Первые занятия — консультация для молодых специалистов
В помощь молодому специалисту
Первые занятия
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;
выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
получить необходимую информацию друг о друге;
вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и другие).
Результат этого занятия:
- дети знакомы друг с другом;
- педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное объединение.
Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержание его образовательной программы;
описание содержания и результатов первого года занятий;
объяснение основных этапов овладения мастерством;
рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;
рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности 9получение профессии, выбор профессионального учебного заведения.
Следует также дать понять детям, какие знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
выставка детских творческих работ;
стенгазета или рукописный журнал;
альбом-летопись детского объединения;
фотографии, слайды и видеофильмы;
знаки отличия кружковцев (если есть);
награды детского объединения и его воспитанников;
выставка книг и периодической печати;
информационный стенд.
Следующий этап занятия – выявления уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
тесты и тестовые задания;
конкурсы и соревнования;
познавательные игры;
выполнение практической работы или творческого задания;
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести свои поделки из дома. Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
- внесения корректив в образовательную программу;
- разработки индивидуальных заданий;
- объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими- либо инструментами, материалами.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
Выставочный зал и музей учреждения;
Кабинеты администрации учреждения;
Детские объединения сходного профиля;
Актовый зал;
Туалеты для мальчиков и девочек;
Раздевалка.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
- обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
- обсуждение правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
- выбор детского актива;
- распределение разовых и постоянных поручений;
- формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребёнка в активное общение и социальную деятельность;
- начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.
Подготовила методист МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» Донская Е.В
по материалам «Практическое пособие для педагога дополнительного образования»
З.А.Каргина
15