План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.
Приложение
к Распоряжению комитета
общего и профессионального образования
Ленинградской области
от 06 августа 2008 г. № 19-1762/08
Комплексная программа
«Профессиональное самоопределение учащихся»
5 – 11 КЛАССЫ
I. Основные положения программы
В концепции модернизации Российского образования до 2010 г. говорится, что одной из важнейших задач воспитание является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и
интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А. Климова (хочу – могу – надо).
Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.
Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.
Цель программы: содействовать становлению профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути на основе целенаправленной педагогической деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
4.Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
II. Содержание и организация профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация в школе осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медработником под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
Она может выстраиваться в три этапа.
1-й этап охватывает период обучения школьников в 5-7-х классах. При этом педагогическая деятельность направлена на:
формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;
актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;
создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.
Направления профориентационной работы:
1.Учебная, информационная и организационная работа.
Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части
базисного учебного плана.
Использование для профоринтации учебных курсов регионального компонента образования «Природа, история и культура Ленинградской области».
Проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.
Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования.
Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.
Проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах труда.
Изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии.
Организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.
2.Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.
2-й этап профориентации проходит в 8-9-х классах.
На этом этапе осуществляется:
информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;
ознакомление с правилами выбора профессии;
помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения
и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными
потребностями;
психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;
определение предрасположенности учеников к направлениям деятельности в условиях предпрофильной подготовки;
формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия и способности к
рефлексии.
Направления профориентационной работы:
Учебная, информационная и организационная работа.
Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части базисного учебного плана .
Использование для профориентации регионального компонента «Природа, история и культура Ленинградской области».
Предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов.
Проведение классных часов, бесед, встреч с различными специалистами.
Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов.
Привлечение к участию в органах самоуправления в школе и в учреждениях
дополнительного образования.
Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность. Планирование комплексной системы мероприятий по профориентации.
Трудовая деятельность в каникулярное время ( возможно совместно с
Центром занятости населения).
Ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.
2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.
3-й этап - профессионального самоопределения осуществляется в 10-11-х
классах. Основные задачи педагогов:
способствовать готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способствовать профессиональному самоопределению выпускников.
Направления профориентационной работы:
1.Учебная,информационная и организационная работа.
Профильная подготовка школьников, которая строится на сочетании общеобразовательных, профильных и элективных курсов.
Использование учебных курсов регионального компонента образования «Природа, история и культура Ленинградской области».
Вовлечение школьников в деятельность студий, факультативов, молодежных объединений в школе и в учреждениях дополнительного образования.
Система многоплановых мероприятий по профориентации с участием учителей,
родителей, представителей службы занятости, предприятий, учебных заведений.
Знакомство выпускников с реальной ситуацией на рынке труда.
2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.
Тренинги личностного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности,
креативности.
Профессиональная адаптация. Ролевые, имитационные, профориентационные игры.
III. Оценка результативности программы.
Ожидаемые результаты:
сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;
самоопределение выпускника школы;
ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.
Методические материалы по реализации программы
Использование в профориентационной работе учебных курсов регионального
компонента базисного учебного плана
Программы этих курсов дают возможность в рамках отведенного времени уделить внимание вопросам профориентации школьников применительно к региональным особенностям.
5 класс:
Курс «Серебряный пояс России»,решая пропедевтические задачи исторического образования, знакомит учеников с занятиями, бытом, культурой труда жителей региона в прошлом и настоящем. При освещении темы современной жизни Ленинградской области учитель имеет возможность познакомить их с экономикой области, города, района, рассказать о местных предприятиях, людях различных профессий.
Курс «Народное творчество Ленинградской области» позволяет приобщить детей к традициям народной культуры, дать представление о ремеслах, обрядах, дать некоторые навыки ручного труда /вышивание, вязание, изготовление костюмов, кукол и др./.Занятия могут проводится с участием народных мастеров и умельцев.
6 класс:
Курс «Природа родного края» дает возможность учителю акцентировать внимание на теме «Человек – природа» применительно к профессиям и занятиям людей, сформировать
у школьников потребность в защите окружающей среды ,навыки изучения природы,
работы на земле.
