Урок математики. Тема Умножение трёхзначного числа на однозначное. Технологическая карта.

МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока
Приёмы письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

Пукки Ольга Леонидовна




3 класс
Тема урока «Приёмы письменного умножения трёхзначного числа на однозначное»
Цель урока: Создать условия для ознакомления детей с новым способом умножения чисел столбиком.
Задачи:
Образовательные:
1.Совершенствовать вычислительные навыки:
Устно выполнять умножение и деление на однозначное число.
Складывать и вычитать числа.
Умение раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые. Определять наличие и отсутствие разрядов в трёхзначном числе.
Сравнивать числа.
Решать выражения на порядок действий (решение задачи)
Закреплять умение составлять и решать задачи по предложенной схеме.
Закрепление умения вычислять площадь и периметр прямоугольника.
Развивать логическое мышление.
Составить алгоритм умножения на основе имеющихся знаний.

Воспитательные:
1.Формировать умения общаться, сотрудничать.
2.Воспитывать аккуратность, любовь к математике.

Предметные умения: знать алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное; уметь решать задачи в несколько действий.

Планируемые метапредметные результаты:
Универсальные личностные учебные действия: уметь сотрудничать с учителем и товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников.
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; отвечать на конкретные вопросы; проводить пошаговый контроль под руководством учителя или самостоятельно.
Универсальные познавательные учебные действия: фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково – символической форме; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; формирование познавательного интереса через проблемные ситуации.
Универсальные коммуникативные учебные действия: понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование:
Учебник (Моро М. И., Бантова М.А. Математика: 3 класс 2 часть М,: «Просвещение», 2012;
Компьютер, интерактивная приставка, мультимедиа-проектор;
Презентация «Умножение трёхзначного числа на однозначное»;
Документ – камера;
Алгоритм на CD носителях;
3 варианта карточек;
Программа ВОS – здоровое дыхание,
CD – диск к учебнику (УМК);
CD – диск «Интерактивные задания к урокам» ЭОРН; «Учитель» (УМК начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Электронное пособие структурировано по основным темам курса математики для 3 класса. Всего предлагается 40 тем. Каждая тема включает в себя следующие элементы:
Интерактивные плакаты, созданные в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 и предназначенные для иллюстрации изучаемых тем.
Файлы для организации устного счета, разработанные при помощи Flash-технологий. Файлы содержат задания для ученика. Предусмотрена возможность демонстрации правильного ответа.
Интерактивные задания для индивидуальной или парной работы учащихся, разработанные при помощи Flash-технологий.
Интерактивные тесты для оценки уровня усвоения материала учащимися. В тестах предлагаются задания разных типов:
– одиночный выбор правильного ответа;
– множественный выбор правильного ответа;
– ввод с клавиатуры правильного ответа;
– нахождение соответствия;
– упорядочение данных;
– выбор определенной области рисунка.
Карточки-задания, созданные в Microsoft Word и предназначенные для распечатки на принтере. Они позволят педагогу оперативно готовить раздаточный материал для проведения самостоятельных работ на уроках математики.)
Издательство "Учитель" Планирование уроков математики в начальной школе



Этапы урока
Цель этапа
Используемые средства
(слайды презентации, опорные схемы)
Деятельность учителя
Задания для обучающихся
Деятельность обучающихся.
УУД, формирующиеся на данном этапе

Здоровое дыхание
Цель:
Организация здорового дыхания. 3 мин. перед уроком
Регуляция дыхания программа ВОS – здоровое дыхание
Слайд 1
Организует дыхательную гимнастику

Выполняют действия по эталону
(личностные – понятие здорового образа жизни, регулятивные – действуют по правилам )

Организационный момент
Цель: настроить обучающихся на работу
Слайд 2

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать. 1 мин.
- Проверьте своё рабочее место, внешний вид, готовность к уроку.
Настраиваются на работу

(регулятивные – обеспечивают организацию своей учебной деятельности)

Актуализация знаний.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Слайд 3




- Один из великих ученых Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уж затем учить нужно, что она ум в порядок приводит»
2 мин
- Как вы понимаете это выражение? Зачем это нужно в жизни?.

