Конспект урока Очень интересные разные профессии


Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Уренская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Уренского муниципального района Нижегородской области
Урок обществознания в 9 классе.
Тема:
«Очень интересные разные профессии.»Провела
Учитель истории
Титова Г.П.
Урень 2015 г.
Цели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Цели
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда). Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Оборудование: Компьютерная презентация, компьютер , мультимидийный аппарат, карточки
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг момент -Здравствуйте.
Первым сядет тот, кто назовет профессию на любую из этих букв :М С П О В Уч-ся называют и по очереди садятся на свои места.
Объявление темы. Постановка цели урока Вы учитесь последний год , и сейчас перед вами стоит выбор –куда пойти учиться. К этому нужно отнестись очень серъезно, потому что вы выбираете свое будущее. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. И сегодня на нашем уроке мы еще раз вспомним различные профессии , чтобы вы серъезно подумали , пока есть время , куда пойти учиться.
Я желаю вам правильно избрать свой путь. Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:
Подумайте, что было бы,Когда б сказал портной:– Шить платья мне не хочется, Устрою выходной!И все портные в городе За ним ушли б домой. ….Ходили б люди голые По улице зимой.
Подумайте, что было бы,Когда сказал бы врач: – Рвать зубы мне не хочется,Не буду, хоть ты плачь!Больным врачебной помощи Не стало б никакой…… А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофер:– Возить людей не хочется! – И выключил мотор.Троллейбусы, автобусы Засыпало снежком,Рабочие на фабрики Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:– Мне в нынешнем годуУчить детей не хочется,Я в школу не приду!Тетради и учебникиВалялись бы в пыли,А вы бы неучеными До старости росли.
Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда! Но только так не сделает Никто и никогда, И люди не откажутся От нужного труда:….Учитель обязательно Придет наутро в класс, А пекари старательно Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят, Что им ни поручи, Портные и сапожники,Шоферы и врачи. Мы все семьею дружною В одной стране живем, И каждый честно трудится На месте на своем.
(Л.Куклин)
– Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?
-А мы с вами продолжим говорить о профессиях.
( Демонстрация презентации)
 Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
Поет рожок, поет рожок!Мы гоним стадо на лужок.Пасем коров мы целый день,Лишь станет жарко – гоним в тень.
Д. Пастухи.
У. Упрятав челку под фуражку,Веду я с папой в поле вспашку.Я горд работой на земле,От пота вымокла рубашка...Зато ладони – на руле.
Д. Тракторист.
У. Никто не свете так не можетОдним движением рукиОстановить поток прохожихИ пропустить грузовики.
Д. Милиционер-регулировщик.
У. Нелегко снимать зверей.Заяц просит: «Поскорей!»Мышь пищит: «Боюсь немножко,Что увидит снимок кошка».«Уколю, – грозится еж, –Если снимка не пришлешь!»
Д. Фотограф.
У. Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на ремне,С цифрой пять на медной бляшке,В синей форменной фуражке?
Д. Почтальон.
У. Добрая хозяюшкаЦыплят позвала, зерен дала.Хозяюшка: «Цып-цып-цып!»А цыплята: «Сыпь-сыпь-сыпь!»
Д. Птичница.
У. Он умеет гарцевать,Зверей и птиц дрессировать,И на трапеции вертеться,И на канате танцевать.
Д. Циркач.
У. Кладет кирпич за кирпичом –Растет этаж за этажом,И с каждым часом, с каждым днемВсе выше, выше новый дом.
Д. Каменщик, строитель.
Сам худ, а голова с пуд. (молоток)
У конька , у горбунка деревянные бока ,
У него из –под копыт стружка белая летит ( рубанок)
Гостя примут от души:
Так обнимут -не дыши! (Тиски )Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?"
Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"): 1. Знаешь ли ты основное содержание профессии? 2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации? 3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии? 4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией? 5. Считаешь ли ты уровнеь своих знаний достаточным для овладения избранной профессией? 6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?
В труде – красота человека.
Землю солнце украшает, а человека труд.
Кто любит труд, того люди чтут.
Каковы дела, такова и слава.
Без поливки и капуста сохнет.
Без работы день годом кажется     
Как  ты  к работе, так и работа к тебе 
Не наклоняясь, и грибка не подымешь
По труду и доход.
Невеста славится трудоднями, а не подушками.
Учение – путь к умению.      и  т.д.
Упражнение "Отгадай профессию"
Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.
Подведение итогов. Оценки. Задание на дом
Работа по группам

Дети. Где шито на живую нитку, там жди прорехи.– Не начав – подумай, начав – делай.– Терпенье и труд все перетрут.– Не все можно сделать силой, нужна и сноровка.– Хорош садовник – хорош и крыжовник.– Наскоро делать – переделывать.– Люби дело – мастером будешь.– Кто работы не боится, у того она и спорится.– Научился сам
.