8 – 9 классы:
Курс «История и культура Ленинградской земли» показывает эволюционное развитие хозяйственно-экономической жизни региона, изменения в характере труда его жителей,
отражает появление новых профессий на протяжении длительного периода времени. При изучении заключительных разделов курса учитель знакомит учащихся с современным социально-экономическим потенциалом области, его перспективами ,рынком труда. Полученные знания помогают им ориентироваться при выборе дальнейшего жизненного пути, характера трудовой деятельности на территории своей малой Родины.
10 – 11 классы:
В региональный компонент для старшей школы включены курсы «Экономика и законодательство Ленинградской области» и «Экология и природопользование Ленинградской области».Их программы дополняют соответствующие разделы федеральных предметов «Технология», «Экономика»,»Право»,»Естествознание»/ и помогают методическому обеспечению реализации выбранного учебным заведением профиля. В учебном процессе по этим курсам учитель имеет большие возможности для профориентационной работы, которая формирует у учащихся знания и компетенции, необходимые для самоопределения выпускника как личности и будущего специалиста.
ПРОГРАММА
элективного курса для учащихся 8-9классов
«Путь в профессию»
(36 ч)
Цели программы:
- формирование общей готовности к самоопределению, активизации проблемы выбора профессии;
- выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; расширении представлений о мире профессий и их особенностях;
- уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям;
- воспитание ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Всего
Теорет
Практ
1. Мир профессий
9
5
4
1.1.Деятельность человека
1.2. Многообразие мира профессий
1.3. Анализ профессий
1.4. Условия выбора профессии
2. Я и профессия
9
5
4
2.1. Склонности и интересы в профессиональном выборе
2.2. Возможности личности в профессиональной деятельности
2.3. Роль темперамента в профессиональном становлении личности
2.4. Здоровье и выбор профессии
2.5. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
2.6. Формирование адекватного образа «Я»
3. Рынок труда
9
4
5
3.1. Современный рынок труда и его требования к персоналу
3.2. Молодежь и рынок труда
3.3. Нормативно-правовая база в профессиональном самоопределении
3.4. Социальные проблемы труда
3.5. Пути получения профессии
3.6. Построение профессионально-образовательного маршрут
4. Профессиональная карьера
9
3
6
4.1. Выбор жизненных целей
4.2. Общение в профессиональной карьере
4.3. Психология контакта
4.4. Стили делового общения
4.5. Имидж профессионала: карьера и стиль
4.6. Технология поиска работы
ПРОГРАММА
Мир профессий
Тема 1. Деятельность человека.
Понятие деятельность. Виды деятельности. Описание и характер трудовой деятельности.
Требования к трудовой деятельности.
Тема 2. Многообразие мира профессий
Понятие профессии. Разнообразие профессий их классификация. Типология (человек -
живая природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - человек, человек
- художественный образ).
Практическое занятие
Тема 3. Анализ профессий.
Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Предмет труда, цель и средства труда в профессиональной деятельности. Условия в труде.
Самостоятельность в трудовой (профессиональной) деятельности.
Практическое занятие
Тема 4. Условия выбора профессий.
Сфера "хочу" - интересы, стремления, склонности, состояние здоровья.
Сфера "могу" - способности, особенности вашего характера, первичные навыки
(внутренние ресурсы); возможности - ресурсы внешние (материальный фактор).
Сфера "надо" - это условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного
профиля либо обоснованный расчет на устройство на работу.
Практическое занятие
Я и профессия
Тема 1. Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Потребности и мотивы как
условие активности личности, виды мотивов.
Практическое занятие - диагностика, тренинг
Тема 2. Возможности личности в профессиональной деятельности
Профессиограмма. Понятие о профпригодности. Профессионально важные качества.
Способности общие, специальные.
Практическое занятие - диагностика, тренинг
Тема 3. Роль темперамента в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов
темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Тема 4. Здоровье и выбор профессии.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Здоровье и профессионализм.
Тема 5. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Понятие интеллекта. Уровень развития интеллекта. Тип интеллекта. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Общее представление о памяти. Виды памяти. Внимание. Основные свойства внимания. Мышление. Виды мышления. Практическое занятие - диагностика, тренинг
Тема 6. Формирование адекватного образа «Я»
Типы поведения. Формирование адекватной самооценки. Я-концепция. Психологические
аспекты личностного и профессионального роста.