Отвечают на вопрос.
Уля:
- Я понимаю это так, что когда человек может быстро и правильно найти ответ на вопрос.
Даня:
- А мне кажется, если у человека «ум в порядке», ему легко всё будет удаваться, он научится работать сосредоточенно и не отвлекаться.
Серёжа:
- Это трудно «ум в порядок» привести, но я думаю, и учиться будет легко.
(познавательные – отвечают на вопрос на основе имеющихся знаний, аргументируют ответ , коммуникативные – слушают товарища, личностные – понимают значимость обучения)




Слайд 4


ЭОРН (нового поколения)
13 EMBED Package 1415
- Какие вы молодцы, мыслите правильно.
- Вот и мы сейчас на уроке будем приводить свой ум в порядок и начнем с разминки.
Устный счёт с применением CD – диска «Интерактивные задания к урокам» ЭОРН; «Учитель»
Создаёт условия для работы детей с сигнальными карточками для обратной связи, для проверки и самопроверки. Формирует навыки самоконтроля и самооценки.
4 мин.

Организует устный счёт







- Назовите самое большое число.
- Разложите его на разрядные слагаемые.
- Какой разряд отсутствует?
- Сколько всего в этом числе единиц? Десятков?
- А теперь самое маленькое.
Решают примеры. Записывают ответы на «карточках обратной связи»
Если ответ неверный, ученик объясняет решение. На доске появляются правильные ответы
750

(700 + 50)

Разряд единиц

750,
75

380

(познавательные – извлекать информацию, представленную в разных формах, коммуникативные – критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого., личностные – понимают значимость обучения)




Слайд 5
На доске схема задачи


Работа в парах
Организует работу в парах
5 мин.







- Составьте задачу по схеме. Решите её. Вариант решения запишите на карточку.
- Не забудьте правила работы в паре.
Какие задачи у вас получились?
Создаёт условия для проговаривания задачи парой у доски с использованием схемы.













- Ребята, а у кого были ошибки при составлении задачи?

- Как вы решали эти задачи?





- Почему при вычислении использовали запись столбиком?

- Можно ли записать решение задачи выражением?

Составляют, обсуждают и решают задачу.
Аня, Вика.
В магазине было 705 мячей. 123 – баскетбольных, 267 – футбольных, а остальные – теннисные. Сколько теннисных мячей было в магазине? (Ответ 315 мячей)
Уля, Фая
В лагере 705 человек. Вожатых - 123, мальчиков – 267, а остальные девочки. Сколько в лагере девочек? (315)
Слава.
- Я считаю, что задачи составлены правильно, использованы все данные.

Андрей М.
- Я не так поставил вопрос. (Сколько всего)

Лера.
- Мы с Нигиной решали по действиям и записывали их столбиком.
Андрей Р.
Мы использовали трёхзначные числа. Удобнее считать в столбик.
Фая
- Можно, но считать в уме будет трудно. Нужно пользоваться черновиком

познавательные - активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия, коммуникативные - участвовать в работе в паре, личностные - проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению




Слайд 6

Организует работу над задачей
2 мин
- Давайте выберем задачу, которую решим с объяснением.
- Посмотрите на доску.
Какое решение, по вашему мнению, подходит для решения задачи.

- Докажите.





- Кто объяснит последнее?

Лейла.
- Давайте про мячи.

Серёжа:
- Я думаю первое и последнее. Неважно, в каком порядке можно отнимать, всё равно действие вычитание. Первое выражение.
Первым действием узнаем сколько было футбольных и теннисных мячей, а вторым отнимем количество баскетбольных и останутся только теннисные.
Настя.
В последнем выражении изменился порядок вычитания мячей. Сначала вычли баскетбольные мячи, а затем футбольные.


·Ира К.
- Я думаю первое и второе. Во втором выражении сначала нашли, сколько было футбольных и баскетбольных мячей вместе, поэтому взяли это действие в скобки, а затем вычли от общего количества мячей.

Уля
- Я считаю, что верно записаны все выражения.
Даня
- Я согласен с Улей.
(познавательные – произвольно и осознанно владеют общим приёмом решения задач, строят цепочки рассуждений, выдвигают гипотезы, коммуникативные – умеют выслушивать друг друга обосновывают свою точку зрения)


Самоопределение к деятельности. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся.

