Конспект занятия для детей старшей группы Космическое путешествие


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 25 «Сказка»
Образовательная деятельность
в старшей группе
по теме: «Космическое путешествие»

Воспитатель: Гареева
Гульнара Хасаншевна
I кв. категория.
г. Набережные Челны, 2015 год
Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные: Побуждать детей участвовать в коллективной беседе; закрепить дни недели , части суток, время года; развивать умение определять местоположение звука в слове, определять гласные и согласные в слове; уточнение представление детей о космосе, звездах, планетах; закрепление названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, ромб; упражнять в счете в пределах десяти и обратно, а также в счете на татарском языке.
Развивающие : Развивать интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей; развивать навык словообразования; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты и взаимопомощи; воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: Проведение беседы на тему «Космос»; просмотр видеофильма про космос; рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе; изготовление поделок о космосе, аппликации ракеты; игровые ситуации «Космодром», «Командир», разгадывание загадок.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Презентация к занятию; музыкальная запись; магнитные геометрические фигуры, магнитная доска; мини лаборатория; магнитные цифры; схема домик для разбора слова на гласные и согласные; ватман черного цвета 60/60см.
Раздаточный материал: карточки для разбора слова ЛУНА, фишки красного и синего цвета; пластилин (белого, голубого, желтого цветов); бумажные салфетки.
Инвентарь для опыта: воронки; активированный уголь; пустые стаканы, стаканы с грязной водой ватные диски, подносы, салфетки.
Словарная работа: Вселенная, пространство, спутник, планета, звезда, ракета, комета, блестящая, яркая, космонавты, , фильтр для очитки воды, телескоп.
Виды детской деятельности в НОД:
Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)
Игровая (игра «Командир» УМК)
Познавательно-исследовательская (проведение опыта по очистке воды)
Продуктивная (лепка звезды)
Музыкально-художественная (слушание музыкальной композиции «Звездное небо»)
Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: 1.вводная
2.основная
3.заключительная
Общая продолжительность составляет 25 минут.
Ход НОД:
1.Вводная часть.
Дети входят в группу, встают полукругом возле стульчиков.- Ребята у нас сегодня необычное занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте гости) Ребята, а еще мы с вами умеем здороваться на татарском языке (Исәммесез, Хәерле көн). Дети рассаживаются на стульчики.
-Ребята, посмотрите пожалуйста на экран и послушайте музыкальную композицию.(Слайд№1. «Звездное небо»)

- Вы уже догадались, в какое далекое путешествие приглашает вас эта музыка?
(в космическое путешествие). А давайте мы с вами отправимся в космическое путешествие. - Вы согласны? (Да).
2.Основнаячасть. Беседа с детьми.
Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе. – Что же такое космос? ( Космос это пространство). - Что находится в космическом пространстве? ( В космическом пространстве находятся звезды и планеты ). Правильно ребята мы с вами живем в комическом пространстве Вселенной. Вселенная – это весь мир, звезды, кометы, земля, планеты, солнце.
Что представляет из себя Солнце? (Солнце – это раскаленная, шарообразная звезда). Правильно ребята оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко. (слайд№2) А что вы знаете о планете – Земля? (На Земле живут люди, так как там есть воздух и вода). Земля – наш с вами дом, который надо любить и беречь. Слайд №3)
- Какие первые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю? ( в космос полетели собаки Белка и Стрелка). Как зовут первого космонавта который увидел Землю из космоса? ( Ю. А. Гагарин.)(Слайд №4)

- Ребята, а на чем мы можем полететь? Дети высказывают свои предложения. (самолет, вертолет, космический корабль, ракета)
- Правильно на ракете! Ребята, ракета это какой вид транспорта? (воздушный) А сейчас мы с вами будем инженеры конструкторы и построим ракету из геометрических фигур по схеме. (Слайд№5 «Схема ракеты»)






На столе разложены магнитные геометрические фигуры. Воспитатель приглашает по одному ребенку к магнитной доске. Дети по схеме составляют из геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, круг) ракету.
- Ребята, как вы думаете ракету нужно строит с какой части? (ответы детей) Постройка ракеты завершена. Ну что ж, вот мы и готовы к полету. Ребята, а кто
управляет ракетой? (космонавты). Правильно сейчас мы с вами будем космонавтами. Готовы лететь к звездам? Начинаем счет до 10! Дети считают до 10. Ракета стоит на месте.
- Может, мы неправильно считали? Как же нам считать? ( Надо считать, наоборот, от большего к меньшему числу…
-: Начинаем обратный отсчет от 10 в обратном убывающем порядке (10….5,4, 3,2,1,0, пуск!)

