«Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы как средство познавательной активности учащихся»
«Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы как средство познавательной активности учащихся» Подготовила доклад
учитель русского языка
и литературы
Бекмырза Б.Ж.
Астана 2015г.
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы как средство познавательной активности учащихся
Самостоянье человека–залог
величия его.
А.С.ПушкинВ наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.
Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.
Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.
Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал.
Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Эту проблему решаю путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Главное на уроке – работа учащихся.
Самостоятельная работа учащихся осуществляется мною на уроках путем работы с учебником (самостоятельное изучение текста нового материала), самостоятельного выполнения письменных упражнений, наблюдений, закрепления знаний и умений, полученных на уроках, написания сочинений, рассказов и т. д.
Приведу примеры нескольких самостоятельных заданий, которые требуют от учеников знания русского языка, проявления творчества, способствуют развитию воображения. Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.
Слог
Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.
Мама купила (…) дынюсоль
(…) – домашнее животное
– корова– коза– конь
Разделительный Ъ
Игра “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.
подъёмпьёт отъезд разъярённыйбельёобъяснил
При изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» использую следующие задания:
1. Полные и краткие прилагательные
В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое.
1. – ая;4. – ий;7. – ое;10. – ей.
2. – а; 5. – ые;8. – ее;
3. - □;6. – ы; 9. – о;
2. Склонение полных прилагательных
Вставьте буквы, выделите окончания, определите их падеж.
На син_м вечерн_м небе; по нижн_му тенист_му парку; рыж_й белкой; до ближн_й деревни; у хорош_ ученика; на дальн_ планету; талантлив_ дети.
3. Степени сравнения прилагательных
От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.
1 ряд – красивый, твердый;
2 ряд – горький, белый;
3 ряд – молодой, громкий.
4. Разряды прилагательных
Из данных прилагательных выписать:
1 ряд – качественные;
2 ряд – относительные;
3 ряд – притяжательные.
Военный (корабль), летний (день), волчья (нора), маленький (мячик), стеклянный (сосуд), речной (вокзал), охотничий (домик), щучья (пасть), давнишний (друг), ленивый (кот), тяжелый (груз), добрый (человек).5. Площадка «Мастерская слова»
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.( ) солнце безжалостно палило с ( ) неба. Бабочка – крапивница ( ) пятнышком мелькнула у ( ) окна и порхнула к потолку ( ) веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом ( ) углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз ( ) крылья.
6. Марафон «Я – режиссёр».
Предложите свои названия телевизионных передач, включающие прилагательные.
«Утренняя почта», «Футбольное обозрение».
При изучении темы «Полные и краткие прилагательные» использую такие виды самостоятельной работы, как редактирование текста и сочинение-миниатюра.
Редактирование текста.
Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж.
Беленький ландыш пахучий.
Старый дуб высокий и могуч.
Огромный медведь неуклюжий.
Этот вид работы позволяет не только проверить уровень грамотности, но и развивает орфографическую зоркость у учащихся.
Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Даю задание написать сочинение-миниатюру на тему «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать прилагательные в полной и краткой форме, определять синтаксическую роль прилагательных.
При изучении темы «Лексика и фразеология» даю такие виды самостоятельной работы.
Например, к данным словам подобрать однокоренные антонимы:
очарование – (разочарование),
раскрывать – (закрывать),
опытный – (неопытный),
распахнуть – (запахнуть),
подходить – (отходить).
На уроке «Сначала было слово…» даю ребятам следующее задание для самостоятельной работы: приведите примеры с этими словами, употребив их в переносном значении:
Железные гвозди – (железное здоровье)
Стальной стержень – (стальные нервы)
Золотое кольцо – (золотое сердце)
Глухой старик – (глухой переулок)
Сердечная мышца – (сердечный человек).
Такая работа учит ребят мыслить, умело употреблять в речи слова в переносном значении.
При закреплении понятия «паронимы» даю также задания для самостоятельной работы: с данными словами составьте словосочетания, объясните разницу в значении слов:
Описка – отписка
Сытый – сытный
Опечатка – отпечаток
Жесткий – жестокий
Устареть – постареть
Мелкий – мелочный
В конце урока провожу мини-сочинение «Наступила осень». В качестве итога провожу тестирование по теме «Лексика и фразеология».