Цель: постановка учебной задачи.

Слайд 7

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Организует работу с ЭОР, создаёт проблемную ситуацию
Работа с ЭОР



Проблемная ситуация:




5 мин.

- Найдите периметр прямоугольника

- Найдите площадь прямоугольника. Назовите формулу.

1) 9см и 6см 2)17 см и 4 см 3) 231см и 3 см
Проверяем:
-Кто сам выполнил последнее задание?
- Почему было трудно, кто-то вообще не смог решить?

- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?




- Какую цель поставим для достижения?


- Ребята, на данном этапе урока оцените свои знания.
- Какие затруднения испытывали?



Ира Г.
Чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину.
Ваня
9 х 6 = 54 (см2)
Настя
17 х 4 = 68 (см2)
Фая
231 х 3 буду вычислять по частям 200 х 3 будет 600; 31 х 3 будет 93; 600 да 93 будет 693 (см2)
Ира К
Считали по частям.

Вика
Я думаю будем учиться умножать трёхзначные числа.


Лейла
- Узнать новый способ умножения больших чисел. Составить алгоритм действия.
Андрей М
Мне трудно умножать числа. Нужно больше тренироваться.
Слава
Мне нужно подучить таблицу.

(регулятивные – осуществляют контроль и оценку своих знаний, определять круг своего незнания , прогнозируют результат, , познавательные – владеют общим приёмом решения задач, коммуникативные – умеют выслушивать друг друга обосновывают свою точку зрения )




Физкультминутка под музыку.


Слайд 8


Создаёт условия для отдыха детей на уроке
- Перед открытием новых знаний – отдохнём и потанцуем. Использование здоровьесберегающей технологии

3 мин.


Выполняют движения под музыку
Личностные – осознают важность сохранения и укрепления здоровья

Открытие новых знаний.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Использую документ – камеру, проецирую на доску тетрадный лист







Организует работу по открытию нового знания
- Ещё раз повторите, какие знания мы будем открывать.




- Как вы предполагаете, есть ли какие- нибудь особенности при выполнении действия умножения многозначных чисел.

- А давайте Дане доверим быть первооткрывателем.
Иди к доске, бери стилос, записывай пример 234 х 2
- Да, Даня, с разряда единиц.





- Попробуйте сформулировать алгоритм вычислений.



- О чём забывать нельзя?
- Молодец Анюта.

Андрей Р
Будем учиться умножать трёхзначные числа на однозначные.


Андрей М.
- Может будем умножать столбиком?
Уля
- Наверное будем пользоваться алгоритмом?

Даня
- А я бы сам хотел попробовать догадаться.
- Умножать мы начинаем с единиц?
- Тогда это просто. 2 х 4 будет 8, под единицами пишу 8. 2 х 3 будет 6, под десятками пишу 6. 2 х 2 будет 4, под сотнями пишу 4. Ответ 468. Так просто!!!.

По цепочке.
Сначала умножаем на единицы.
Затем на десятки.
Потом на сотни
Читаем ответ.
Аня
- О записи примера. Каждую цифру пишем в целую клетку, в правой стороне, второй множитель под единицами. Ответ записываем строго по разрядам друг под другом.

(коммуникативные – коллективно ищут решение проблемной ситуации, личностные - осознают свои возможности в учении, познавательные – находят способ решения примеров, составляют алгоритм действий, регулятивные – осуществляют контроль и оценку своих знаний, действуют по алгоритму (эталону))






- Откройте тетради. Запишите число , Классная работа
Работают в тетрадях


Первичное закрепление полученных знаний
Цель: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


8 мин

- Откройте учебник на стр.88. Задание № 1
(Выполнение с объяснением у доски)
123 х 3
433 х 2
122 х 4
212 х 4
221 х 4

- Кто выполнит задание вперёд – есть задание под чертой.

- Кто выполнил задание быстрее, чем товарищ у доски

Слава
Ваня
Кирилл
Настя
Наташа
Регулятивные (действие по алгоритму, сравнение с эталоном)
(13 человек из 19)



10 человек


Ситуация на уроке


Нестандартная, незапланированная ситуация, но успешно выполненная
2 мин
- Ну решите 246 х 4
Молодец. Но это тема урока на завтра. А пока задача 3.

