Методическая разработка Контроль и оценка деятельности обучающихся на уроках музыки
Контроль и оценка деятельности обучающихся на уроках музыки.Учитель музыки Нурлина Л.М.
Вопрос об оценивании результатов музыкального воспитания, проблема контроля и оценки музыкального воспитания в общеобразовательной школе вызывает много споров. Вопрос этот действительно сложный и вместе с тем важный. Как определяются критерии, по которым возможно оценить результаты музыкального воспитания? Как измерить воздействие музыки на внутренний мир ребенка, богатство его душевных переживаний? Сложность в том, что любая музыкальная деятельность является творческой
Как организовать контроль над успеваемостью в условиях безотметочного обучения в 1 м классе?.Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. У детей 6-7 лет очень сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. Но первокласснику еще не всегда понятна оценка. Его нужно к ней постепенно приучать. А как это делать? Используется учителями словесная оценка успеха:
«Молодец!» «Отлично!» «Умница!» «Мне нравится твое исполнение- (ответ)!» «Тебя приятно было слушать!», «У тебя все получится!», Индивидуальный разговор «по секрету» , улыбка, кивок головой , доброжелательная интонация Все это стимулирует деятельность учащихся. Действия по образцу учат детей видеть результат и оценивать его. Я прошу учеников: «Пропой как я!» «Послушай и повтори за мной» и т.д.
На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен, я использую сольное пение учащихся у инструмента. Все остальные учащиеся становятся слушателями-экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей звучит как вопрос: За что бы вы его (ее) похвалили?
Никогда не оценивается правильность выполнения всего задания. Всегда выбирается один из нескольких элементарных критериев, например:
выполнение правил пения;
чистота интонирования;
знание текста;
эмоциональность.
(Сегодня на уроке все очень хорошо работали. Каждого из вас хочется похвалить. Но у каждого есть свои достоинства, очень хорошо пели, точно определяли жанры, точно определили количество звуков и т. д.)«Самый активный», «Лучший исполнитель», «Лучший слушатель» является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий.
И лишь потом высказывать пожелания, замечания в доброжелательной форме:
«Мне бы хотелось…»
«А лучше сделать так…»
«Попробуй еще раз…»
Это помогает детям контролировать, оценивать себя и исполнителя, развивать речь.
1. Творческие работы:
а) рисунки;
б) иллюстрации к песне;
в) иллюстрации к прослушанным произведениям;
2. Лучшие работы, отражающие прогресс по музыке:
а) наградные листы( участие в конкурсах, в мероприятиях)
б) написание нот;
в) медали;
г) выполнение тестов, контрольных работ, кроссворды, викторины;
д) грамоты за участие в конкурсах;
ж) сочиненные мелодии, песни;
з) аудио записи с исполнением учащихся и др.
3. Продукты учебно-познавательной деятельности ученика: самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников;
б) доклады;
в) сообщения;
г) размышления об отобранных материалах и своем продвижении и прочее.
Формула «Опять ты не …» - верный способ вырастить Неудачника.
После перехода к отметочному обучению, оценка учителя является для школьников основным мотивом, который определяет их усилия. Важно, чтобы педагог ставил в пример школьнику не одноклассника, а результат его собственного творческого роста, что укрепляет доверие ученика к самому себе, своим возможностям. Но чтобы этот переход был безболезненным, при оценивании, в начальных классах мы используем элементы игры, опираюсь как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность. Это позволяет наиболее органично и безопасно для психики детей и в тоже время – прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей вести работу над становлением их общеучебных умений.
-на уроках музыки мы собираем картинку. Эта игра близка детям, т.к. аналогична современной - пазлы.
-«Узнай музыкальный инструмент» ит.д. «Угадай мелодию, угадай слова и т.д, рисуем музыку, танцуем. Делаем ритмические упражнения, скороговорки, используем элементы фольклора, инсценируем музыку. Песню.