Практическое занятие - диагностика, тренинг
Рынок труда
Тема 1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рынок труда, его функции, структура, особенности. Внутренний и внешний рынок. Субъективные и объективные факторы, влияющие на успешность адаптации к современному рынку труда.
Тема 2. Молодежь и рынок труда.
Региональный рынок труда. Структура единой профессионально-образовательной среды
региона. Профориентационные центры. Федеральная служба занятости, ее функции и
структура.
Тема 3. Нормативно-правовая база в профессиональном самоопределении.
Трудовой Кодекс РФ. Конституция РФ. Права и обязанности при устройстве на работу.
Контракты. Необходимые документы. Нормы труда.
Практическое занятие - деловая игра, тренинг
Тема 4. Социальные проблемы труда
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Престиж и
спрос на профессию.
Тема 5. Пути получения профессий.
Система профессионального образования, уровни образования, формы образования.
образовательные стандарты. Типы учебных заведений, условия приема и обучение.
Тема 6. Построение профессионально-образовательного маршрута
Способы принятия решения. Типичные ошибки школьников при выборе профессии.
Условия планирования профессионального будущего. Самонаблюдение. Сбор и оценка
информации. Принятие и планирование достижения цели. Психологическая готовность к
смене профессии.
Практические занятия, экскурсии, проекты
Профессиональная карьера
Тема. 1. Выбор жизненных целей.
Ценности и цели. Ближние и дальние перспективы. Необходимые сведения о
психологическом тестировании. Карьера: способности и выбор.
Практическое занятие
Тема 2. Общение в профессиональной карьере
Общие понятия. Психологические закономерности, структурный анализ общения. Способы эффективного общения. Вербальный и невербальный язык общения. Особенности приема и передачи информации. Техники активного слушания. Практическое занятие
Тема 3. Психология контакта
Установление контакта и налаживание отношения. Самопрезентация. Правила
формирования впечатления. Самоподача, влияние на воспринимаемый образ. Построение
и предъявление позитивного образа себя. Тренинг уверенности в себе. Моделирование
поведения.
Практическое занятие
Тема 4. Стили делового общения.
Анализ ролевого поведения. Управление конфликтом. Классификация конфликтов.
Причины возникновения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эффективное
реагирование в конфликтных отношениях. Профилактика конфликтных отношений в
коллективе.
Практическое занятие
Тема 5. Имидж профессионала: карьера и стиль
Понятие «имиджа» и его составляющие. Внешность делового человека. Вербальные и
невербальные составляющие имиджа. Самопрезентация.
Практическое занятие
Тема 6. Технология поиска работы
Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета
документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование,
факторы, влияющее на его успешность. Конкурсный отбор.
Практическое занятие
Программа элективного курса «Путь в профессию. Азбука трудоустройства» для учащихся 10-11 классов
(35 часов)
Цели курса:
подготовка учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда;
осуществление профессиональной ориентации школьников с учетом интересов, профессиональных предпочтений и типа личности;
формирование у старшеклассников коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетентностей, являющихся основой для самостоятельной деятельности будущих выпускников в процессе трудоустройства;
развитие у старшеклассников интереса и положительной мотивации к учению в целом и направленности на развитие ключевых компетентностей, необходимых для решения широкого круга социальных, экономических и профессиональных задач.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Всего
Теоретических
Практических
1. Как отыскать свое место на рынке труда
1.1. Профессиональный выбор и трудоустройство 1.2. Профессия, специальность, должность
1.3. Классификация профессии
1.4. Ошибки при выборе профессии 1.5.Современный рынок труда и его субъекты Диагностика учащихся: «Определение структуры темперамента»; «Определение психологического типа личности»; «Определение профессиональной направленности личности»
Игровой марафон «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс робинзонов»
6
2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
3,5
1,5
2
Продолжение таблицы
Тема
Количество часов
Всего
Теоретических
Практических
2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма
2.1. Технология трудоустройства
2.2. Составление резюме и сопроводительного письма
2.3. Источники информации о рабочих местах 2.4. Тактика поиска работы
2.5. Варианты трудоустройства для начинающих 2.6. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства
Практическая работа «Резюме гения» Практическая работа «Нашему городу нужны квалифицированные специалисты»
Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс документов»
10
6
