На тему: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Важнейшей задачей патриотического воспитания в условиях полиэтнической среды становится сообщение молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности. Интерес молодежи к культуре других народов связано с познанием культуры и среды обитания других наций, их психологических особенностей. Для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних.
Многообразие культурных проявлений способствует проявлению у студентов различных наций и народностей взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к патриотическому воспитанию.
Наблюдения, анализ реального состояния и итоги массового обследования межнациональных отношений среди молодежи в нашей стране показывают, «что 35 % молодых людей испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51 % одобрил бы решение о выселении за пределы своего региона некоторых национальных групп» [3, 71]. Следствием таких отношений являются столкновения на межнациональной почве.
Вместе с тем, исследование, проводимое автором, показывает, что более 75 % студентов отдают предпочтение народным традициям, вместе с тем 88 % одобряют курс на развитие межнациональных отношений и укрепление полиэтнической среды.
Малая Родина рядом авторов рассматривается как социокультурная среда в динамическом аспекте, т.е. среда, наследующая, преобразующая и создающая национальные социокультурные традиции».
Малая Родина, таким образом, основа, исходная точка, объект патриотизма Кавказской молодежи. «Малая Родина представляет собой целостно воспринимаемую пространственно-временную локализацию человеческого бытия, получающую в сознании каждого человека определенное ценностно-образное качество и имеющую непреходящую сущность, в отличие от политико-экономического строя. Отечество существует и как объективная реальность, и как субъективный образ. Конкретное общество становится Отечеством не потому, что в нем выделяется определенная среда, оно является Отечеством для социального гражданина, потому что находится с ним в социальноэмоциональной и национальной связи» [4, 77].
Источником развития патриотических чувств, лежащих в основе патриотического воспитания студентов, является та полиэтническая, поликультурная среда, в которой протекает его жизнедеятельность. Индивид или социальная группа вбирает в себя особенности конкретно исторической и многонациональной среды своей жизнедеятельности, в то же время их жизнедеятельность оказывает влияние на формирование социальной, политической, поликультурной, полиэтнической среды.
Исходя из вышеизложенного, можно определить принципы эффективного полиэтнического и межкультурного взаимодействия, без учета которых толерантное общение не будет эффективным:
- не считать язык, обычаи, традиции, этикет своего народа совершенными, а ценности других народов несовершенными;
- признать идею равноценности обычаев и традиций всех народов, больших и малых;
- соблюдать обычаи других народов, проявлять к ним интерес;
- проявлять повышенную чуткость, внимательность к носителям иной этнокультуры;
- проявлять повышенное внимание к инонациональным интересам, помня о том, что ничто так не сближает, не роднит с представителями других национальностей, как проявляемое с их стороны уважение к языку, обычаям и традициям его народа.
Реализация данных принципов будет способствовать межэтническому и межкультурному взаимодействию, позволит почувствовать себя частью «мы», «единой общности». Этнодемографические процессы, происходящие на Кавказе, оказывают на молодежь реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теории и в организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение имеет учет межэтнической коммуникации, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Перемещение
масс беженцев, захваты заложников - все это порождает межэтнический конфликт. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. Практика показывает, что негативное межнациональное общение способствует продолжению искаженного восприятия человека иной национальности, иной культуры.
Энергия социального протеста переносится в межэтническое русло. При этом надо учитывать, что молодежь стремится к самоутверждению и этнические проблемы порой становятся почвой для такой самореализации.
Другой причиной, тормозящей позитивное межнациональное общение, возникновения межэтнических проблем, является плохая постановка в учебных заведениях воспитательной работы, направленной на толерантное общение студентов. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей. Толерантное сознание формируется на основе улучшения морально – этического и психологического климата, формирования обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку, традициям.
«Межэтническая коммуникация - это межнациональное общение, осуществляемое в условиях культурно обусловленных различий его участников. Межэтническая коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют общеязыковые варианты и дискурсивные языковые стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одного и того же этноса, нации» [2, 65]. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. Часто используемый термин «кросс-культурная коммуникация» обычно относится к изучению некоторого конкретного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных наций и культур [2, 80].
Предмет межкультурной коммуникации представляется как коммуникация между индивидуумами из разных культур, либо как коммуникативные процессы, происходящие в культурно-вариативном окружении. Предмет межэтнической коммуникации представляется как коммуникация между индивидуумами из разных этносов. Межэтническое и межкультурное взаимодействие рассматриваются нами не только как взаимодействие между представителями разных наций, но и различных этнических групп.
Межэтническое и межкультурное взаимодействие содержит комплекс социальных навыков и способностей студентов, при помощи которых индивидуум успешно осуществляет общение со сверстниками из других культур и этносов. В соответствии с этим процесс межэтнического и межкультурного взаимодействия включает: ознакомление студентов с системой научных знаний о правах и свободах человека, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.
Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. В основе же культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.
Принципы межнационального общения молодежи вытекают из характера сложившихся в стране межнациональных, межконфессиональных отношений, закрепленной в законодательных актах. Определение принципов межнационального общения зависит также от специфики и особенностей проявления межнациональных и межконфессиональных отношений на Кавказе. Проживая в течение многих веков в полиэтнической среде, народы Дагестана выработали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами. В принципах культуры межнационального общения [1, 19] находят отражение положения и установки государственной национальной политики Кавказа и РФ:
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- сохранение исторически сложившейся территориальной целостности Кавказа на Российской Федерации;
- равенство всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- право каждого гражданина определить и указывать национальную принадлежность без всякого принуждения;
- противодействий розни, ненависти либо вражды.
Таким образом, при характеристике сформированности патриотизма в условиях полиэтнической среды можно выделить следующие компоненты:
1) когнитивный, 2) эмоционально-оценочный, 3)мотивационно- потребностный и 4) поведенческий.
Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и т.д.) и проблемах их развития; об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).
Эмоционально-оценочный компонент – это эмоциональнонравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т.д. по отношению к своему и другим этносам (отрицательные – замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др.; положительные – любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).
Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
Наконец, поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся, например, доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием или пренебрежительностью.
В соответствии с определением особенностей и характера полиэтнической среды в воспитании патриотизма у студентов, его организация предполагает следующие этапы:
1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.
2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.
3. Формирование потребности молодежи в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогами совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание патриотизма и культуры межнационального общения.
Таким образом, полиэтническая среды вуза и культура межнационального общения студентов является органической частью процесса духовной жизни общества, сопровождается стремлением молодежи к сохранению самобытности, культурно-этническому и политическому единению общечеловеческой культуры. Патриотизм является одним из ключевых понятий педагогики межнационального общения.
Патриотизм – естественное чувство каждого нормального человека. Родившись, он постоянно впитывает энергетику того места, где появился на свет. Ребенок, развиваясь и мужая, свою любовь к родителям переносит на родной край. Уже в раннем детстве образ Родины возникает вместе с осознанием собственного «я». В дальнейшем этот идеальный образ соединяется с реальными объектами, находящимися в чувственно воспринимаемом мире. Ощущение Родины тесно связано с ее природой, красотой родного края. Это чувство материализуется с особой полнотой, становится исходным внутренним переживанием.
Литература
1. Гамзатов Р. Душа народа /В кн.: Антология дагестанской поэзии. - Ма-
хачкала: Дагкнигоиздат, 2000.
2. Гамзатов Р. Мой Дагестан. - Махачкала, 1974. С. 224.
3. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - СПб., 1990. С. 184.
4. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск.
ун-та. - 2011. С. 184.
15