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении,умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков,которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся,представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.(на инструментах, ритмическая пульсация под музыку)
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,умение сравнивать,обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ,включающий характеристику содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный,но неполный:дана характеристика содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный,но неполный,средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка,чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных,с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания,с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и,таким образом,создать наиболее благоприятные условия опроса. Так,например,предлагая ученику исполнить песню,нужно знать рабочий диапазон его голоса и,если он не соответствует диапазону песни,предложить ученику исполнить его в другой,более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни:куплет,припев,фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное,фальшивое (в практике оценка «два» неприемлема)
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию»(фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки,поделки и т.д.)
Например, по методу синквейн:
-Сформулировать основную мысль звучащего произведения,(два слова), -двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли, ----Охарактеризовать тремя прилагательными,-
- в одном предложениими выразить собственное отношение к основной идее произведения,
-одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения
7.тесты-Т.А.Затямина.(формы тестовых заданий разные-с выбором ответа, с тремя ответами, на выбор неправильного ответа, на дополнение,
на установление правильной последовательности
8.Ведение тетради по музыке
Требования к ведению тетради для учащихся 5-9 классов.
В тетрадь записываются:
1.Темы уроков.
2.Имена композиторов, музыкантов,даты их жизни.
3.Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.
4.Названия и авторы разучиваемых песен.
5.Сложно запоминающиеся тексты песен.
6.Музыкальные впечатления, мини -сочинения
7.Сообщения,выполняемые учащимися по желанию(по темам отдельных уроков.)
8.В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов,который пополняется из год в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.
Оценка выставляется за:
1.ведение тетради (эстетическое оформление, наличие всех тем, аккуратность.)
2.ведение словаря
3.выполненное домашнее задание.
4.самостоятельную письменную (творческую) работу.
Индивидуальный учет демонстрирует и школьникам и учителю результаты музыкального развития каждого: как ученик слышит музыку, насколько ясно понимает выразительное значение знакомых элементов музыкального языка, может высказать и обосновать свое отношение к произведению, выразительно исполнить песню и т.д. Индивидуальный учет позволяет выявить, кто из учащихся особенно нуждается в постоянном внимании учителя, а также лучших.
Как индивидуальный, так и коллективный учет может быть и текущим, и итоговым.
Сведения, получаемые учителем в процессе повседневных, текущих занятий, позволяют ему сделать выводы: как ученик усвоил материал, приобрел ли индивидуальные и коллективные навыки.
Текущий учет способствует проверке правильности планирования, обусловливает введение в него тех или иных корректив. Он тесно связан с планированием.
Итоговый учет – это не только показатели каких-либо контрольных мероприятий (различных опросов, выполнения заданий), обычно проводимых в конце четвертей (по полугодиям или в конце года), но и данные, полученные в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Этот момент необходимо иметь в виду, так как:
1. «Поголовный» опрос в конце четверти в значительной мере формален и не отражает подлинную картину музыкального развития учащихся. В его процессе нельзя определить, насколько развились любовь и интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, стремление самому исполнять и слушать музыку. Эти признаки качества музыкального воспитания должны фиксироваться постоянно, систематически, раскрывать динамику музыкального роста школьников.
2. Общий опрос требует довольно много времени. Урок в таких случаях фактически пропадает. Дисциплина во время такого опроса падает, что может отрицательно сказаться на последующих уроках.
Удачные формы итогового учета предложены В.К. Белобородовой( Это викторины и концерты по заявкам детей. В программе Д.Б. Кабалевского это заключительный урок-концерт года). Также тестовый контроль учащихся у Т.А.Затяминой, творческие приёмы и задания у Е.А.Смолиной. Такие формы контроля и учета позволяют учащимся, учителям, родителям наглядно увидеть полученные в процессе музыкального воспитания результаты.
К итоговым формам учета относятся и выступления детей в школе на различных мероприятиях и конкурсах районного, краевого, всероссийских уровней. Они также являются показателем рост музыкальной культуры учащихся. По результатам учащихся. учителя делают выводы о том, что им удалось выполнить, выявляют пробелы и недостатки в работе.
Но одним из главных условий успешного обучения будет и является - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение к музыке на уроках и вне, а также в повседневной жизни.