1
1
1 1 1 1
4
1
2
1
3. Как наладить конструктивное общение с работодателем
3.1. Что такое конструктивное общение
3.2. Как научиться слушать
3.3. Беседа - основа эффективного общения Игровые упражнения: «Рынок требует, рынок предлагает...»; «Конструирование»
5
3
1 1 1
2
2 2
4. Как успешно пройти профотбор
4.1. Что нужно знать о профотборе
4.2. Методы профотбора
4.3. Переговоры с работодателем по телефону 4.4. Первый личный контакт с работодателем 4.5. Собеседование - важный этап трудоустройства
4.6. Техника ведения диалога с работодателем 4.7. Подготовка к тестированию
Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс кандидатов»
Практическая работа «Готовимся к собеседованию»
9
6
1
1
1
1
1
0,5 0,5
3
21 1
Окончание таблицы
Тема
Количество часов
Всего
Теоретических
Практических
5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг
5.1.Что такое самомаркетинг
5.2.Публичное выступление
Практическая работа «Реальный самомаркетинг» Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс идей»
5
2
1 1
3
2 1
Всего часов
35
19,5
15,5
Программа
Тема 1. Как отыскать свое место на рынке труда
Профессиональный выбор и трудоустройство. Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение. Основные задачи при осуществлении профессионального выбора. Что необходимо для успешного трудоустройства? Профессия, специальность, должность. Новые профессии XXI века. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Классификация профессий на основе учета интересов, способностей и типологических особенностей личности. Ошибки при выборе профессии. Пути избегания подобных ошибок. Современный рынок труда и его субъекты. Трудовые ресурсы. Субъекты современного рынка труда. Потребительская стоимость и конкурентоспособность товара «рабочая сила». Требования работодателей к соискателям рабочих мест. Специальности, востребованные на мировом рынке труда и на региональных рынках.
Тема 2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма
Технология трудоустройства. Этапы технологии трудоустройства: постановка целей, исследование рынка труда, информирование потенциальных работодателей, прохождение профессиональных испытаний, оформление на работу. Составление резюме и сопроводительного письма. Функциональное и хронологическое резюме. Структура и содержание резюме. Резюме начинающего соискателя. Источники информации о рабочих местах. Поиск информации в печатных СМИ и в Интернете. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства. Закон РФ о занятости. Трудовой кодекс РФ. Наем на работу и трудовой договор. Документы, необходимые для трудоустройства. Правовое регулирование увольнения с работы. Социальная и материальная поддержка безработных граждан.
Тема 3. Как наладить конструктивное общение с работодателем
Общение и его роль в процессе трудоустройства. Психологические основы конструктивного общения. Общение как процесс взаимодействия между людьми. Понятие партнерского общения. Три уровня коммуникации: вербальные сигналы, паралингвистические сигналы, невербальные сигналы. Как научиться слушать? Активное слушание. Условия и правила активного слушания. Деловая беседа. Этапы деловой беседы: начало беседы, обмен информацией, аргументация, принятие решений, завершение беседы. Этика делового общения.
Тема 4. Как успешно пройти профотбор
Что нужно знать о профотборе? Назначение профотбора. Принципы профотбора. Из истории профессионального отбора. Профотбор в процессе трудоустройства. Критерии отбора персонала. Методы профотбора: биографический метод, интервью, тестирование, профессиональные пробы. Переговоры с работодателем по телефону. Правила и приемы обмена информацией по телефону. Первый личный контакт с работодателем. Компоненты формирования первого впечатления: внешний вид, взгляд и зрительный контакт, голос и речь, мимика и жесты. Как успешно пройти собеседование? Собеседование как один из самых сложных и важных этапов процесса трудоустройства. Критерии оценки кандидата в процессе собеседования. Обязательные вопросы на собеседовании. Рекомендации исоветы для соискателей по подготовке и прохождению собеседования. Техника ведения диалога с работодателем. Основные типы вопросов. Правила преодоления возражений. Тестирование. Для чего работодатели используют тесты? Подготовка к тестированию. Как отвечать на вопросы теста?
Тема 5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг
Что такое самомаркетинг? «Три кита» самомаркетинга: самооценка, самопозиционирование, самопрезентация. Понятие об имидже. Связь самомаркетинга с технологией трудоустройства. Личная программа самомаркетинга. Планирование. Полезные личные связи. Качества кандидата, необходимые для успешного трудоустройства. Публичное выступление. Примеры публичных выступлений. Публичное выступление как демонстрация своих достижений. Как подготовиться и успешно выступить перед аудиторией? Содержание и форма публичного выступления.
