Мастер-класс «Использование метода проектов в работе с младшими школьниками».

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Асбестовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Асбестовского городского округа













Мастер-класс
«Использование метода проектов
в работе с младшими школьниками».





Автор:
Чеблукова Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной
категории,
раб. тел. 8 (34365) 7-48-05




Асбест
2012
Программа проведения мастер-класса
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 11»
Чеблуковой Натальи Александровны.

Тема: Использование метода проектов в работе с младшими школьниками.

Цель: Распространение передового педагогического опыта по формированию ключевых компетенций младших школьников на основе проектной деятельности.

Задачи:
Актуализировать знания аудитории по проблеме использования метода проектов в работе с младшими школьниками.
Обеспечить совместную деятельность педагогов по отработке методики проектной деятельности на примере игры «Мы строим мост».
Сформировать у педагогов профессиональную компетентность в части использования метода проектов в работе с младшими школьниками.

Планируемый результат:
Актуализированы знания аудитории по проблеме использования метода проектов в работе с младшими школьниками.
Организована совместная деятельность педагогов по отработке методики проектной деятельности на примере игры «Мы строим мост».
Сформирована у педагогов профессиональная компетентность в части использования метода проектов в работе с младшими школьниками.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Количество участников: 20 человек.

Ход проведения мастер-класса.

№ п/п
Этап мероприятия
Содержание деятельности
Время проведения

1.
Погружение в проблему.
Специфика проекта как формы учебной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Классификация проектов.
Этапы проектной деятельности.
Возможные пути формирования ключевых компетенций младших школьников на основе проектной деятельности.
18 мин.

2.
Практическая часть.
Проведение игры-проекта «Мы строим мост».
20-30 мин.

3.
Подведение итогов.
Просмотр видео-ролика «Эко-мир моей семьи». Рефлексия. Анкетирование участников.
7 мин.
5 мин.

Итого: 60 мин.







Конспект мастер-класса.
Слайд 1. Добрый день. Меня зовут Чеблукова Наталья Александровна. Я работаю учителем нач. кл. 17 лет, имею высшую квалификационную категорию.

Слайд 2. Наша сегодняшняя педагогическая мастерская посвящена теме: Использование метода проектов в работе с младшими школьниками.

Слайд 3.
Цель работы: Распространение педагогического опыта по формированию ключевых компетенций младших школьников на основе проектной деятельности.
Задачи:
Актуализировать знания по проблеме использования метода проектов в работе с младшими школьниками.
Обеспечить совместную деятельность педагогов по отработке методики проектной деятельности на примере игры «Мы строим мост».
Сформировать у педагогов профессиональную компетентность в части использования метода проектов в работе с младшими школьниками.

Слайд 4.
Планируемый результат: можно увидеть на слайде.
Актуализированы знания аудитории по проблеме использования метода проектов в работе с младшими школьниками.
Организована совместная деятельность педагогов по отработке методики проектной деятельности на примере игры «Мы строим мост».
Сформирована у педагогов профессиональная компетентность в части использования метода проектов в работе с младшими школьниками.

С целью погружения в проблему, я хотела бы предложить одной группе сформулировать, что такое проект с точки зрения ученика. Другая группа рассматривает понятие проекта с точки зрения учителя и дает определение проекта как учебного метода. После обсуждения предлагаются следующие формулировки:
Слайд 5.
«Для ученика проект это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей».
Слайд 6.
«Для учителя учебный проект это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность».
Слайд 7. В словаре дано следующее понятие учебного проекта:
«Учебный проект совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».

Слайд 8.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Актуальность проблемы. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В «Федеральной концепции модернизации российского образования» говорится о том, что общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для оценки качества содержания образования предложено использовать ключевые компетенции, которые определены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это требует от школы в условиях реализации ФГОС:
- формирования такой обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- применения таких методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. Одним из таких методов, по моему мнению, является метод проекта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над данной проблемой была начата мною после очередной аттестации в марте 2007г. По результатам аттестации городской экспертной группой мне были даны рекомендации на последующий межаттестационный период: «Создание психолого-педагогических условий для развития одаренных детей». Поэтому я определила тему по самообразованию «Использование проектного метода в работе с младшими школьниками»

Возможные пути формирования ключевых компетенций на основе проектной деятельности.