- Ребята, а вы знаете что на корабле у космонавтов очень хорошая дисциплина. Они очень внимательные и исполнительные .Космонавты выполняют задания которые дает им командир. Ведь если они будут делать все, что им захочется нажимать на разные кнопочки, то корабль может столкнуться с кометами и разбиться. Мы с вами знаем игру на татарском языке «Командир» . Давайте мы в нее поиграем покажем какие мы с вами настоящие космонавты.
Игра «Командир».
Выбирается ребенок «командир». Дети выполняют команды командира.
Командир: - Бас (встают со стула); -Сикер (прыгают на месте); - Аша(имитируют как едят); -Битне ю(моют лицо); и д.т.
Молодцы ребята! Вы настоящие космонавты.
- Ребята, а вы знаете, что космонавты находятся долгое время в космическом путешествии. И пока мы с вами тут летаем уже целая неделя прошла!
Мозговой штурм:
1) –Какой сегодня день недели?
2)Какой день недели был вчера?
3) - Назовите дни недели по порядку? (понедельник- воскресенье)
4) -Сколько дней в одной недели?(7)
5) - А какая часть суток сейчас? (утро)
6)- Какие части суток вы знаете еще?(утро, день, вечер, ночь)
7)Какое сейчас время года?
8)Назовите самое жаркое время года?
Молодцы!
Мы остановились на «Голубой» планете здесь живут голубые веселые человечки. А вот жители этой планеты. Ой что с ними случилось, они какие- то грязные! Ребята они написали послание о помощи. К ним на планету пробрались космические пираты. Они насыпали в их водоемы земли, мусор, веток и теперь их вода стала грязной, что же нам делать спрашивают они? ( очистить воду). Давайте поможем жителям голубой планеты! Ведь космонавты исследуют космос. Значит они - (исследователи). Каждый день на орбите ведется экспериментальная работа в космической лаборатории. Сейчас мы с вами пойдем в нашу космическую лабораторию и там проведем исследование по очистке воды. (Дети идут за столы).
Я предлагаю очистить эту воду с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси. Вот у меня такой фильтр. Он состоит из воронки, ватного диска с активированным углем и стаканчика. Посмотрите, ребята, у меня на блюдце лежит такой уголь.
Что у меня в руке? (ватный диск)  Давайте проделаем небольшой опыт. В банку поместим воронку. В воронку положим ватный диск. Таблетку активированного угля, и еще один диск сверху. Осторожно, понемногу, будем наливать грязную воду в воронку с ватой? А какой становится вата? Какая вода капает в банку? А почему? Правильно ребята, вата впитывает в себя грязь. А вода становится чистой.
Вопрос: можно ли теперь пить эту воду? (Нет, в ней могут быть невидимые микробы) Воду нужно прокипятить. Вот мы и помогли очистить грязную воду, отправляемся дальше. (Дети рассаживаются на свои места)
Смотрите впереди еще одна планета «Астрономов» , там живут желтые человечки. Они очень любопытные и наблюдательные . Чтобы наблюдать за звездами, солнцем и планетами они установили на своей космической станции сначала три телескопа, а потом еще три. Сколько всего телескопов установили на космической станции?(6 телескопов). Ребята, а давайте выложим с помощью цифр. 3+3=6


- А вот посмотрите наша земля, да только в космосе она не одна. Есть у земли подружка одна.
А что за подружка, узнаете отгадав загадку.
Освещает ночью путь,Звездам не дает заснуть.Пусть все спят, ей не до сна,В небе светит нам …(Луна)
Молодцы!
Вокруг Земли вращается Луна, ее называют спутником Земли .

Ребята давайте разберем слово Луна. Какой первый звук вы слышите в слове ЛУНА? (лъ). Какой последний? Ребята давайте определим какие в этом слове гласные и согласные. (схема слова Луна, выкладываем фишки)
- Ребята давайте сейчас пройдем к столам и разберем слово Луна на гласные и согласные. (Робота с карточками. Дети проводят звуковой анализ слова «луна» с выкладыванием фишек.

Л У Н А
А давайте мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из понятий , а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Холодный –теплый
Большой–маленький
Твёрдый – мягкий
Чистый- грязный
Светлый- (темный
Легкий – (тяжелый
Длинный – короткий
Высокий – низкий
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Слева – справа;
Один – много;
Молодцы! Летим дальше!
- Дети, подойдите к столу и посмотрите , что там такое? (на столе ватман черного или темно синего цвета, рядом в тарелочках разложены кусочки пластилина желтого или белого цвета ) Ребята, как вы думаете, что это и чего тут не хватает? (ответы детей) Правильно ребята это ночное небо. И не хватает здесь звезд. А давайте каждый из вас зажжет на небе свою звезду. (да).
А сейчас выберете кусочек пластилина какого цвета будет ваша звезда.(желтый, синий, белый). Пластилин размяли(согрели), скатали шарик, прикрепили на ватман лепешкой и пальчиком растягиваем делая лучики звезды в разные стороны. Молодцы ребята, теперь у нас с вами есть свое звездное небо. Звездочки получились разные и красивые.
-Ребята, а сейчас нам нужно возвращаться обратно в детский сад. А чтобы нам вернуться нам надо сосчитать на татарском языке от 1 до10. (бер, ике.өч, дүрт, биш, алы,сигез, тугыз, ун)
3.Итог.Заключительная часть.
Дети рассаживаются на стульчики. - В нашем космическом путешествии, что нового вы узнали? Какие задания вам больше всего понравились? А какие задания для вас были непонятны или сложные?
- Дети давайте встанем в круг. Вы очень, понравились веселым человечкам и они вам прислали в подарок космический камень. (воспитатель достает из шкатулки камень) Какой он? (прикладывает к щеке каждого ребенка) .(Холодный).Как вы думаете его можно согреть? (Наверное…) Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень. Камень, возьми тепло моих рук , жар моего сердца и подари их моему другу. (Воспитатель передает камень рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает камень в руках и передает его дальше по кругу. Через некоторое время камень вновь оказывается в руках у воспитателя). Почувствуйте , какой теперь стал камень! (прикладывает к щеке каждого ребенка).Вот видите, мы передали камню часть нашего тепла, и холодный камень стал теплее, как будто ожил. И если мы, люди, будем дарить друг другу тепло и каждый почувствует себя на нашей планете уютнее и станет добрее. Желаю вам хорошего дня и хорошего настроения.