Примерная тематика публичных выступлений
Я и моя профессия.
Особенности регионального рынка труда (города, района, области).
Мой личный план поиска работы.
Каким бы я хотел(а) видеть своего работодателя.
Представляю свое резюме.
Роль общения в процессе трудоустройства.
Профессиональный отбор и его виды.
Как я буду готовиться к собеседованию.
Как успешно пройти собеседование.
Ю.Тесты и их использование в системе профотбора. 11 .Моя личная программа самомаркетинга. 12.Я и моя будущая работа.
Подробное изложение содержания курса и его методологического сопровождения дается в учебном пособии СВ. Чернова «Азбука трудоустройства». Изд-во ВИТА, Москва, 2007.
Основные направления работы по вопросам профориентации в ОУ:
Педагогический совет ОУ
Методический совет ОУ
Утверждает
Разрабатывает
Концепция развития ОУ
Система учебной работы
Система воспитательной работы
Зам дир. по учебной работе
Зам дир. по воспитательной работе
Образовательная область
«Технология»
учебные курсы
элективные курсы
Предметы предпрофильной подготовки
элективные курсы
Предметы профильной подготовки
Система элективных курсов по выборному профилю
Психолог
Классный руководитель
Социальный педагог
Другие организации
Содержание профориентационной работы в образовательном учреждении
по учебно- методическим комплектам, рекомендованным Минобразованием РФ
Образовательная область «Технология»
Основное (полное) образование
Среднее (полное) образования
(базовый уровень)
Среднее (полное) образования
(профильный уровень)
Выполнение Стандарта в разделе «Современное производство и профессиональное образование»
Выполнение Стандарта в разделе «Профессиональное самоопределение и карьера»
Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя составляющие: общетехнологическую и специальную
Специальная технологическая подготовка
УМК предмета
«Технология», соответствующий федеральному перечню 2008/2009 уч. года
Предметы вариативной части БП
Элективные курсы по вопросам профориентации
УМК предмета
«Технология», соответствующий федеральному перечню 2008/2009 уч. года
Предметы вариативной части БП
Элективные курсы по вопросам профориентации
в сфере промышленности и сельскогохозяйственного производства;
в сфере строительный и ремонтных работ;
в сфере телекоммуникаций и информационных техзнологий;
в сфере управления,
в сфере материально-технического обеспечения;
в сфере коммерции;
в сфере сервиса;
в сфере декоративно- прикладного искусства;
др.
Рекомендованный список УМК профориентационного направления в основной (полной) школе на примере предметов «Технология», «Экономика», «Право»./Издания 2007г./
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Технология
Основное (полного) образования
Лутцева Е.А. Технология для 1-4 кл.*
Н.А.Малыщева Технология для 1-4 кл.*
Вентана -Граф
Дрофа
Самый адаптивный курс по профориентации
Технология ( для девочек и мальчиков) 5-8 кл под ред. Симоненко В.Д
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Преемственность курса в начальной школе
Павлова.М.А., Сасова И.А., Павлова М.Б. под ред. Сасовой И.В. Технология 5 класс
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
Технология. Обслуживающий труд, под ред Сасовой И.В., 6-7 класс.
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
Технология. Технический труд, под ред Сасовой И.В., 6-7 класс.
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
Леонтьев А.В., Капустин В.С., Сасова И.В. под ред.Сасовой И.А. Технология 8 класс.
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
Павлова А.А., Корзинова Е.И. Технология. Черчение и графика. 8-9 кл
Мнемозина
(рекомендовано)
Курс основан на компьютерной графике
Твоя профессиональная карьера под ред.С.Н.Чистяковой для 8-9 класса
Просвещение
(допущено)
Цель курса- формирование у уч-ся способности выбирать сферу профессиональной деятельности.
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Технология
Основное (полного) образования*
В.А.Соколова Технология Обслуживающий труд для 5-9 класса
Дрофа
Курс разработан на основе традиций русских народных промыслав
А.В. Леонтьев Технология предпринимательства
Дрофа
(допущен)
УМК вооружает уч-ся некоторыми методиками своего дела
УМК «Мой выбор» для 9 класса
Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования.
