Статья «Роль наставника в адаптации молодого педагога в школе»


Статья «Роль наставника в адаптации молодого педагога в школе».
(из опыта работы в рамках наставничества)
Н. Б. Жарикова,
учитель английского языка, высшая квалификационная категория
МАОУ СОШ №23 г. Томска
В современной теории образования наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Особого внимания заслуживает позиция ряда исследователей, которые рассматривают понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Основной  категорией процесса наставничества является  профессиональная адаптация человека в трудовой деятельности, под которой понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации, режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения специалиста к своей профессиональной деятельности. Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетентности.[1] 
Особое место  наставничество занимает  в профессиональном становлении молодого специалиста, когда происходит процесс  его вхождения в трудовую  деятельность, закрепление на первом рабочем месте. Данный период является одним из  наиболее ответственных в жизни человека, вступающего в самостоятельную жизнь, требует особого внимания со стороны педагогических коллективов образовательных учреждений [2].
Все педагоги школ, работавшие когда–то и работающие в данный момент, прекрасно знают как трудно молодому, вновь пришедшему учителю в школе.
Для его профессиональной адаптации к образовательной среде администрация школы назначает молодому педагогу наставника на учебный год. Наставником, как правило, является опытный учитель – методист, обладающий высокими профессиональными, моральными и нравственными качествами, хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом, коммуникативными способностями, пользующийся авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся и их родителей, постоянно повышающий свой профессиональный уровень. Наставник должен обладать   определенными качествами, необходимыми для человека, занимающегося обучением специалиста, которому предстоит работать во времена  быстрых перемен, инновационных технологий и непредсказуемости рынка педагогического труда среди которых:
- ответственность за результаты адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности;
- умение мотивировать молодого специалиста к приобретению нового профессионального опыта и знаний;
- побуждать активность молодого специалиста так, чтобы ему самому захотелось овладевать предлагаемой информацией;
соблюдать производственную и  корпоративную этику.
Главная задача наставника — помочь молодому учителю адаптироваться в условиях педагогической среды, реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, создать ему условия, направленные на активизацию  всей его педагогической деятельности, на разработку  учебно-методического обеспечения учебного процесса. Следует помнить, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, социальной справедливости и согласования интересов всех участников, ответственности партнеров друг перед другом.
Для меня самой наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетентности.  В моей практике наставничества были студенты, проходившие педагогическую стажировку в школе, молодые учителя и учителя, вновь пришедшие после перерыва в педагогической деятельности. Считаю, что в общении с молодым педагогом должны присутствовать доброжелательность и тактичность. Моя задача – создать психологически комфортные условия для становления молодого специалиста.
Для адаптации молодого учителя в школе я, как наставник, знакомлю его с традициями и обычаями школы, а также особенностями работы в ШМО (школьном методическом объединении учителей иностранного языка). Моя задача – познакомить молодого учителя с организацией образовательного процесса и документацией: планами и программами ШМО, классным журналом и работой с ним (как и когда выставлять отметки ученикам, как записывать тему урока), оказать всестороннюю помощь молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем.
Вместе с молодым учителем мы пишем календарно-тематические планы уроков на учебный год, планируем внеурочную деятельность по предмету; составляем индивидуальный план адаптации, куда входят мероприятия по введению в ОУ, мероприятия по введению в должность, работы и задания в рамках профессиональной деятельности, участие в мероприятиях, организованных ШМО и ОУ.
Через пять месяцев работы в школе после первого этапа адаптации мы составляем проект индивидуального плана профессионального развития до конца первого года работы молодого специалиста, куда входит самообучение, участие в конкурсе молодёжных разработок, а также участие в мероприятиях, организованных ШМО и ОУ.
Одной из важнейших задач является подготовка современного урока в условиях ФГОС, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения. Для реализации этой цели в первую очередь приглашаю молодого учителя на свои уроки, которые впоследствии мы разбираем, обсуждаем. Затем я провожу мастер-класс по структуре урока и его этапам. Следующим шагом является совместная разработка урока молодого учителя с последующим обсуждением. Важным этапом для реализации педагогической деятельности молодого учителя является организация работы по его самообразованию: вместе с молодым учителем мы выбираем методическую тему, над которой он впоследствии работает, осваивая педагогические технологии, методы и приёмы и применяя их в образовательном процессе. Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио учителя. С первых дней работы молодого учителя я помогаю ему разработать «портфолио», предварительно ознакомив его со структурой, куда молодой специалист вносит педагогические находки, свои достижения и достижения своих учеников, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. В работе с молодым учителем большое внимание уделяется самоанализу, т.е. анализу собственной деятельности как процессу осмысления профессионального педагогического опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения. Обязательно провожу консультации для оформления портфолио, а также для подготовки контрольных работ, проводимых в ходе мониторинга обучающихся.
Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии, определяет уровень самоорганизации, самореализации. Портфолио необходимо педагогу при аттестации на квалификационную категорию. [3]
Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя – наставника и школы. [4].
Используемая литература:
1. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореф.канд. пед. наук - М., 2007
2. Махмутов М.И.Педагогика наставничества. – М.: Сов.Россия, 1981
3. http://www.menobr.ru/materials/370/5174/4. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847.