В ходе моей педагогической практики сформировалась система деятельности, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся на основе проектной технологии. Работу над проектами начинаю с ознакомления учащихся и их родителей с методом учебных проектов, его основными признаками, этапами работы. Затем вместе с детьми выбираем девиз «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай писанных и твори» (И.Федоров). Определяем условия достижения успеха. Причем проекты, по мере взросления детей, носят все более интегрированный характер, объединяющий различные предметы, науки, виды деятельности. Сначала создаются индивидуальные информационные проекты («Бережное отношение к полезным ископаемым», «Интеллектуальный классный час», «Комнатные растения в моем доме»), затем групповые («Мы строим мост», Слайд 9. творческий проект «Эко - мир моей семьи», Слайд 10. «Волшебная полянка»), и, наконец, коллективные проекты («Экскурсионный маршрут «Я хочу Вам рассказать, где люблю бывать», выпуск школьной газеты). В ходе защиты проектов школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивают навыки проведения деловых дискуссий. Работа над проектом сопровождается созданием презентации.

Обучение учащихся началам проектной деятельности осуществляю через урок, внеурочную учебную деятельность, внеклассную воспитательную работу. При организации проектной деятельности учитываю возрастные и психологические особенности младшего школьника. Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличается от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе это будут лишь элементы проектной деятельности, а для ребенка – это будет его собственный проект. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. В рамках традиционных учебных занятий я использую такие виды проектной деятельности как: поиск дополнительной информации по заданной теме; подготовка сообщений по теме; проведение опыта, наблюдения; изготовление поделок (рисунки, модели, сборники и т.д.); информационные учебные проекты; театрализованные игры. Широкими возможностями для организации проектной деятельности обладают предметы «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Варианты проектов в рамках предмета «Литературное чтение» могут быть самыми разнообразными. Например, создание сборника стихов, загадок; сочинение собственных сказок; организация выставки книг по заданной теме; викторина по произведениям любимых писателей. Таким образом, учащиеся вовлечены в процесс обучения, а не являются лишь пассивными зрителями. Наиболее часто в своей педагогической практике технологию проектного обучения я использую на уроках окружающего мира. Включаю учащихся в поиск информации (в справочной литературе, сети Интернет, музеях, литературных источниках); подготовку сообщений по теме; подготовку информационных учебных проектов. Моими учащимися созданы компьютерные презентации по темам «Удивительные обитатели морей», «Растения-хищники», «Болото-ягодный рай», «Животные-хищники», «Почему белка не живет в воде?», «Япония - страна восходящего солнца».
Слайд 11.
Внеурочная проектная деятельность, как правило, выходит за рамки изучаемого программного материала. Инструктируя учащихся по ходу работы над проектом (в выборе темы, определении цели деятельности, методов проведения исследования, сборе информации по теме, оценке результатов) одновременно выступаю в роли партнера ученика. Разработанная мной «Памятка начинающему исследователю» дает учащимся определенный алгоритм в работе над проектом. Работа над исследовательским проектом носит как индивидуальный, так и групповой характер. В активную познавательную деятельность были вовлечены обучающиеся моего класса при работе над проектом ОКР «Я хочу вам рассказать, где люблю бывать». Учащимися был собран материал о самых интересных, любимых ими местах города, исторических памятниках, административных зданиях, учреждениях дополнительного образования. Результатом совместной работы стали 2 экскурсионных маршрута, которые приготовили и провели сами ученики, пригласив на свои экскурсии учителей, родителей, друзей. Первый опыт серьезного самостоятельного исследовательского поиска обучающиеся приобретают при работе над исследовательским проектом. При работе над проектом учащиеся самостоятельно выбирают тему исследования, собирают материалы по данной теме, оформляют полученные результаты. Результатом работы над исследовательским проектом является выступление на школьном Дне Рекордов, а впоследствии на НПК.
Слайд 12.
В процессе работы над проектами у обучающихся формируются навыки сбора и обработки информации (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать). Формируется умение составлять письменный отчет. Ведется обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы). Формируется умение анализировать информацию, творчески мыслить. Формируется позитивное отношение к работе (необходимо проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом работы).

Слайд 13.
Воспитательная работа также связана с проектной деятельностью. Являясь активными участниками Фестивального движения, при подготовке к интеллектуальным конкурсам учащиеся вовлекаются в познавательную, творческую деятельность. Тематические интеллектуальные конкурсы: «Соображалки», «Наш край», «Азбука экономики», «Экоколобок» требуют от учащихся поиска и усвоения информации по данным темам. Владение необходимыми знаниями и умениями необходимо и для выступления с агитбригадой по правилам пожарной безопасности. Формирование ключевых компетенций в сфере самостоятельной познавательной, творческой деятельности осуществляю через сотрудничество с детской библиотекой. Тематические беседы, проводимые работниками библиотеки, обучение работать с энциклопедиями и другими литературными источниками информации, способствуют формированию у обучающихся информационных, коммуникативных, организационных компетенций.