Михеева Е.В. Информационные технологии
Спирин И.В. Транспорт
ИЦ «Академия»
Элективные
ориентационные курсы
(в курс входит программа, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя)
Азбука трудоустройства 9-11 классы
Вита -Пресс
Элективный курс в предпрофильной подготовке
Экономика и право
И.А. Сасова Экономика 1-4 кл.
Вита- Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
В.А. Рубе, Е.С. Шабелик Зачем нужны налоги 2-4
Вита -Пресс
Элект Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Экономика и право
Основное (полного) образования
Е.А. Шабелик Ваши права (для нач школы)
Вита -Пресс
Материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Е.А.Шабелтник Права ребенка 2-4 кл. Пособие для учащихся
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
И.В.Ермакова, Т.А. Протасевич Начало экономики 5-6 класс
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП
Н.В.Новожилова и др. под ред. И.А.Сасовой Экономика: моя семья. 5 кл.
Т.С.Терюкова под ред Сасовой И.А. Экономика: моя школа. 6 кл.
Л.Э. Новикова под ред. Сасовой И.А., Экономика: мое ближайшее окружение 7 кл.
Под ред Сасовой И.А., Экономика: я в экономике 8 кл.
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
И.В.Липсиц Удивительные приключения в стране «Экономика» для 5-6 кл.
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
И.В. Липсиц. Экономика: История и современная организация хозяйственной деятельности
7(8-9) кл.
Вита -Пресс
Курс рекомендован использовать в вариативной части БП как предпрофильная подготовка
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Экономика и право
Основное (полного) образования
Архипов А.П. Страхование 8-9 класс
Вита -Пресс
Элективный курс
А.В.Симоненко и др. Азбука потребителя 8-9 класс.
Вита -Пресс
Элективный курс
И.В. Липсиц, Бизнес и экономика 8-9 кл.
Вита -Пресс
Элективный курс
Н.М. Розанова. Моя фирма. 8-9 класс
Вита -Пресс
Элективный курс
Н.М. Розанова Банк: от клиента до президента
8-9 кл.
Вита -Пресс
Элективный курс
Н.И. Берзон Рынок ценных бумаг 8-9 кл.
Вита -Пресс
Элективный курс
* Образовательное учреждение в инвариантной части БП в праве работать по любой программе «Технология» в начальном и среднем звена, получившей гриф Минобразования РФ, Мы здесь выделяем лишь курсы, имеющие большую профориентационную направленность.
Рекомендованный список УМК профориентационного направления в профильной школе на примере предметов «Технология», «Экономика», «Право». Издания 2007 г.
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
Технология
Среднее (полного) образования
Технология профессионального успеха Под ред С.Н. Чистяковой:10-11 классы
Просвещение
(допущено)
Базовый, все профили
Технология 10 класс Под ред Симоненко В.Д.
Вентана-Граф
(рекомендовано)
Базовый, все профили
Технология 11 класс Под ред Симоненко В.Д.
Вентана-Граф
(рекомендовано)
Базовый, все профили
Технология Семенова Г.А. для 10-11 класса.
Вентана-Граф
(рекомендовано)
Агротехнологический профиль
Азбука трудоустройства 9-11 классы
Вита -Прес
Элективный курс, все профили
Чистякова С.Н. «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников»
Михеева Е.В. «Информационные технологии. Вычислительная техника»
Профессия учитель:/под ред. Роботовой А.С.
Профессии работников сферы обслуживания/ под ред Ляпиной И.Ю.
Твоя профессия – юрист/ под ред Казанцева Л.А.
Климов Е.А. Профессии научных работников
Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетияч
Плаксина Э.Б. Михайловская Л.А.,
Григорьева М.А. Профессии в сфере искусства
Гомолова А.И. Профессии в сфере управления и экономики,
Стецкий С.В. Профессии в сфере строительства
УМК «Твоя профессия»
ИЦ «Академия»
Элективный курс, базового, профильного и технологического профиля
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
Технология
Среднее (полного) образования
Шабашов И.А. Пчеловодство10-11
Просвещение
(допущено)
Элективный, Агротехнологический профиль
ЕрмаковаВ.И. Основы кулинарии 10-11 кл.