.
КЕМ БЫТЬ?       У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?Нужные работники -столяры и плотники!Сработать мебель мудрено:сначала       мы         берем бревнои пилим доскидлинные и плоские.Эти доски         вот такзажимает        стол-верстак.От работы         пилараскалилась добела.Из-под пилки            сыплются опилки.Рубанок       в руки -работа другая:сучки, закорюкирубанком стругаем.Хороши стружки -желтые игрушки.А если      нужен шар намкруглый очень,на станке токарномкруглое точим.Готовим понемножкуто ящик,        то ножку.Сделали вот столькостульев и столиков!Столяру хорошо,а инженеру -            лучше,я бы строить дом пошел,пусть меня научат.Я сначала        начерчудом   такой,         какой хочу.Самое главное,чтоб было нарисованоздание      славное,живое словно.Это будет         перед,называется фасад.Это   каждый разберет -это ванна,          это сад.План готов,           и вокругсто работ         на тыщу рук.Упираются лесав самые небеса.Где трудна работка,там   визжит лебедка;подымает балки,будто палки.Перетащит кирпичи,закаленные в печи.По крыше выложили жесть.И дом готов,            и крыша есть.Хороший дом,            большущий домна все четыре стороны,и заживут ребята в немудобно и просторно.Инженеру хорошо,а доктору -           лучше,я б детей лечить пошел,пусть меня научат.Я приеду к Пете,я приеду к Поле.- Здравствуйте, дети!Кто у вас болен?Как живете,как животик? -Погляжу       из очковкончики язычков.- Поставьте этот градусникпод мышку, детишки.-И ставят дети радостноградусник под мышки.- Вам бы        очень хорошопроглотить порошоки микстуру          ложечкойпить понемножечку.Вам   в постельку лечь                   поспать бы,вам -     компрессик на живот,и тогда       у вас            до свадьбывсе, конечно, заживет.Докторам хорошо,а рабочим -           лучше,я б в рабочие пошел,пусть меня научат.Вставай!        Иди!            Гудок зовет,и мы приходим на завод.Народа - уйма целая,тысяча двести.Чего один не сделает -сделаем вместе,Можем       железоножницами резать,краном висящимтяжести тащим;молот паровойгнет и рельсы травой.Олово плавим,машинами правим.Работа всякогонужна одинаково.Я гайки делаю,             а тыдля гайки         делаешь винты.И идет      работа всехпрямо в сборочный цех.Болты,      лезьтев дыры ровные,части     вместесбей    огромные.Там -     дым,здесь -       гром.Гро-    мимвесь    дом.И вот     вылазит паровоз,чтоб вас        и нас             и нес                  и вез.На заводе хорошо,а в трамвае -            лучше,я б кондуктором пошел,пусть меня научат.Кондукторам           езда везде.С большою сумкой кожанойему всегда,          ему весь деньв трамваях ездить можно.- Большие и дети,берите билетик,билеты разные,бери любые -зеленые,        красныеи голубые.-Ездим рельсами.Окончилась рельса,и слезли у леса мы,садись      и грейся.Кондуктору хорошо,а шоферу -          лучше,я б в шоферы пошел,пусть меня научат.Фырчит машина скорая,летит, скользя,хороший шофер я -сдержать нельзя.Только скажите,вам куда надо -без рельсы          жителейдоставлю на дом.Е-  дем,ду-   дим:"С пу-      тиуй-   ди!"Быть шофером хорошо,а летчиком -            лучше,я бы в летчики пошел,пусть меня научат.Наливаю в бак бензин,завожу пропеллер."В небеса, мотор, вези,чтобы птицы пели".Бояться не надони дождя,         ни града.Облетаю тучку,тучку-летучку.Белой чайкой паря,полетел за моря.Без разговоруоблетаю гору."Вези, мотор,             чтоб нас довездо звезд        и до луны,хотя луна         и масса звездсовсем отдалены".Летчику хорошо,а матросу -           лучше,я б в матросы пошел,пусть меня научат.У меня на шапке лента,на матроске           якоря.Я проплавал это лето,океаны покоря.Напрасно, волны, скачете -морской дорожкойна реях и по мачтекарабкаюсь кошкой.Сдавайся, ветер вьюжный,сдавайся, буря скверная,открою      полюс           Южный,а Северный -            наверное.Книгу переворошив,намотай себе на ус -все работы хороши,выбирай       на вкус! В труде – красота человека.
Землю солнце украшает, а человека труд. Кто любит труд, того люди чтут. Каковы дела, такова и слава. Без поливки и капуста сохнет.Без работы день годом кажется .     Как  ты  к работе, так и работа к тебе . Не наклоняясь, и грибка не подымешь .По труду и доход.