Даня
- Пожалуйста, задайте пример по - труднее. Можно я у доски?
6 х 4 = 24, 4 пишу под единицами, 2 запоминаю. 4 х 4 = 16, да ещё 2 будет 18, 8 пишу 1 запоминаю. 2 х 4 = 8, да ещё 1 будет 9. Получится 984.




познавательные – поиск решения новой задачи, личностные – рост самооценки

Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: создать условия для решения задачи

Организует работу по решению задачи
4 мин.

- Прочитайте задачу. (Купили 5 рулонов плёнки, по 20 м в каждом. Хватит ли плёнки на 4 теплицы, если на каждую идёт 16 м плёнки? 25 м плёнки?)
- Кто знает как решать задачу?
- Решайте самостоятельно.
- Как вы думаете, как выполнить краткую запись?

Плёнки на 1 теплицу
Всего теплиц
Всего плёнки

16 м
4
?
5 р. по 20 м

25 м
4
?



- Что известно из первой строки?

- Что можно узнать?
- Как?
- А дальше?
- Как?
Ваня решает задачу у доски



- Кто знает, как решать дальше?
- Решите, запишите ответ.













- Занести данные в таблицу




Ваня
- На 1 теплицу надо 16 м плёнки.
- Сколько на 4 теплицы.
- 16 х 4
- Узнать сколько всего плёнки.
-20 х 5
- Узнать, что больше, всего плёнки или на 4 теплицы.


9 человек
регулятивные – постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результата, познавательные – находить ответ на вопрос задачи, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, коммуникативные – умение работать в сотрудничестве с учителем и коллективом





- На странице 88 рассмотрите задание 4. Какие вопросы будут у вас по его выполнению?


- Кто понял как выполнить задание?
- Это домашнее задание и ещё №2, 3 и 4 столбики.

Фая
- Так это просто, нужно поставить +, -, х, :. Надо только правильно расставить порядок действий и подумать.

Все.
Записывают задание а дневники

познавательные – уметь анализировать задание, предвосхищать результат

Офтальмоминутка

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Организует зарядку для глаз
2 мин

Выполняют зарядку для глаз
Личностные – осознают важность сохранения и укрепления здоровья

Повторение, закрепление (применение новых знаний на практике)
Цель: создать условия для применения новых знаний

Организует самостоятельную работу с самопроверкой по учебнику
4 мин.
Стр. 88, № 2 1 и 2 столбики.
Как будете решать примеры?

Вика и Аня работают у доски за шторкой.
- Кому нужна «Скорая помощь?

Вика:
- Будем записывать столбиком
Проверяют решение, сравнивая с написанным на доске
регулятивные – осуществляют контроль и оценку своих знаний

Рефлексия, контроль, оценка деятельности
Цель: рефлексия деятельности (итог урока).


Организует этап рефлексии.


Комментирует работу обучающихся, включая в обсуждение весь класс.


Выставляет отметки
2-3 мин

-Над какой темой работали?
-Какую учебную задачу ставили?
-Удалось её решить? Каким образом?
- Как вы думаете достиг л и наш урок цели, которую вы поставили?
-Оцените свою работу на уроке по выбранному вами алгоритму (4 варианта)

Выставление отметок. Комментирование их.
Даня, Уля, Вика, Серёжа, Фая - 5
Ваня, Аня, Лера, Андрей Р - 4
Андрей М, Кирилл, Слава - 3

регулятивные – выделяют и осознают, что уже усвоено и что нужно усвоить


 Карточки обратной связи – это картонная ламинированная карточка в формате ј листа А4,. На ней фломастером для белой доски пишется ответ, затем бумажной салфеткой стирается. Карточки многоразового использования. Быстро, удобно.
 «Скорая помощь» у нас работает с 1 класса. Это группа ребят, которые быстрее справляются с заданиями. Они всегда готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Группа меняется. Иногда в её состав входят даже слабые ученики, которые помогают друг другу.
 Алгоритм самооценки. Рефлексия.









13PAGE \* MERGEFORMAT141115




Рисунок 1Рисунок 4Root EntrySegoe UI