После изучения каждой большой темы провожу контрольное тестирование и в конце некоторых тем, если есть время, тоже. Тестирование позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях.
При выполнении упражнений из учебника очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными».
Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правил к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером луг – луга и ученик использует этот же пример, это первый уровень.
Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь … , поезд … , обед … .
В образце показано, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественное число. Таким образом, дети выполняют знакомую операцию.
Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы небольшого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (город – один, а много?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.
Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность.
Задание: попробуйте сами составить упражнение на эту же тему, но с другими словами.
Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые необходимо решить. Например: в упражнениях типа “по образцу” или “без образца” ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить новые способы проверки орфограмм.
Упражнение: сад – сады, снег – снега (знакомые случаи), привез – ?. Это слово является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, которые проверяются формой множественного числа, но общий принцип они знают.
Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.
Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.
Особенно нравится ребятам работать в парах при взаимопроверке тетрадей с домашним заданием, а также при выполнении заданий поискового характера.
На уроках русского языка и литературы я использую также метод индивидуальных заданий. Даю ребятам разноуровневые карточки. В них разные задания по степени трудности:
задания исполнительного характера;
самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);
творческие работы.
Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем совершенно самостоятельно приобретать знания.
Задание I го уровня – соединить синонимы стрелкой:
Луна Граница
Жара Холод
Мороз Пекло
Рубеж Месяц
Пурга Работа
Враг Вьюга
Труд Клятва
Обещание Неприятель
Задание II го уровня:
С какими словами из скобок можно соединить синонимы?
Густой, дремучий (волос, лес)
Горячий, знойный (лето, вода)
Коричневый, карий (платье, глаза)
Старый, древний (обычай, дом)
Задание III го уровня:
Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами:
Разъяренная пурга замела дорожки.
Сторож спрятался от дождя под крышей.
Врач назначил пациентке инъекции.
На уроках литературы с целью развития интереса не только к произведению, но и к писателю и его творчеству я даю задание ребятам поискового характера – написать реферат о жизни и творчестве писателя. Учащиеся самостоятельно собирают необходимый материал, причем выполняют эту работу с большим интересом, зная, что их будут заслушивать на уроке. Так, в 8 классе в прошлом учебном году учащиеся писали рефераты на тему «Творчество поэтов пушкинской поры». Тематика рефератов самая разнообразная: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «Игорь Северянин – певец русской природы», «Творческий путь А.П.Платонова», «М.Д.Зверев – писатель-натуралист», «Творчество С.Я.Маршака», «Произведения Ф.М.Достоевского», «М.А.Шолохов в портретах и иллюстрациях», «С.В.Михалков – лучший русский баснописец ХХ века».
Удобна и другая форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам. Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке. Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Уровень А:
Из-за чего произошла ссора между Онегиным и Ленским? Как провел последнюю перед дуэлью ночь каждый из них?
Почему Онегин, приняв вызов на дуэль, осуждает себя?
Уровень В:
Как А. С. Пушкин изображает высшее общество Петербурга? Почему Татьяна вызывает уважение окружающих? Свой ответ подтвердите примерами из текста.
Каким вернулся Онегин в Петербург после странствий? Каково его душевное состояние?
Уровень С:
Сравните поместное и столичное дворянство в изображении А. С. Пушкина. Составьте план ответа.
Докажите, что нравственная позиция Татьяны выше, чем у Онегина. Составьте тезисный план ответа.
К числу стабильных видов самостоятельных видов работы с учениками относится домашняя самостоятельная работа, рассматриваемая как основная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. В качестве домашней работы по литературе нередко даю задание письменно ответить на вопрос проблемного характера, над которым нужно подумать, поразмышлять. Например, в 10 классе при изучении драмы «Гроза» прошу ответить на вопрос: «У Дикого власть над людьми материальная, у Кабановой – духовная. Чья же власть, на ваш взгляд, страшнее? Обоснуйте свой ответ». При изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» даю задание: «Назовите мотивы преступления Раскольникова. Письменно ответьте: какой же мотив, по-вашему, является главным. Мотивируйте свой ответ».Такие задания развивают письменную речь учащихся, их мыслительную деятельность, учат рассуждать, даже философствовать и, конечно, готовят к написанию сочинения.
