Конспект урока по математике «Умножение многозначного числа на трехзначное».
Урок изучения нового материала
1.Организационный момент1-2 мин.
2.Подготовка к изучению нового материала5-7 мин.
3.Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности1-5 мин
4.Ознакомление с новым материалом20 мин.
5.Первичное осмысление и применение изученного10 мин.
6.Подведение итогов урока3 мин.
7.Сообщение домашнего задания и инструктаж5 мин.
При подготовке и планировании урока необходимо учитывать особенности динамики мыслительной активности как в течение дня, так и в течение самого урока.
В течение дня пики мыслительной работоспособности человека приходятся на интервалы примерно с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Поэтому наиболее важные и трудоемкие уроки следует проводить именно в это время.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня
8 – 12 часовпервый пик работоспособности
16 – 18 часоввторой пик работоспособности
В рамках урока (40 - 45 минут) мыслительная активность такова:
Динамика работоспособности в процессе урока
1 – 4 минутырост работоспособности
5 – 20 минутывысокая работоспособность
21 – 35 минутыснижение работоспособности
36 – 45утомление
Максимальная работоспособность достигается на интервале 15-25 минут и это время следует отвести на наиболее важные элементы
Тема урока: « Письменное умножение на трёхзначное число».
Цели: Тема урока: «Умножение многозначного числа на трехзначное». Дидактическая цель:
создать условия для усвоения письменного алгоритма умножения многозначного числа на трехзначное число;
провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи урока:
Предметные: выполнять письменно действия умножения на трёхзначное число в пределах 10 000;
Метапредметные:
Личностные:
- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе;
- определять правила работы в парах, группах;
- положительное отношение к изучению математики.
Регулятивные:
- адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности;
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала.
Познавательные:
- развивать творческое мышление, внимание, память;
- проводить классификацию изучаемых объектов;
- проводить сравнение;
- проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные:
- работать в группе,
-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,
- формулировать своё мнение и выражать с точностью свои мысли,
- слушать и понимать речь других, воспринимать различные точки зрения.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная.
Оборудование:, интерактивная доска, проектор, учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
2.Актуализация знаний. (Устный счёт)
405*3, 507*4, 305*8.
45*11, 76*11, 98*11.
Задача.
Слегка устав во время прогулки, друзья Волк и Заяц присели на скамейку. Чтобы времени даром не терять, Волк достал блокнот и попросил друга к числу 9 справа и слева приписать одну и ту же цифру, чтобы полученное трёхзначное число делилось на 7 без остатка.(из олимпиадных заданий)
3.Постановка проблемной задачи. Цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске записаны выражения.
- На какие три группы можно их распределить?
25*45, 67*39, 407*6, 309*8, 345*325, 345*679
- По какому принципу распределили?
1 группа –умножение двухзначного числа на двухзначное число.
2 группа – умножение трехзначного числа на однозначное число. В чем особенность этого выражения? Давайте потренируем устный счет.
307*5, 409*6, 308*6.
3группа - умножение трехзначного числа на трехзначное число.
- Решение, каких примеров может вызвать затруднение?
- Назовите тему нашего урока?
- Что же надо сделать, чтобы решить данный пример? (составить алгоритм умножения на трёхзначное число)
- Какую цель поставим перед собой? (составить алгоритм умножения на трёхзначное число)
Цель: Составить алгоритм умножения трехзначного числа на трехзначное .Поупражняться в решении примеров.
- Какая у нас будет тема урока?(умножение на трёхзначное число)
Составим алгоритм умножения трехзначного числа на трехзначное.
4. Проектирование и фиксация нового знания (7-8 мин)
Чтобы умножить любое число на трёхзначное, надо это число умножить последовательно на единицы, десятки и сотни трёхзначного числа, а затем полученные произведения сложить.
В записи суммы число десятков сдвигается на 1 разряд влево, а число сотен — на 2 разряда влево.
В одной упаковке 248 блокнотов. Сколько блокнотов в 536 упаковках? Найди ответ в данной записи примера. Можно ли по этой записи определить, сколько блокнотов в 6 упаковках, в 30 упаковках, в 500 упаковках, в 5360 упаковках?