Анализ результатов педагогической деятельности.
Собственная педагогическая практика показала, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс, способствует развитию познавательной активности учащихся; создает ситуацию успеха; способствует формированию положительной самооценки и ключевых компетенций. Собственный опыт позволяет сделать вывод о том, что к концу четвертого класса у обучающихся уже начинают формироваться:
-информационные компетенции: умеют самостоятельно добывать информацию, анализировать, оценивать, делать выводы. Приобретают опыт использования информационных технологий при работе с интернет источниками и представлении информации с использованием компьютерной техники (составление презентаций).
- коммуникативные компетенции: умеют слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать и защищать свою точку зрения; выступать на публике; поддерживать контакт в общении в формах монолога и диалога, соблюдая нормы и правила общения.
- организационные компетенции: способны организовать свою работу, принимать ответственность, быть включенными в группу и сделать вклад в работу группы, вступать в проект.
Также можно сделать вывод и о том, что использование технологии проектного обучения положительно сказывается на результативности учебной деятельности.
Данный вывод сделан на основе анализа результатов моей педагогической деятельности, по следующим критериям:
1. Позитивная динамика учебных достижений:
- положительная динамика качества знаний обучающихся (по итогам учебного года): 2 класс – 60%, 3 класс – 65 %, 4 класс – 67 %.
- высокие результаты качества знаний обучающихся по предметам (по результатам школьного итогового тестирования на выходе из начальной школы): русский язык (68 %), математика (67 %), окружающий мир (естествознание – 55 %, обществознание – 68 %).
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам:
- призовые места в школьных предметных олимпиадах;
- высокие личные достижения обучающихся в международных и всероссийских интеллектуальных конкурсах.


Заключение.
Таким образом, благодаря созданной системе работы в данном направлении, учащиеся овладевают многими умениями и способами деятельности, которые являются необходимыми для формирования информационно-коммуникативной компетентности и способствуют обеспечению качества образовательных достижений младших школьников. Это умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью, умения разделять ответственность в процессе коллективного труда, умение подготовить публичное выступление, это освоение учащимися способов выстраивания доказательства и опровержения, приемов ведения дискуссии и т. д.

Первым проектом, над которым работали мои ученики, была игра-проект «Мы строим мост». Я хотела бы познакомить Вас с методикой проведения этой игры и предложить поучаствовать в проекте.

Игра-проект «Мы строим мост».
Цель: познакомить участников с основными понятиями проектной деятельности (проблема проекта, цель проекта, проектный продукт, презентация, план, анализ и самооценка работы), с технологией критериального оценивания проектной работы.
Оборудование: листы бумаги А 4, ножницы, клей, карандаши, линейки, план презентации, протоколы оценивания проектов.
Ход игры: из числа участников путем жеребьевки выбираются оценщики (3-5 человек). Остальные участники делятся на небольшие группы по 5-7 человек.

Инструкция участникам. Вам необходимо построить мост (склеить из бумаги). Длина моста не менее двух метров, ширина моста ровно 8 сантиметров. Работа простая, однако, есть главное правило:
девочки не имеют права прикасаться к линейкам и клею,
мальчики не могут брать в руки карандаши и ножницы.
Продолжительность работы 10 минут. По завершении вам предстоит провести презентацию своего проекта по плану, который вы получите в конце работы.
Ваша работа будет оцениваться в соответствии с критериями оценивания.

Информация для ведущего. Перед началом работы необходимо, чтобы все внимательно ознакомились с критериями оценивания. Важно, чтобы все участники игры одинаково понимали формулировки критериев. Для этого можно в течение 5-7 минут обсудить критерии оценивания.
В результате этого обсуждения дети должны понять, что лучшей работой является мост длиной более 2 метров, шириной 8 см по всей длине, при строительстве которого ни разу не было нарушено «главное правило», а презентация этой работы исчерпывающе осветила ее точно в соответствии с планом. Все эти параметры описаны самыми «дорогостоящими» дескрипторами.
При соблюдении вышеуказанных параметров идеальной считается такая работа, в которой боковые стороны моста склеены без зазоров, рабочее место аккуратно убрано, все участники принимали активное участие в работе, а участник группы, проводивший презентацию, говорил грамотно, доброжелательно общался со своими оппонентами и уважительно относился к оценщикам. Эти параметры описываются бонусными баллами.
Необходимо, чтобы участники поняли: критерии оценивания показывают, что следует делать, а дескрипторы описывают, как продвигаться к наилучшему результату. Для этого надо обратить внимание участников на слова, выделенные в дескрипторах жирным шрифтом, они показывают, чем отличается более высокий уровень работы от менее высокого уровня.
Каждая группа, в том числе оценщики, должна получить по экземпляру критериев.

