать  стремление учащихся к новому социальному знанию, создать условия для  самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению)

2 уровень
                       Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Потребность в выражении своего отношения к происходящему, потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается
Педагог должен инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества 

3 уровень
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Потребность в самореализации, в общественном признании, в  желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
Педагог ставит цели конкретного социального действия и включает детей в некоторую активность. Педагогическое сопровождение реализуется на уровне обеспечения понимания происходящего и «сопереживания». Во время проведения социально-образовательного проекта педагог обеспечивает включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и переход ребёнка к осуществлению самостоятельного общественного действия














Учебно-тематический план

Темы
Теория
Практика
Кол-во часов

1
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений
2

2

2
Составление плана работы на год

2
2


Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды:
Что такое волонтёрство?
История возникновения волонтерства.
Область деятельности волонтерства
Виды волонтерства
Деятельность волонтеров в России и за рубежом
Кодекс волонтера
Книга волонтера



2
2
2
2
2

2
2



2
2
2
2
2

4
4



4
4
4
4
4

6
6



14
18
32

3
Оказание моральной и материальной помощи детям сиротам, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пожилым людям, инвалидам, ветеранам:
Участие в благотворительной акции «Детская жизнь не мелочь»
Участие в благотворительной акции «Подари детям тепло»
Просветительский рейд «Телефон доверия»
Участие в благотворительной акции «Помоги ребенку, и ты спасешь мир»
Участие в благотворительной акции «Сюрприз под новый год»
Поздравительная акция « Открытка ветерану»
Участие в акции « Спасибо»
Участие в акции « Поговори со мною бабушка»
Участие в благотворительной акции « Дети - детям»
Участие в акции «Подарок ветерану»
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Участие в акции «Я помню, я горжусь»
Участие в городской акции «Открой свое сердце»




2

1

1

1

1

1

1
1

1

1
2

1






4

2

2

2

2

2

2
2

2

2
4

2
2





6

3

3

3

3

3

3
3

3

3
6

3
2




14
30
44

4
Экологическая защита, помощь животным природным заказникам и заповедникам;
Участие в городской экологической акции, посвященной Дню Байкала
Участие в экологической акции «От хорошего семени – добрый урожай»
Участие в экологической операции «Добрая Зима»
Участие в экологической акции «Берегите лесную красавицу»
Создание агитационного видеоролика в рамках операции «Ель»
Участие в экологической операции « Кормушка»
Участие в благотворительной акции « Ищу дом»
Участие в акции по сбору макулатуры « Листок»
Участие в конкурсе листовок « Сохрани лес живым»
Участие в экологической акции «В помощь пернатым друзьям»
Участие в экологической акции « День Земли»
Участие в экологической операции «Листок»
Субботник «Чистота залог здоровья»














1

2





1
1


2

2

2

2

4

2

2

2


·2

2

2

2

2


2

2

2

2

6

2

3

4

2

2

2

3

3



5
28
33

5
Мероприятия ЗОЖ:
Разработка буклета ЗОЖ «Быстрее, выше, сильнее»
ероприятия ЗОЖ: ветеранам:рства.____________________________________________________________________________________________Участие в акции «Конфета за сигарету»
Участие акции в «Чистые руки»
Участие в акции «Откажись от пива»
Участие в операции «Осторожно – гололед!»
Участие в акции «Безопасный новый год!»
Создание социальной рекламы « Твоё здоровье в твоих руках»
Участие в акции « Дыши легко и живи свободно»
Флэш – моб «Здоровая семья – здоровая Россия»

2




1
1



2

1

4

2

2
2
2

2

4

2

6

6

2

2
3
3

2

6

3

6



7
26
31

Итого: 144


Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи;
профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;
профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.  Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и  готовность терпимо относится к окружающим людям. Проект тренинга по теме “Будьте милосердными” и методические рекомендации к нему см. в Приложении 2.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.


Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.


Методическое обеспечение программы

Программа “Мы - волонтёры” рассчитана на один учебный год. Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий с обучающимися. Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. При проведении тренингов следует использовать сказки, легенды, притчи (см. Приложение 1). Реализация программы предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание сценариев и т.д.
При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке листовок, видеороликов, сообщений и т.п.
Реализация программы предполагает создание волонтерского объядинения, определение его миссии, планирование работы и участие волонтеров в конкретных добровольческих акциях. Таким образом, можно выделить четыре этапа деятельности волонтерского объединения, рассчитанной на 2 учебных года:
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2013 г.) – создание объединения, определение структуры, выборы совета объединения. Обучение, тренинги.
2 этап – информационный (ноябрь-декабрь 2013 г.) – создание банка данных о лицах, нуждающихся в помощи, подписание договоров о намерениях с заинтересованными организациями в получении волонтерской помощи (ассоциация детей-инвалидов, городской Совет ветеранов ВОВ и т.п.). Распределение обязанностей среди волонтеров. Разработка плана работы на год. Обучение, тренинги.
3 этап – основной (январь – май 2014 г.) – реализация волонтерских программ. Обучение, тренинги.
4 этап – заключительный (июнь 2014 г.) – подведение итогов работы волонтерского отряда. Оценка результатов работы, обобщение и распространение опыта. Популяризация идей участия молодежи в общественной жизни.





