Просвещение
(допущено)
Элективный,
Базовый уровень
Соболева Е.Н. Школьникам о предпринимательстве 10-11 кл.
Просвещение
(допущено)
Элективный,
Базовый и профильный уровень
Цыбин В.А.,Галашин В.А. Легковые автомобили
Просвещение
(допущено)
Элективный,
Технологический профиль
УМК по экономике
Липсиц И.В. :Экономика:Базовый курс 10 кл.
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
Липсиц И.В.:Экономика:Базовый курс 11кл.
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
Экономика/ под ред Линькова А.Я.
Вита- Пресс
Гуманитарный профиль
Экономика/под ред Ф.-Й.Кайзера для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
А. Киреев Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 класса
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
Экономика 10-11 кл. /Под ред С.И.Иванова
Вита- Пресс
Профильный уровень
В.З.Черняк Введение в предпринимательство10-11 кл.
Вита- Пресс
Профильный уровень
В.С.Симоненко Основы потребительской культуры 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
А.П.Архипов Азбука страхования 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
УМК по экономике
Среднее (полного) образования
С.Н.Гудырин. Основы маркетинга, для 10-11 кл
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
А.П.Балакина и др. Основы маркетинга, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
С.В. Федин. Основы менеджмента, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Л.А. Теплова. Основы потребительской кооперации для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
А.П.Балакина Налоги России, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Основы банковского дела, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Основы инвестирования, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Паевые фонды:доходность и риски, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
С.Д.Ахапкин, Лоция бизнеса, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
О.А.Щкаратан Российский порядок: вектор перемен, для 10-11 кл
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
В.Д.Симоненко Основы предпринимательства, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
С.В.Чернов. Азбука трудоустройства
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
УМК по праву
Среднее (полного) образования
Т.В.Кашаника,А.В.Кашанина. Право для 10-11 кл
(базовый уровень)
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
Т.В.Кашаника,А.В.Кашанина. Право для 10-11 кл
( профильный уровень).
Вита- Пресс
Профильный уровень.
Элективные курсы см. в разделе Экономика
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Примерные формы внеурочной профориентационной работы
Класс
Название мероприятий
Примечание
1.Классные часы и беседы
5-9 класс
Учеба твой главный труд.(5 кл)
Кем ты хочешь стать ( 7 кл.)
Профессии твоих родителей ( 7 кл.)
Дело твоей жизни (Анкета) ( 7 кл.)
Беседа «Кем я хочу быть) ( 7 кл.)
Как готовить себя к будущей профессии.
(7 кл.)
Все работы хороши, выбирай на вкус (8кл)
Беседы о конкретных профессиях ( 8 кл)
Право выбора Беседа психолога. (9кл)
Трудовое право. О Конституции (9 кл)
Профессия и современность (5-11 кл)
Трудом славен человек (5-11 кл)
Дороги, которые мы выбираем.
10-11 класс
Что значит правильно выбирать профессию.
Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности
Здоровье и выбор профессии
Выбор профессии в условиях рынка
Как избежать безработицы
Профессия и современность
2.Информационные беседы и консультации
10-11 класс
На тему экономической ситуации в районе, городе, области,
Информация о рынке труда,
Информация о востребованных; специальностях;
Информация о правилах приема в учебные заведения и на работу.
«Твой выбор»;
«Хочу, могу, надо»;
Здоровье и профессия;
Шаг к успешной карьере»
3.Психологические семинары и тренинги
9-11 кл
«Мои возможности»
«Интересы, склонности и выбор профессии»;
« Я и общество (искусство общения)»;
4.Ролевые, имитационные, профориентационные игры.
5. Проведение дней открытых дверей в образовательных учреждениях
6. Профориентационные встречи по теме
9-11 кл.
с психологами,
социальными педагогами,
представителями различных профессий,
со специалистами служб занятости.
8. Анкетирование учащихся с целью выявления их профессиональных предпочтений.
9. Профессиональные праздники
5-9 класс
Красота спасет мир. День красоты
День работников леса (18 сентября )
Всемирный день туризма (27 сентября)
Нам, туристам, осень нипочем.