Инструкция оценщикам. Вы должны внимательно следить за работой групп, чтобы они не допускали нарушений главного правила и чтобы все участники принимали активное участие в работе (обратите внимание на критерий С и соответствующий бонусный балл). Все допущенные нарушения необходимо отмечать.
Через 8 минут после начала работы необходимо предупредить участников, что осталось 2 минуты до окончания. По истечении 10 минут все группы сдают свои проектные продукты («мосты») оценщикам. Оценщики приступают к оцениванию в соответствии с критериями. В это время каждая группа получает план презентации и приступает к ее подготовке. На подготовку презентации отводится не более 5 минут.

Слайд 15. План презентации проекта «Мост»
1. В чем состояла проблема проекта?
2. Какова была цель проекта?
3. Каков проектный продукт?
4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?
5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы?
6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)
7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).
8. Самооценка результата работы (что получилось, что нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).

Презентацию следует ограничить 5 минутами. По завершении презентации оценщики и участники могут задавать уточняющие вопросы. После выступления всех групп оценщики заканчивают свою работу (оценивают качество проведения презентации) и объявляют результаты. Победившая команда получает символический приз. После этого участники могут задать уточняющие вопросы оценщикам.
Информация для ведущего. Важно, чтобы в ходе самой работы и последующей презентации участники поняли, что такое проблема проекта, цель проекта, проектный продукт. В нашем случае:
проблема необходимость постройки «моста» заданной длины и ширины, при соблюдении «главного правила» в течение 10 минут;
цель строительство такого «моста»;
проектный продукт «мост».
Также необходимо, чтобы дети поняли, что наличие плана работы делает ее более эффективной; научились описывать ход работы, анализировать ее результат осуществлять самооценку работы и эффективности собственных умений, находить скрытые ресурсы и возможности совершенствовать свою работу.
Очень важно добиться понимания участниками смысла критериального оценивания, при котором сам процесс оценивания становится прозрачным, не оставляя места предвзятости, итоговый балл является абсолютно понятным, а сильные и слабые стороны работы очевидными. Этому должна быть посвящена рефлексия игры.




Критерии оценивания проекта «Мост»
Критерий А
Длина моста (максимум 3 балла)

Дескрипторы
Баллы

Длина моста до 1 м
1

Длина моста от 1 до 2 м
2

Длина моста более 2 м
3

Критерий В
Ширина моста (максимум 3 балла)

Дескрипторы
Баллы

Ширина моста не одинаковая на значительной протяженности (шире или уже 8 см)
1

Ширина нескольких секций моста больше или меньше 8 см
2

Ширина моста на всей протяженности составляет ровно 8 см
3

Критерий С
Соблюдение главного правила строительства (максимум 5 баллов)

Дескрипторы
Баллы

Главное правило нарушалось 6 раз и более
1

Главное правило нарушалось от 3 до 5 раз
2

Главное правило нарушалось 2-3 раза
3

Главное правило нарушалось только 1 раз
4

Главное правило ни разу не нарушалось
5

Критерий D
Презентация (максимум 3 балла)

Значительная часть работы на презентации не освещена
1

На презентации освещены только основные этапы работы
2

Вся работа исчерпывающе освещена на презентации точно в соответствии с планом
3

Бонусные баллы

Боковые стороны моста не имеют зазоров (склеены ровно)
1

После завершения работы рабочее место выглядит аккуратно (обрезки бумаги убраны)
1

Все участники группы принимали участие в работе
1

Качество проведения презентации (культура речи, доброжелательность в общении с аудиторией, уважительное отношение к оценщикам)
1

ИТОГО БАЛЛОВ:


Это был первый этап работы над проектами, а теперь я хочу предложить Вашему вниманию видео - материалы, в которых представлены результаты работы над групповым творческим проектом «Эко - мир моей семьи». С этим проектом учащиеся 3 класса заняли 1 место в городской интеллектуально-творческой игре «Экоколобок» и приняли участие в областном туре.

И в заключении нашего сегодняшнего мероприятия мне хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу организации и проведения мастер-класса с точки зрения практической значимости распространения педагогического опыта. Заполните, пожалуйста, небольшие анкеты.
Слайд 16. Вопросы для обсуждения:
Каков тип этого проекта?
Какие знания, умения, навыки и компетентности можно развивать у учащихся с помощью этого проекта?










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15