Умножение многозначного числа на однозначное.
Пишем однозначное число под единицами многозначного.
Умножаем 2 последовательно на все разряды первого множителя:
Умножаем на единицы:
8 × 2 = 16
6 пишем под единицами, а 1 десяток запоминаем. Для того, чтобы не забыть пишем 1 над десятками.
Умножаем на десятки:
3 десятка × 2 = 6 десятков + 1 десяток (запоминали) = 7 десятков. Ответ пишем под десятками.
Умножаем на сотни:
4 сотни × 2 = 8 сотен. Ответ пишем под сотнями. В результате получаем:
438 × 2 = 876
Умножение многозначного числа на многозначное.
Умножим трехзначное число на двухзначное:
924 × 35
Пишем двухзначное число под трехзначным, единицы под единицами, десятки под десятками.
1 этап: находим первое неполное произведение, умножив 924 на 5.
Умножаем 5 последовательно на все разряды первого множителя.
Умножаем на единицы:
4 × 5 = 20 0 пишем под единицами второго множителя, 2 десятка запоминаем.
Умножаем на десятки:
2 десятка × 5 = 10 десятков + 2 десятка (запоминали) = 12 десятков, пишем 2 под десятками второго множителя, 1 запоминаем.
Умножаем на сотни:
9 сотен × 5 = 45 сотен + 1 сотня (запоминали) = 46 сотен, пишем 6 под разрядом сотен, а 4 под разрядом тысяч второго множителя.
924 × 5 = 4620
2 этап: находим второе неполное произведение, умножив 924 на 3.
Умножаем 3 последовательно на все разряды первого множителя. Ответ пишем под ответом первого этапа, сдвинув его на один разряд влево.
Умножаем на единицы:
4 × 3 = 12 2 пишем под разрядом десятков, 1 запоминаем.
Умножаем на десятки:
2 десятка × 3 = 6 десятков + 1 десяток (запоминали) = 7 десятков, пишем 7 под разрядом сотен.
Умножаем на сотни:
9 сотен × 3 = 27 сотен, 7 пишем в разряд тысяч, а 2 в разряд десятков тысяч.
3 этап: складываем оба неполных произведения.
Складываем поразрядно, учитывая сдвиг.
В результате получаем:
924 × 35 = 32340
Умножим трехзначное число на трехзначное:
Возьмем первый множитель из предыдущего примера, а второй множитель тоже из предыдущего, но больше на 8 сотен:
924 × 835
Итак, два первых этапа такие же, как в предыдущем примере.
3 этап: находим третье неполное произведение, умножив 924 на 8
Умножаем 8 последовательно на все разряды первого множителя. Результат пишем под вторым неполным произведением со сдвигом влево, в разряд сотен.
4 × 8 = 32, пишем 2 в разряд сотен, 3 запоминаем
2 × 8 = 16 + 3 (запоминали) = 19, пишем 9 в разряд тысяч, 1 запоминаем
9 × 8 = 72 + 1 (запоминали) = 73, пишем 73 в разряды сотен и десятков тысяч соответственно.
4 этап: складываем три неполных произведения.
В результате получаем:
924 × 835 = 771540
Итак, сколько разрядов во втором множителе, столько и будет слагаемых в сумме неполных произведений.
Физкультурная минутка.
5. Первичное закрепление (4-5 мин)
Работа в командах по три человека.
453*543, 567*456, 345*634.
Мы должны очень слаженно работать в тройках. Как вы думаете , почему сегодня разбиваем на тройки команды.?
Каждый возьмет разряд трехзначного числа , а затем правильно записать слагаемые в столбик и решить примеры.
У кого были трудности?
Давайте зафиксируем затруднения как направление будущей учебной деятельности.
Физкультурная минутка.
6. Самостоятельная работа (5 мин)
Работа в рабочих тетрадях.
7.Рефлексия.
Что сегодня учились делать на уроке ?
Какой алгоритм составили?
Кому этот вид умножения показался трудным?
8.Домашнее задание.
Урок окончен, спасибо.