День учителя (4 октября)
Международный день музыки (1октября)
День работников сельского хозяйства (Второе воскресенье октября)
День работников пищевой промышленности (19 октября)
День работников автомобильного транспорта (30 октября)
Моя милиция меня бережет. День милиции (10 ноября)
Империя призраков. Всемирный день телевидения (21 ноября)
День энергетика (22 декабря)
День Аэрофлота (Второе воскресенье февраля)
День защитников Отечества (23 февраля)
Международный день театра (27 марта)
Собиратели камней. День геолога.(3апреля)
Всемирный день здоровья (7 апреля)
День космонавтики (12 апреля)
Международный день танца (29 апреля)
Международный день свободной прессы (7мая)
День радио и всех отраслей связи (7мая)
Международный день музеев (18 мая)
День мультипликации (10 июня)
День медицинского работника (Третье воскресенье июня)
День физкультурника (9 августа)
День железнодорожника (Первое воскресенье августа)
День строителя (Второе воскресенье августа)
День российского кино (27 августа)
Сценарии напечатаны в книге
И.А. Агапова., М.А.Давыдова Современные праздники., М: Сфера,2004.
9. Профессиональные праздники
5-9 кл.
День робота
Праздник чести, отваги и благородства
Праздник компьютерщика
10. Игры, конкурсы, праздники
5-9 класс
Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» (познавательная игра - конкурс по трудовому обучению для 8-9 кл.)
Природа – это наши корни, начало нашей жизни (экологическая игра для 6-7 класса)
Сценарии напечатаны В.А.Герасимов Классный час играючи Выпуск 2
М: Сфера,2004
11. Выставки литературы о профессиях, оформление стендов
9-11 класс
Ориентиры профессионального самоопределения.
Здоровье и выбор профессии.
Предприятия и учебные заведения области города, района.
Список литературы для организации внеклассных мероприятий.
№
Список литературы
Примечание
Начальная школа
1.
И.А.Агапонова, М.А. Давыдова Современные праздники (Сценарии воспитательных дел в начальной школе), М: Сфера,2004.
2.
Внеклассные мероприятия (новые сценарии: праздники, утренники, конкурсы, КВНы, викторины, спектакли,) 3 класс, М: ВАКО,2007
3.
Внеклассные мероприятия (новые сценарии: праздники, утренники, конкурсы, КВНы, викторины, спектакли,) 4класс, М: ВАКО, 2007
4.
Давыдов Праздник в школе: Игры, турниры., М: Айрис-пресс
5.
Шин С. Сценарии школьных праздников 3 кл.,М: РнД Феникс
6.
Подгорная.Современные праздники в начальной школе, 3-4 кл,М: Март
7.
Агапова Веселые школьные праздники М:Аркти,2006
Для 5-9 классов
1.
Григоренко Ю. Кипарис М: Пед.общество России, 2006.
2.
Агапова Выпускные балы и школьные праздники, М: Владос-Пресс
3.
Смекалова Школа лидерства.,М: СфераТЦ, 2006
4.
Дубровская Дидактические игры и турниры (5-11 кл), М:Пед. общество России,2006.
5.
Слепенкова. Работа классного руководлителя, М: Аркти, 2006.
6.
Гущина Я и мои ценности, М: Аркти, 2006.
7.
Щуркова Профессиональное мастерство классного руководителя, М: Айрис- пресс 2004
8.
Кукушкин.В. Технология.Экономика., М: Март,2006.
9.
В.А. Герасимова Классный час играючи, М:Сфера ТЦ, 2007.
Для 10-11 классов
1.
Столяренко Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.
2.
Рыбакова Е.А. Технология поиска работы.,М:ПрофОбр.Издат
3.
Трошин Основы социальной реабилитации и профориентации., М.: Сфера ТЦ, 2005.
4.
Павлова Профориентация старшеклассников.,М: СфераТЦ, 2006.
5.
Столяренко., Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.
6.
Дик. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев.
7.
Сгибнева Классные часы в 10-11 кл.
М: РиД Феникс, 2005.
8.
Кукушкин Профильные классы в средней школе., М: РнД Феникс, 2006.
9.
Сгибнева Родительские собрания в средней школе., М: Айрис- пресс, 2005.
10.
Сгибнева Театральные праздники. КВНы. 10-11 кл. М: РнД Феникс, 2004.
11.
Голерова О.А., Гурова Е,В. Выбор професси- дело семейное, М: Просвещение, 2008.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915