Еще использую такой вид самостоятельной работы, как составление учащимися конспекта учебной статьи. Например, в 8 классе по всем темам, связанным с литературными направлениями – классицизмом, сентиментализмом, романтизмом и др. Такие задания помогают учащимся самостоятельно отбирать в тексте наиболее важный материал, вдумываться в прочитанное.
Один из самых сложных и важных вопросов в работе – это сочинения, рассказы, стихи учащихся. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить учащихся глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у учащихся интерес к чтению, развивать речь.
Если в старших классах сочинения - это объемные работы, то в среднем звене я обычно даю такие задания: при изучении темы «Библия» в 6 классе сочинить нравоучительную притчу, при изучении темы «Славянская мифология» сочинить историю о чёрте и смышленом человеке и др.
Такие работы помогают овладеть навыками грамотной письменной речи, развивают творческие способности, фантазию, а также подготавливают к написанию объемных письменных работ в старших классах.
Участие в конкурсных сочинениях также считаю одним из видов самостоятельной работы учащихся. Таких конкурсов в моей практике много: и посвященных юбилеям писателей и поэтов, и важным общественно-политическим событиям: 20-летию Независимости РК, роли личности в истории независимости государства, ежегодным посланиям Президента РК народу Казахстана. Есть работы, которые заняли призовые места в области и районе.
Большую трудность при написании сочинения вызывает подбор эпиграфа к сочинению. Я посоветовала ребятам завести отдельные тетради и писать в них яркие выразительные высказывания о Родине, о чувстве долга, о патриотизме, о природе и др.
Тетради с высказываниями – отличные помощники в подборе эпиграфов. Теперь в сочинениях учащихся эпиграфы практически не повторяются.
С интересом пишут учащиеся доклады.
Эта работа в большей мере, чем какая-либо другая, развивает навыки самостоятельного мышления и речь учащихся.
Очень часто я провожу викторины по творчеству писателей и поэтов. О том, что будет викторина по творчеству того или иного писателя, я сообщаю детям заранее. Такая работа способствует развитию самостоятельного поиска по творчеству писателя, расширяет кругозор. Ребятам приходится самостоятельно перечитать горы литературы по творчеству писателя, а также познакомиться непосредственно с его произведениями.
Например, викторина по творчеству А.Н.Островского.
Что помогло Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества и мещанства?
За что Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья»?
За что Островского вынудили уйти в отставку с государственной службы, отдали под негласный надзор полиции?
Как называется статья, которую посвятил Н.А.Добролюбов драме «Гроза»?
Какими словами заканчивается драма «Гроза»?
Какую сказку-пьесу создал Островский?
Кто автор музыки к этой сказке?
Какие пьесы Островского названы пословицами?
В новых учебниках по 12-летнему образованию введены задания – подготовить презентацию. Исходя из этого, я тоже начала давать такие задания. Подготовка к ним требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска.
Так, подготовлены учащимися такие презентации: по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и по жизни и творчеству Ф. И. Тютчева и М. А. Булгакова. Пока презентаций немного, но работа будет продолжена.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.
Полученные в ходе самостоятельной работы знаний, познавательный опыт приносят им удовлетворение.
На своих уроках я создаю среду, способствующую формированию у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Учу школьников следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.
Главное для меня – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить, они состоятся как личности. Ведь, как сказал А.С.Пушкин: «Самостоянье человека – залог величия его».
Литература
И.В.Журова «Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы…» в средних профтехучилищах
Москва «Высшая школа» 1979
Власова Е.Н. Самостоятельная работа учащихся V-VII классов на уроках русского языка. –
- М.: Просвещение, 1980
Нехаев А.В. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в старших классах вечерней школы. – М.: Просвещение, 1989
Панфилова Г.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984
Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением.
Москва «Просвещение» 1978