Приложение 1
ПРИТЧА

Жил старец премудрый в селенье одном,
К нему за советом и ночью и днем
Шли люди, а он им, как мог, помогал.
Но как-то в селение то прискакал
Юнец на лихом белогривом коне
И молвил: «Старик, посоветуй ты мне
Как жить на земле, если злоба вокруг,
Как жить, если может предать даже друг.
Ты скажешь – быть добрым, но добрым я был,
И каждый меня за добро то любил,
Любил до тех пор, пока нужен был я,
А нужен не стал – и не помнят меня.»
Старик помолчал, головой покачал,
Спокойно с улыбкой ему отвечал:
- Ну что же, друг юный, тебе, как могу
И словом, и делом сейчас помогу.
Возьми от подсолнуха это зерно,
Во влажную землю пусть ляжет оно,
Его не забудь по утрам поливать,
Да каждое чудо за ним примечать.
Чудес будет три – если все их заметишь,
То сам на вопрос свой себе ты ответишь.
Тот юноша зернышко черное взял,
Спасибо сказал и назад ускакал.
Все сделал, как старец ему говорил,
Подсолнуха семечко он посадил.
Водицей его по утрам поливал,
Подсолнушек вырос, головку поднял,
И стал неотрывно на Солнце смотреть он
В том юноша первое чудо приметил.
Вот время прошло, стали зернышки зреть,
Толстеть, наливаться, на солнце чернеть.
Что птицы склюют, что на землю падет,
А все ж каждый плод тот на пользу идет.
Не слышит «Спасибо» за это растенье,
Тут юноша тихо шепнул в удивленье:
- Вот чудо второе! О, щедрый цветок!
Как жаль, что себя я дарить так не мог.
И только то чудо его удивило,
Как молнией третье сейчас же сразило –
Ах, как оно просто – всему удивляйся,
И каждую мелочь заметить старайся.
Воскликнут тот юноша: «Мудрый старик!
А я так не жил, не умел, не привык.
Спасибо, мой друг, век тебя не забуду,
Твой славный совет расскажу я повсюду.»
Лишь стоит чуть-чуть повнимательней быть,
То даже подсолнух научит, как жить

Приложение 2
Тренинг “БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫМИ”
Ведущий. У врат обители святой Стоял просящий подаянье Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Когда лишь хлеба он просил, А взор являл живую муку, Но кто-то камень положил В его протянутую руку. Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.
Творческое задание «Солнце человечности»
Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нем имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывают о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».

Ролевая игра «Кто спасется»
Попросите ребят представить, что они идут через пустыню, и раздайте им роли, например: старика, матери, ребенка, отца, проводника и т.д. В игре участвуют от пяти до десяти человек, остальные – судьи. Педагог раскладывает на столе карточки, на которых написано все, что человек может с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами теплое одеяло, лопату, бутерброды и т.д. Карточек должно быть в пять раз больше, чем игроков. Педагог задает ситуацию, например: нужно перейти пустыню за неделю. Ребята по очереди подбрасывают кубик и берут со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем они рассказывают, как поступят с тем, что им досталось, например: не возьмут с собой, поделятся с кем-либо, используют только для себя. Судьи решают, правильно ли тот или иной человек распорядился своим имуществом. После игры ребята вместе с педагогом обсуждают, как доброта и милосердие, проявленные во время игры, помогли им перейти пустыню.
Вопросы для беседы:
 Стоит ли в наше время быть милосердным?
 Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
 Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
 Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
 Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
 Есть ли люди не достойные милосердия?
Ведущий. Я вам прочту сказку В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного».
«Караван шел по пустыне Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией – дорога Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
- Что с тобой?
- Пить! – только и мог проговорить умиравший.
Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток другой.
Лицо умирающего оживилось.
- Ты из рода Оммиадов?
- Да - ответил старик.
- Я угадал по знаку на твоей руке Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги
- В пустыне перед лицом Аллаха – мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи
Умирающий жадно припал к мехам Старик посадил его на своего верблюда
- Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
- А ты?
- Мне все равно жить осталось мало.
- Поедем вместе.
- Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел Остановился
- У тебя есть родные?
- Никого! – ответил старик.
- Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему в след Он обманул своего врага У него были дети, но они славились как храбрые воины Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали Солнце жгло Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился
- Что там? – указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом «врага милосердного».
Вопросы к сказке:
 Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?
 Как бы вы поступили на месте молодого араба?
 Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
 Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис?
 Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода. Что вы предпримете?
Творческое задание «Оазис милосердия»
Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.

Творческое задание «Проект помощи»
«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи».

Мать Тереза
Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д.
После того как представители групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой из них и как можно осуществить в рамках школы.
Можно предложить ребятам составить собственный план деятельности в рамках благотворительного проекта.
Вместе с педагогом дети обсуждают свои планы и составляют общий план деятельности. Затем «Проект помощи» вывешивается на стенд, и ребята приступают к его осуществлению.

15